Открытое занятие по Познанию:«Удивительное в камне»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Смитрович (Степанова) Наталья Николаевна

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с каменным углём через поисково-познавательную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по Познанию:«Удивительное в камне»

Программное содержание:

1.познакомить детей старшего дошкольного возраста с каменным углём через поисково-познавательную деятельность.

2.развитие способности видеть многообразие мира, расширяя кругозор ребёнка; формирование интереса к углю, как природному  богатству; расширить представления о  труде шахтёров;  развивать инициативность и самостоятельность; активизировать словарь детей (шахта, экскаватор, добыча).

3. воспитание уважительного отношения к людям труда, чувства гордости за свою страну. Воспитание любви к читательской деятельности Создание радостного настроения от совместной  деятельности педагога с детьми.

Интеграция образовательных областей: «Социально–коммуникативное», «Познавательное», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие»

Материалы и оборудование: полезное ископаемое-уголь, лупы, стаканчики с водой , листы бумаги, геометрические фигуры, мешочки-помощники, мини-музей.

Планируемые результаты: повышение уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Увеличение познавательного интереса детей к практическим опытам.

Ход занятия:

1. Организация детей.

-Привет. Я Даша-путешественница. А это мои верные друзья башмачки.

А Вас как зовут? Сколько вам лет? Ой, какие большие.

-Я рада знакомству с вами.

2. Ход занятия.

(Голос: «Даша, Даша, Даша)

-Ой. Кто меня зовёт?. Этот звук доносится  из моего рюкзака. Чтобы  открыть рюкзак и узнать что там, нужно сказать 5 волшебных слов.

(Рюкзак открывается, Маша достаёт книгу сказок).

 Вам известно,  что это? (большая книга сказок). А вы любите сказки?     А-а. Эй. Вы видите, что из книги выглядывает его величество -Царь. Но почему же он такой грустный? Хотите узнать?  Тогда давайте смотреть.

(включается проектор, воспитатель начинает рассказывать сказку)

« В тридевятом царстве, тридесятом государстве жил был царь. Однажды приказал он принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его королевстве. И что только люди не несли царю: редкие цветы, мешки золота, камни самоцветные, необычных животных и птиц.

- А что бы вы принесли царю в подарок?

А вот один бедный мужичок подал царю простой чёрный уголёк.

«Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!»

Обиделся уголёк, да в тот миг  и пропал. Стало во владениях царя темно и холодно. Света нет, и печи нечем растопить. Царское оружие пропало -железа то нет. Да и меча не сковать.

От всего этого разболелась у царя голова. Хотел, было он, принять таблетку, а лекарства то пропали, ведь они тоже из угля сделаны. Решил царь бежать из дворца. Хвать кафтан: «Батюшки, ни одной пуговицы» Даже картины в царстве исчезли, потому что  многие краски из уголька делают. Исчезло всё, словно ничего и не было. Пожалел тогда царь о своём поступке, да как вернуть уголёк в королевство своё не знает.

-Что же теперь будет? Это сказка не добром кончилась.  Почему это произошло? Как же всё исправить?

(На экране появляется уголёк)

«Я – чудесный уголёк,

Чёрный у меня бочёк,

Ярко я в печи горю,

Людям пользу я несу!

А царь не знает обо мне ничего, и знать не хочет»

-Милый уголёк, не расстраивайся. Мы с ребятами хотим знать о тебе, правда ведь ребята?

Уголёк: А что вы хотели бы знать обо мне?

(Почему горит, где  добывают, кто добывает, какие машины помогают,  какой ты, что из тебя делают)

Ой как много ребята хотят узнать обо мне.

Маша: «Ребята, скажите,  где можно найти ответы на наши вопросы?» (из интернета, спросить у взрослых, прочитать в книге).

Итак,  мы отправляемся  в путешествие за знаниями о нашем угольке. Но перед этим необходимо размять наши башмачки.

(Музыкальная разминка)

-Ребята, уголёк решил нам немного помочь и оставил нам  мешочки-подсказки с цифрами.  Но злой лисёнок Жулик их стащил и унёс в лес. Чтобы попасть в лес ,необходимо перейти через мост. Идём. Ребята! Мост сломан, Это проделки Жулика. Мост надо отремонтировать, закрыв дыры  подходящими геометрическими фигурами.

Вот мы и на месте!

Ищем мешочек с номером 1.

Попадаем в лабораторию. Сейчас мы узнаем о свойствах угля.  Одеваем перчатки, берём кусочки угля. Рассматриваем. Описываем (чёрный, твёрдый, блестящий, на руках остаётся угольная пыль).

Сравнение песка с углём.

Интересно. Можно ли рисовать углём? Попробуйте что-нибудь нарисовать на листе бумаги.

Ищем мешочек номер 2

О том почему горит уголь , и почему его называют каменным - узнаете у взрослых? Уголь образовался из древних растений и деревьев . которые росли на нашей планете в эпоху динозавров. Поэтому он хорошо горит. Показ картинок с отпечатками растений и насекомых

Ищем подсказку номер 3

Уголёк: Знаете ли вы, кто помогает мне выйти из под земли на поверхность? Это люди, которые работают в шахтах и на угольных разрезах (буровики,  взрывники, бульдозеристы,  экскаваторщики, белазисты)

О том как , кто и где добывает уголь узнаем из интернета.(просмотр)

Звучит колокольчик. Время отдыха. Физминутка.

Уголь в земле глубоко залегает.(Приседания)

На разрезах его горняки добывают.

На смену шахтёры идут все с утра.

Угалёк Кузбасса поднимать им пора. (наклоны вправо –влево).

Шахтёры,шахтёры на смену идут.

Не лёгок, но очень почётен их труд.

Д.и. «Машины- помощники»-помоги царю выбрать картинки машин,  которые используются для горнодобывающей промышленности.

(Показ слайдов: белаз. Камаз, Скорая, пожарная, фургончик с мороженым, экскаватор и т п)

Если согласны-пальчик вверх, не согласны-вниз.

Подсказка номер 4. «Музей вещей».  Что можно изготовить из угля? Подойди к столу и выбери предметы.

Уголь похож на эти вещи? И всё- таки их делаю из угля путём сложной переработки.

3. Итог.

На экране появляется царь. Ну что же ты не весел? Плохо тебе без уголька? Послушай, что дети о нём узнали.

Вот как важен и нужен уголь! Простил уголёк царя и вернулся назад.

Вот и сказочке конец, а кто слушал-молодец!

Маша: «Ой, я забыла Вам сказать, что из угля делают сиропы для конфет! Хотите попробовать?

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наш Кузбасс богат углем. Это основное богатство нашего края. Дети о нём совершенно ничего не знают, кроме того, что им топят дома печи. Однажды рассматривая с детьми коллекцию минералов Кузбасса, дети обратили внимание на чёрный камешек, это был каменный уголь. У нас в Тисульском районе добывают бурый древесный уголь. Как его добывают, дети не знают.

На вопросы «У кого из вас дома есть уголь? Для чего он нужен?» они бойко отвечали: «У нас много угля в сарае. Родители топят им печку».

«Да, - продолжила я,- в шахтах и угольных разрезах Кузбасса добывается основное твёрдое топливо России – каменный и бурый уголь. А что вы знаете об этом полезном ископаемом?»

С этого вопроса и с желания детей больше узнать о родном крае, возникла идея, как можно больше дать детям знаний о природных богатствах Кузбасса. В решении этого вопроса, неоценимую помощь оказала книга «Рабочие плечи Кузбасса. Страницы героической биографии», изд. 1977. Дети слушали увлекательные рассказы, стихи о Кузбассе, рассматривали иллюстрации. Рисовали рисунки на конкурс «Я горжусь тобой Кузбасс», «Люблю родной Кузбасс», «Я – маленький Кузбассовец».

Проводила с детьми познавательные беседы на тему «Главный камень Кузбасса», «Кто добывает уголь?». Дети узнали об истории освоения недр Кузбасса, о промышленности Кузбасса, о роли шахтёрского труда в жизни города и страны. В заключение этой темы, провела открытое занятие, с приглашением родителей «Уголь – главное богатство нашего края».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебный мир камня"

Конспект открытого занятия в старшей группе «Волшебный мир камня»Провели: воспитатель Артемова Наталья Анатольевна                  ...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебный мир камня"

Занятие дает  детям представление о том, что камни  в природе есть в земле, в реке, море, поэтому их называют речными и морскими, знакомит с использованием камней человеком; развивает ...

Конспект по образовательной области "Познание" - "Удивительные камни"

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разнообразием мира камней и их свойствами...

Открытое занятие по экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Задачи:Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большо...

Конспект открытого занятия образовательная область "Познание" в старшей группе на тему: "Удивительный мир камней"

Цель занятия: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами, вместе с детьми классифицировать камни по признакам, развивать визуальную, мышечную память, глазомер, логическое мышление, ...

Конспект открытого занятия "Путешествие в волшебную страну камней" (подготовительная группа)

Камешки Марблс являются настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.   Этот материал позволяет решать мне широкий спектр задач:1. Развитие м...