Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Тайна камней» с детьми средней группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Бережная Елена Васильевна

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности содержит игровые упражнения, сказку, динамическую паузу, загадку, опыты с камнями. К конспекту прилагаются две презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад№35 «Светлячок» комбинированного вида

  г.Новотроицк Оренбургская область.

Конспект открытого занятия

по познавательному развитию

«Тайна камней»

с детьми средней группы

https://i.ytimg.com/vi/23-sb16c61M/maxresdefault.jpg

Подготовила:

воспитатель Бережная Е.В.

Аннотация: конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности «Тайна камней» с детьми средней группы, рассчитан на 20 минут. Конспект содержит игровые упражнения, сказку про гору, динамическую паузу «Гора и камни», загадку, опыты с камнями. К конспекту прилагаются две презентации «Опыты с камнями» и «Одежда Земли».

Организационная информация

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

Познавательно-исследовательская деятельность (опыты с камнями)

Игровая деятельность (игры с камнями)

Чтение художественной литературы (загадка, чтение сказки про гору)

Коммуникативная деятельность (беседа воспитателя с детьми в форме вопросов и ответов)

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Тайна камней»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Словесные (загадка, сказ про гору, ответы – вопросы )

Наглядные  (игрушка – ворона Каркуша, камни разного размера и формы, маленький чемоданчик, киндер-скорлупки с камушками внутри, поролон, тазик с водой, картинки-схемы опытов, ноутбук, презентация «Каменная одежда», конфеты драже)

Игровые (динамическая пауза «Гора и камни»)

3.

Интеграция образовательных областей

Художественно-эстетическое развитие (презентация «Каменная одежда», картинки-схемы опытов, игрушка – ворона Каркуша)

Речевое развитие (загадка, выводы в ходе опытов, ответы на вопросы)

Физическое развитие (динамическая пауза).

Социально-коммуникативное (игровые упражнения).

4.

Возрастная группа:

Средняя группа (дети 4 – 5 лет)

5.

Цель:

Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

6.

Задачи:

6.1

Обучающие

-формировать умение обследовать и классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, плавучесть);

-учить фиксировать полученные впечатления в речи.

6.2

Развивающие

-развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности;

-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе.

6.3

Воспитательные

-воспитывать        эмоционально-положительное отношение         к        познавательной деятельности.    

7.

Планируемые результаты:

7.1

Обучающие

Умеют классифицировать камни по различным признакам (форма, цвет, размер, плавучесть);

Умеют, полученные впечатления, отражать в речи.

7.2

Развивающие

Внимательно наблюдают, слушают, выполняют задания по ходу познавательно-исследовательской деятельности;

Умеют устанавливать причинно-следственные связи в природе.

7.3

Воспитательные

В ходе познавательно-исследовательской деятельности проявляют интерес, эмоциональный отклик на результаты работы.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Игрушка – ворона Каркуша, камни разного размера, цвета и формы, маленький чемоданчик, киндер-скорлупки с камушками внутри, поролон, тазик с водой, ноутбук, презентации «Исследем камни» и «Каменная одежда», конфеты драже.

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

1. Беседы: «Что такое горы», «Какими бывают камни?», «В гостях у хозяйки горы», «Украшения из камня».

2. Рассматривание детской энциклопедии «Окружающий мир», иллюстраций гор и горных ландшафтов, полезных ископаемых, разновидностей камней.

3. Чтение сказки «Три поросенка», «Серый камешек».

4. Наблюдение за камнями на прогулке, за камешками в аквариуме.

5.Игры с камушками в сухом аквариуме.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

5 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Здравствуйте ребята, я вас рада всех видеть. Какое сегодня замечательное утро! Вы согласны со мной?

«Рано солнышко проснулось (потянулись)

Всем ребятам улыбнулось (улыбнулись)

Лучик ярко подало (руки вперед)

Всех ребят в сад зазвало (взялись за руки)»

Восп.: Меня зовут ……………, я пришла к вам в гости, но пришла не одна. Угадайте с кем.

Загадка

Птица чёрная кружится,

Кар-кар! - кричит и веселится.

Всем известная персона

А зовут её …..(ворона)

(показывает игрушку - ворону Каркушу с чемоданом)

Каркуша (воспитатель): Отгадали, это я!

Рада встречи, детвора!

Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с Каркушей.

Дети приветствую Каркушу.

Воспитатель: Каркуша, какие новости ты принесла на своём хвосте?

Каркуша (воспитатель): Я летала за морями,

За высокими горами.

И привезла вам что-то интересненькое.

(открывает чемодан с камнями)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это? (Ответы детей: камни)

Как вы думаете, сколько их здесь? (Ответы детей)

Воспитатель: Каркуша, а можно мы ими полюбуемся?

Каркуша: Конечно, для этого я их детишкам и принесла.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые камешки принесла Каркуша. Как вы думаете, камни все одинаковые?(Ответы детей. Презентация «Исследуем камни» Слайды 2, 3, 4)

- Правильно, камни разные. Скажите, какие они по величине? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, выберите один большой камень.

- Артём, какой камень ты нашёл?(…)

- Каркуша, а какой камень у меня в руке?

Каркуша: Я не знаю.

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Как же ты не знаешь? Ребята, поможем Каркуше определить, какой я держу камень? (Ответы детей) 

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, рассказать Каркуше, что вы знаете о камнях? (Ответы детей)

Ну что, Каркуша, послушаешь ребят?

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Ребята, о чем мы расскажем Каркуше? (Ответы детей)

II.

Основная часть:

25 мин.

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Воспитатель: Ребята, а теперь выберите маленький  и большой камешек?

- Ребята, покажите Каркуше маленькие камешки? А теперь большие? (Каркуша хвалит детей)

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Воспитатель: Ребята, а теперь представьте, что ваши руки (ладошки) – это весы. Возьмите в одну руку большой камень, а в другую маленький. Подержите, подумайте и определите, какой из камней лёгкий, а какой тяжёлый?

-Вика, как ты думаешь, большой камень он тяжелый или легкий?

А как думает Тимофей?

Воспитатель: Видишь, Каркуша, большой камень, он тяжёлый.

- Ваня покажи всем маленький камень и скажи, он тяжёлый или лёгкий?(…)

Воспитатель: Правильно! Каркуша, ты поняла, что большие камни – тяжёлые, а маленькие - лёгкие. А ребята, запомнили? Покажите мне с Каркушей ещё раз тяжёлые камни. (Презентация «Исследуем камни», слайд 5)

Воспитатель: Ребята, я открою вам один секрет, камни умеют говорить. (Раздает каждому ребенку киндер-скорлупки с камушками внутри)

В руки камешки возьмите

Друг о друга постучите.

Что вы услышали? (звук, стук). Правильно, камни издают звук, если ими постучать. (Презентация «Исследуем камни», слайд 6)

А сейчас снова, в руки камешки возьмите

Друг о друга постучите.

Наши камешки стучат,

Вот так, вот так.

Не разбить их нам никак.

Каркуша: Ой, а почему же камни не разбились?

Воспитатель: Кто ответит на вопрос Каркуши. Почему камни не разбились? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Камни твёрдые, поэтому они не бьются.

Поняла Каркуша.

Каркуша: Ну…..кажется поняла. Ой, вообще-то я уже устала, да и ребята тоже.

Восп.: Ребята, а давайте я научу вас новой игре. И тебя Каркуша тоже.

Динамическая пауза «Гора и камешки».

(дети стоят прижавшись друг к другу вокруг воспитателя)

«Жила-была большая  большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода, говорили, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звук дождя), а ветер уносил маленькие камешки (звук ветра). Вот так покатился один камешек, второй, третий…(воспитатель подталкивает детей по одному, они бегут на стульчики).

В конце концов гора стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору».

Просмотр презентации «Каменная одежда»

Восп.: Каркуша, а ты знаешь, у планеты Земля, на которой мы живем, есть каменная одежда?

Каркуша: Карррр, кар-кар-кар, как это каменная?

Восп.: Предлагаю увидеть все своими глазами, внимание на экран.

«Там, где каменная «одежда» видна, на поверхности земли много камней и возвышаются каменные горы.

Они очень высокие, на них есть много выступов.

В горах очень мало растений.

А самые высокие горы покрыты снегом.

Но из-за того, что часто идут дожди, дует сильный ветер, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни и ветер их разносит повсюду.

Поэтому камни можно встретить везде».

- Каркуша, теперь ты поняла, что за каменная одежда у нашей планеты?

Каркуша: Да.

Воспитатель: А сейчас ребята, я предлагаю пройти за стол, там ждет нас много интересного.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что мы Каркушу не убедили, что камни действительно твёрдые. В таком случае я предлагаю проверить другим способом.

- Ребята, посмотрите, на поднос. Кто знает, что в нём лежит? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это небольшие кусочки поролона. Возьмите в руку поролон. Возьми Каркуша и ты. Предлагаю сжать и помять его. Какой поролон? (мягкий, легкий).

- Возьмите ребята в одну руку камень, а в другую руку поролон и сильно сожмите их.

Поролон сжимается? (да) Почему? (мягкий)

Камень удалось сжать? (нет) Почему? (твердый)

- А сейчас, мы определим, что легче, а что тяжелее, поролон или камень.(……….)

- Ребята, подумайте, что произойдет с камнем, если опустить его в воду? (утонет)

А что произойдет с поролоном, если опустить его в воду? (плавает)

Почему камень утонул? (тяжелый)

А почему поролон плавает на поверхности воды? (легкий)

Итак, ребята, какой можно сделать вывод: Камень - твёрдый, а поролон – легкий и мягкий. (Презентация «Исследуем камни», слайд 7)

Воспитатель: Каркуша, теперь - то ты поняла?

Каркуша: Да, вы меня убедили. А у меня к ребятам еще один вопрос, а для чего нам нужны камни, что с ними можно делать? (Ответы детей. Презентация «Исследуем камни», слайды 8, 9, 10, 11)

2.3

Самостоятель-ная деятельность детей по закреплению нового знания

Рассматривание камней.

Опыты с камнями:

1.Размер камней;

2.Цвет камней;

3.Форма камней;

4.Вес камней;

5.Звук камней.

III.

Заключительная часть

5 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним всё, что мы узнали о камнях. Какие они бывают?

Ответы детей: Камни бывают большие и маленькие; тяжёлые и твёрдые; камни не бьются и тонут в воде; можно извлечь звук; у Земли есть каменная «одежда».

Воспитатель: Молодцы!

Каркуша: Хвалит детей, благодарит за интересно проведённое время.

Ну, а теперь пришла пора,

Попрощаться нам друзья.

Вы, ребята, помогите,

Камешки все соберите.

(дети собирают камни в чемодан.)

Каркуша: Ой, ребята, да у меня в чемодане ещё камушки лежат. Но они не простые, они вкусные, да разноцветные.

Вы в группу их возьмите,

И друзей всех угостите!

Прощаются.

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Изобразительная деятельность (лепка) (ХЭР)

Рисуем на камушках. «Рисуем крепкий домик для поросят». Лепим домик из камушков.

4.2

Чтение художественной литературы (РР)

Рассматривание детской энциклопедии «Камни» и коллекции камней. Чтение сказки «Суп из камня»

4.3

Конструирова-ние (ПР)

Выкладываем из камней.

4.4

Игровая деятельность

Игры с камушками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОАУ «Детский сад №35 «Светлячок» комбинированного вида г.Новоторицка Оренбургской области Каменная одежда Земли Подготовила: воспитатель Бережная Е.В.

Слайд 2

На поверхности земли много камней и возвышаются каменные горы

Слайд 3

Каменные горы очень высокие, на них есть много выступов

Слайд 4

В горах очень мало растений

Слайд 5

Самые высокие горы покрыты снегом

Слайд 6

Горы постепенно разрушаются под воздействие дождей и ветра

Слайд 7

Камни можно встретить везде


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №35 «Светлячок» комбинированного вида г.Новотроицка Оренбургской области Исследуем камни Подготовила: воспитатель Бережная Е.В.

Слайд 2

Камни разного размера

Слайд 3

Камни разного цвета

Слайд 4

Камни разной формы

Слайд 5

Камни тяжелые

Слайд 6

Камни издают звук

Слайд 7

Камни тонут в воде

Слайд 8

Рисуем на камнях

Слайд 9

Камни-мозайка

Слайд 10

Постройки детей из камня

Слайд 11

Постройки из камней


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе "Домик для Гномика"

Задачи:Обучающие– познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, назначением, учить  сравнивать свойства камней и ваты, результат сравнения обозначать словами (тяжелый- легкая, тве...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Умка ищет маму" в средней группе.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Умка ищет маму" в седней группе....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию элементарных математических представлений в средней группе на тему: «Веселое путешествие»

Цель: формирование элементарных математических представлений, конструктивных способностей, коммуникативных навыков, расширять активный словарь детей.Задачи:Образовательные:1.Закреплять умение счи...

Открытое занятие по познавательному развитию (ФЭМП) «Водица — спасительница» для средней группы

Открытое занятие по познавательному развитию (ФЭМП) «Водица — спасительница» для средней группы...