Использование изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ.
статья на тему

Денисова Елена Владимировна

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны, нуждаются в постоянном сопровождении взрослого, лишены возможности получать опыт от других          сверстников. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию детей и положительно влияет на их умственное развитие. Использование дополнительно на занятиях по рисованию различных техник изображения, приобретает высокую коррекционную значимость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

     Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны, нуждаются в постоянном сопровождении взрослого,  лишены возможности получать опыт от других сверстников. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. У детей снижена активность мышления, отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности и сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость. Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует.  

      Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Доминирующими чертами у детей с ОВЗ являются слабая эмоциональная устойчивость, агрессивность, трудности в общении со сверстниками, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка.   Продуктивная деятельность играет важную роль и является движущей силой психического развития ребенка.

    Что-то необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию детей и положительно влияет на их умственное развитие. Использование дополнительно на занятиях по рисованию различных техник изображения, приобретает высокую коррекционную значимость. Дети узнают, что рисовать можно красками, карандашами, фломастерами и т.д.

Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, созданы следующие условия:

  • Создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное наблюдение во время прогулки за объектами окружающей действительности, обыгрывание предметов, предназначенных для изображения;
  • Организация предметной среды (специальные столы, большие листы бумаги для рисования, карандаши, кисти, краски, тушь, гуашь фломастеры, мыльную, воду, клей, нитки, верёвочки, губки, памазки;
  • Формирование удобной позы ребенка при рисовании: лежа, сидя в свободном положении;
  • Проведение специальных упражнений по развитию движений пальцев и кисти рук;
  • Обязательная совместная деятельность детей и педагога.

Работа с детьми велась в двух взаимосвязанных направлениях: усложнение уже освоенных техник и знакомство и освоение новых изобразительных приемов, которые подразумевают использование новых материалов, инструментов, способов рисования. Мною были поставлены следующие задачи:

  • Развитие у детей адекватных эмоциональных реакций при рассматривании доступных их пониманию различных предметов;
  • Развитие у детей восприятия основных свойств и качеств изображаемых предметов (цвет, форма, величина, фактура);
  • Формирование, уточнение и обогащение представлений об объектах окружающего мира;
  • Развитие целенаправленных движений кисти и пальцев рук, движений обеих рук под контролем зрения;
  • Знакомство с элементарными материально-техническими средствами изобразительной деятельности;

В целях развития художественной деятельности у детей старшего возраста с ОВЗ я изучила методическую литературу по проблеме, подобрала игры и упражнения, стимулирующие художественную деятельность детей.

Особое внимание уделила созданию предметно развивающей среде, в которой находится ребёнок, информационной доступности среды для самостоятельного освоения. Я создала эмоционально привлекательный для детей уголок изотворчества: яркий, необычный, информационно, продуктивно насыщенный, доступный для практической деятельности детей разместила(альбомы на различные темы «Природа»», «Мир животных»,  фломастеры, различные виды красок, художественную литературу с различными техниками рисования, карандаши, клей, воск ,нитки, веревочки, полые трубочки, различные виды шаблонов, штампы, помазки, губочки, листы для рисования. На основе полученных детьми знаний я строю продуктивную деятельность: рисуем окружающую нас природу, конструируем из бумаги, оформляем альбомы на темы: «Легенды сказок», выполняем различные композиции на праздничных открытках и т.д.

Эмоции от полученных знаний подталкивают детей к художественному творчеству. Таким образом, все это способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ОВЗ в целом.

Список литературы:

1. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие. Лебедева Е.Н. - М.: Классика Стиль, 2004.

2.Т.Н. Даронова, С.Т. Якобсон. "Первые шаги в мире искусства" Москва Просвещение 1991г.

3. Н.А. Горяева. "Занятия по изодеятельности в детском саду" Москва "Владос" 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми в возрасте 4-5 лет (средняя группа)»

Тема моей работы: «Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми в возрасте 4-5 лет (средняя группа)».       Способность к изо...

Технология использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми

В консультации представлены задачи, которые решаются в процессе приобщения детей в рисованию и предполагаемый результат практической работы. Представлено описание различных техник изобразительной деят...

Использование изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушением речи

Выступление на  ПедСовете "Использование изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушением речи"...

«Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Описание нетрадиционной техники изодеятельности которую использую на занятиях с детьми ,немного истории возникновения и конечно работы детей.Ну и некоторые из своих работ....

«Использование техник нетрадиционной изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ»

«Использование техник нетрадиционной изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ, посещающих группу «Дети со сложными дефектами»»...

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

        Неклассические техники в практике дошкольных учреждений уже давно нашли применение. Более того, получили одобрение. И это неслучайно. Ведь неклассические техники даю...

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста".

Доклад на тему : " Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста "....