Главные вкладки

    Проект (младшая группа) на тему:
    Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"

    В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл adaptatsiya.docx28.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект по психологическому сопровождению семьи на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребенка.

     «В детский сад без слез»

    Актуальность

    Адаптационный период – серьезное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

    В настоящее время невостребованные в 90-х гг. детские сады переживают настоящий “бэби-бум”. Родители вынуждены записывать своих детей в очередь чуть ли не с рождения. Но нередко поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями.         

            В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка тяжёлой или дезадаптации является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая “учеба” зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.

    В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого “несадовского” (а потом и “нешкольного”) ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.

    Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно к нам в ДОУ приходят и участвуют в этом сложном процессе от 40 до 50 и более малышей.        

    Если взять  анализ адаптации по нашему детскому саду за прошедший год, то можно увидеть следующее: в д/с поступило 54 ребенка (четыре  младших  групп).  Из них  (60%) детей по наблюдениям показали лёгкий уровень адаптации;  детей (35%) – имели среднюю,  5% усложнённую степень адаптации (по диагностике адаптации у младших дошкольников в детском саду Л.В. Макшанцевой). В 2013-2014 учебном году в нашем ДОУ набирается 4 группы младших дошкольников (53ребенка).

    Анализ деятельности нашего дошкольного учреждения в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна: воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.

    Исходя из этого, в нашем ДОУ возникла необходимость в создании комплексной модели  психолого-педагогического сопровождения  младших дошкольников к условиям ДОУ.

    Продолжительность проекта: долгосрочный.

    Тип проекта: практико – ориентированный.

    Участники проекта: дети, родители, педагоги.

    Возраст детей: 1-3 лет.

    Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Легкая адаптация к условиям детского сада, вхождение в социум. Успешный переход на более высокую ступень ДОУ из яслей во вторую младшую группу.

    Цель проекта: Эмоционально - личностное развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к ДОУ, а также развитие всех психических процессов в тесном взаимодействии всех участников проекта.

    Задачи

    для детей:

    Создание атмосферы эмоциональной безопасности;

    Развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

    Развитие коммуникативных навыков;

    Сенсорное развитие;

    Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;   

    Формирование доверия к педагогам.

    Освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.

    Для родителей:

    Создание доверительных отношений с ребенком в период адаптации к ДОУ;

    Знакомство  родителей с психическими особенностями раннего возраста;

    Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в детский сад;

    Учить родителя взаимодействовать с ребенком в процессе предметно - развивающей деятельности

    Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

    Для педагогов:

    Разработать рекомендации для педагогов  по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.

    Обучение воспитателей методам проведения игр с детьми в период адаптации оказания консультативной помощи родителям;

    Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение.

    Название итогового мероприятия проекта: «Большие успехи маленьких людей».

    Продукты проекта

    Для детей: Групповые занятия совместно с родителями в рамках адаптационного клуба «Вместе с мамой», групповые и индивидуальные занятия по авторской программе «Развивай - ка».

    Для родителей: Активное взаимодействие родителя с ребенком в рамках адаптационного клуба «Вместе с мамой», включающая как теоретическую форму  (консультации, дискуссии), так и практическую, упражнения, игры, а также совместная деятельность родителя с ребенком (игры, совместное творчество), медико – педагогический совет.

    Для педагогов: Практикумы, консультации по вопросам воспитания и развития детей в адаптационный период.

     Фитнес – терапия – снятие физического  и эмоционального напряжения, повышение жизненного тонуса и работоспособности.

    Ожидаемые результаты по проекту

    Для детей: успешная адаптация детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения.

    Для родителей: Повышение  заинтересованности родителей к вопросам развития детей раннего возраста. Повышена педагогическая культура родителей и уровень семейного воспитания. Сформирован   интерес к жизни ребенка в детском саду, снижена тревожность родителей при поступления ребенка в ДОУ. Сформирована активная позиция в процессе адаптации ребенка.

    Для педагогов: Повышен уровень  знаний об  особенностях адаптационного периода и способах общения с детьми в соответствии с их возрастом.

    Освоены новые приёмы взаимодействия с родителями и детьми в период их адаптации к условиям ДОУ. Повышен жизненный тонус, позитивный настрой к работе.

    Основные направления, механизмы, средства и способы реализации проекта

    Подготовительный этап.

    Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад  является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему. В период адаптации у ребенка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

    Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Основные эмоциональные состояния, которые владеют ребенком в этот период в основном отрицательные: страх, печаль, гнев, но есть и положительные, например, удивление, интерес от знакомства с новым – обстановкой, деятельностью.

     Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. По своим результатам адаптация бывает разной: позитивной, негативной.

    Учеными (Р. Калинина, Л. Семенова, Г. Яковлева) было выявлено три фазы адаптационного процесса:

     1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

     2) подострая фаза характеризуется неадекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

     3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

             Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность); внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

    Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. От успешности деятельности педагогов и специалистов  в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Отрицательный опыт адаптации может сыграть негативную роль в первом классе школы.

     Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.

    1 этап

    Организация и проведение адаптационного клуба «Вместе с мамой» на основе программы педагогов- психологов г. Нижнекамска «Ладушки - ладошки». Составители: Айметдинова А.И. ДОУ № 67, Бубнова С.Ю. ДОУ № 57, Данилова Ж.Ю. ДОУ № 41, Ерычева М.В. ЦРР – ДОУ №  89, Кондратьева Г.И.  ДОУ № 3

     Занятия проводятся с ноября по май 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 1 час. Занятия организуют два специалиста: педагог – психолог, задачи которого:

    - учить взаимодействовать детей друг с другом в игровой деятельности;

    - организовать и сплотить детский коллектив;

    - развивать психические процессы посредством арт- терапии и дидактических игр и пособий.

    Музыкальный руководитель, задачи которого:

    Развитие эстетического воспитания;

    Администрация дошкольного учреждения  знакомит с детским садом, с будущими воспитателями, с режимными моментами.

    Первичная диагностика, сбор информации. Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребёнка, его адаптационные возможности. При этом используется анкетирование родителей, (приложение - прогноз адаптации; анкеты для родителей).  На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ, и анализом медицинской карты ребёнка медсестрой. По полученным результатам определяют прогноз адаптации.

    2 этап

    Реализация модели комплексного психолого-педагогического сопровождения адаптации вновь поступивших младших дошкольников. На данном этапе предполагается  активное взаимодействие специалистов ДОУ (медсестра, педагог-психолог, воспитатели)  и родителей ребёнка. Цель данного этапа: психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации ребенка к ДОУ, психолого-педагогическое просвещение педагогов, создание условий для успешной работы, облегчение процесса адаптации детей  к условиям  ДОУ через создание положительной атмосферы в группе, снятия внутреннего напряжения.

    Взаимодействие с родителями воспитанников

    1. Разработать и реализовать психолого-педагогическую образовательную программу по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для успешной адаптации младших дошкольников к ДОУ  «Наш малыш».

    Цель программы: создание условий для взаимодействия семьи и ДОУ в интересах развития  ребёнка. Встречи по программе клуба будут проводиться один раз в неделю с августа по октябрь (всего 12 занятий по 60мин).  В программе встреч предполагается участие педагога-психолога, воспитателей, медсестры и родителей.

    В программе будут использоваться следующие методы работы с родителями и педагогами:

    - проведение родительских собраний

    - мастер-классы;

    - направленные беседы;

    - групповые консультации;

    - использование ИКТ (презентации, методические рекомендации, видеоматериалы и т.д.).

    Темы для собраний клуба:

    1. «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду»,  

     «Особенности адаптации ребенка к детскому учреждению»,

    «Игры и развивающее оборудование для занятий с детьми дома», «Показатели адаптированности ребенка к ДОУ»,

    «Наличие у детей навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад».

    2. Консультации педагога-психолога по запросу родителей (индивидуальные и групповые).

    3. Оформление уголка родителей в группах и стенда психолога («Особенности развития детей 3-года жизни», «Живу по расписанию», «Я играю целый день, мне играть совсем не лень», «Сильные, смелые, здоровые, умелые», «Взяли в руки карандаш»).

    Взаимодействие с педагогами

    1. Групповое и индивидуальное консультирование педагогов по вопросам адаптации и развитию детей 3-го года жизни («Первые дни ребенка в детском саду», «Игры с детьми в адаптационный период», «Особенности адаптации детей к ДОУ»).  Консультирование педагогов начинается до начала приёма детей в группы ДОУ.

    2. Консультативная помощь в организации предметно-развивающей среды и психологических уголков в группах ДОУ.

    3. Организация и проведение «Фитнес - терапии», которая проводится в три этапа: 1 этап. Силовые и аэробные упражнения в течение одного часа. Цель: повышение жизненного тонуса, работоспособности, профилактика эмоционального выгорания. 2 этап. «Фито - терапия». Цель: в зависимости от сочетания трав: расслабление, тонизирование, профилактика ОРЗ. 3 этап. «Релаксация, с элементами аутотренинга». Цель: эмоциональное и физическое расслабление, ощущение позитивного настоящего и светлого будущего.

    Взаимодействие с воспитанниками

    1. Участие педагога-психолога  в ежедневном приёме детей в группу. Проведение игр.
    2. Групповые занятия с детьми по собственной авторской программе «Развивай- ка».  Проводятся один раз в неделю по 10 минут.

    3 этап 

    Диагностика и анализ проведённой работы. Проводится диагностика адаптации младших дошкольников в детском саду Л.В. Макшанцевой, психологическая диагностика  в раннем возрасте Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Создаётся рефлексивный отчёт о проделанной работе.

    Итогом проекта является проведение развлечения «Большие успехи маленьких людей», который проводится в три этапа:

    1. Этап. Отчет о проделанной работе проекта «В детский сад без слез»- обмен мнениями и пожеланиями. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ.
    2. Этап. Фото и видео отчеты занятий и мероприятий, проводимых с детьми.
    3. Этап. «Мой первый выпускной». Развлечение для детей с участием сказочных героев. Чаепитие – угощение детей сладкими подарками.

    Ожидаемые результаты проекта:

    1. Положительная динамика увеличения числа младших дошкольников с лёгкой степенью адаптации.
    2. Педагоги и родители повысят уровень  знаний об  особенностях адаптационного периода и способах общения с детьми в соответствии с их возрастом.
    3. Педагоги освоят новые приёмы взаимодействия с родителями и детьми в период их адаптации к условиям ДОУ.

    Критерии  оценки результатов реализации проекта

            Рост числа детей показавших лёгкую степень адаптации к условиям ДОУ на  40%.

    Ресурсное обеспечение

    Для реализации проекта дополнительное кадровое, материально-техническое, информационно-методическое ресурсное обеспечение не потребуется.

    Список используемой литературы:

    1. Бабенко А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - с. 32-34

    1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.
    2. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение,1983. - 80с.

    1. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса,2002. - 120с.

    1. Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - с. 2-9

    1. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36
    2. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб: Речь,2002. - 306с.

    1. Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - с. 3-1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Проектная деятельность в коррекционной группе детского сада»

    Доклад  об особенностях проектной деятельности в коррекционной группе детского сада с детьми, имеющими общее недоразвитие речи...

    Проектная деятельность в старшей группе детского сада "Витамины на окошке".

    Проетк предназначен для детей 5 - 6 лет, краткосрочный. Сроки выполнения март - сентябрь....

    Проектная деятельность в старшей группе детского сада по теме "Космос далекий и близкий"

    Проектная деятельность в старшей группе по теме "Космос далекий и близкий"...

    Проектная деятельность в старшей группе детского сада "Дикие животные Кузбасса"

    Проект посвящён изучению многообразия животного мира нашего края, выделению  существенных и отличительных признаков животных, воспитанию доброго отношения, развитию желания беречь и заботи...

    Проектная деятельность в старшей группе детского сада. Проект «Моя семья»

    Семья и ДОУ — два института социализации детей. Проектная деятельность в старшей группе детского сада. Проект «Моя семья»...