Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Тайна камней» с детьми средней группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности содержит игровые упражнения, сказку, динамическую паузу, загадку, опыты с камнями. К конспекту прилагаются две презентации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад№35 «Светлячок» комбинированного вида
г.Новотроицк Оренбургская область.
Конспект открытого занятия
по познавательному развитию
«Тайна камней»
с детьми средней группы
Подготовила:
воспитатель Бережная Е.В.
Аннотация: конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности «Тайна камней» с детьми средней группы, рассчитан на 20 минут. Конспект содержит игровые упражнения, сказку про гору, динамическую паузу «Гора и камни», загадку, опыты с камнями. К конспекту прилагаются две презентации «Опыты с камнями» и «Одежда Земли».
Организационная информация | ||
1. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие |
2. | Вид деятельности детей | Познавательно-исследовательская деятельность (опыты с камнями) Игровая деятельность (игры с камнями) Чтение художественной литературы (загадка, чтение сказки про гору) Коммуникативная деятельность (беседа воспитателя с детьми в форме вопросов и ответов) |
Методическая информация | ||
1. | Тема образовательной деятельности | «Тайна камней» |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Словесные (загадка, сказ про гору, ответы – вопросы ) Наглядные (игрушка – ворона Каркуша, камни разного размера и формы, маленький чемоданчик, киндер-скорлупки с камушками внутри, поролон, тазик с водой, картинки-схемы опытов, ноутбук, презентация «Каменная одежда», конфеты драже) Игровые (динамическая пауза «Гора и камни») |
3. | Интеграция образовательных областей | Художественно-эстетическое развитие (презентация «Каменная одежда», картинки-схемы опытов, игрушка – ворона Каркуша) Речевое развитие (загадка, выводы в ходе опытов, ответы на вопросы) Физическое развитие (динамическая пауза). Социально-коммуникативное (игровые упражнения). |
4. | Возрастная группа: | Средняя группа (дети 4 – 5 лет) |
5. | Цель: | Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями. |
6. | Задачи: | |
6.1 | Обучающие | -формировать умение обследовать и классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, плавучесть); -учить фиксировать полученные впечатления в речи. |
6.2 | Развивающие | -развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности; -развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе. |
6.3 | Воспитательные | -воспитывать эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности. |
7. | Планируемые результаты: | |
7.1 | Обучающие | Умеют классифицировать камни по различным признакам (форма, цвет, размер, плавучесть); Умеют, полученные впечатления, отражать в речи. |
7.2 | Развивающие | Внимательно наблюдают, слушают, выполняют задания по ходу познавательно-исследовательской деятельности; Умеют устанавливать причинно-следственные связи в природе. |
7.3 | Воспитательные | В ходе познавательно-исследовательской деятельности проявляют интерес, эмоциональный отклик на результаты работы. |
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Игрушка – ворона Каркуша, камни разного размера, цвета и формы, маленький чемоданчик, киндер-скорлупки с камушками внутри, поролон, тазик с водой, ноутбук, презентации «Исследем камни» и «Каменная одежда», конфеты драже. |
9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | 1. Беседы: «Что такое горы», «Какими бывают камни?», «В гостях у хозяйки горы», «Украшения из камня». 2. Рассматривание детской энциклопедии «Окружающий мир», иллюстраций гор и горных ландшафтов, полезных ископаемых, разновидностей камней. 3. Чтение сказки «Три поросенка», «Серый камешек». 4. Наблюдение за камнями на прогулке, за камешками в аквариуме. 5.Игры с камушками в сухом аквариуме. |
Конспект занятия (образовательной деятельности) | ||
I. | Вводная часть | 5 мин. |
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Здравствуйте ребята, я вас рада всех видеть. Какое сегодня замечательное утро! Вы согласны со мной? «Рано солнышко проснулось (потянулись) Всем ребятам улыбнулось (улыбнулись) Лучик ярко подало (руки вперед) Всех ребят в сад зазвало (взялись за руки)» Восп.: Меня зовут ……………, я пришла к вам в гости, но пришла не одна. Угадайте с кем. Загадка Птица чёрная кружится, Кар-кар! - кричит и веселится. Всем известная персона А зовут её …..(ворона) (показывает игрушку - ворону Каркушу с чемоданом) Каркуша (воспитатель): Отгадали, это я! Рада встречи, детвора! Здравствуйте! Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с Каркушей. Дети приветствую Каркушу. Воспитатель: Каркуша, какие новости ты принесла на своём хвосте? Каркуша (воспитатель): Я летала за морями, За высокими горами. И привезла вам что-то интересненькое. (открывает чемодан с камнями) Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это? (Ответы детей: камни) Как вы думаете, сколько их здесь? (Ответы детей) Воспитатель: Каркуша, а можно мы ими полюбуемся? Каркуша: Конечно, для этого я их детишкам и принесла. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые камешки принесла Каркуша. Как вы думаете, камни все одинаковые?(Ответы детей. Презентация «Исследуем камни» Слайды 2, 3, 4) - Правильно, камни разные. Скажите, какие они по величине? (Ответы детей) Воспитатель: Ребята, выберите один большой камень. - Артём, какой камень ты нашёл?(…) - Каркуша, а какой камень у меня в руке? Каркуша: Я не знаю. |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель: Как же ты не знаешь? Ребята, поможем Каркуше определить, какой я держу камень? (Ответы детей) Воспитатель: Ребята, а вы хотите, рассказать Каркуше, что вы знаете о камнях? (Ответы детей) Ну что, Каркуша, послушаешь ребят? |
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Ребята, о чем мы расскажем Каркуше? (Ответы детей) |
II. | Основная часть: | 25 мин. |
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Воспитатель: Ребята, а теперь выберите маленький и большой камешек? - Ребята, покажите Каркуше маленькие камешки? А теперь большие? (Каркуша хвалит детей) |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Воспитатель: Ребята, а теперь представьте, что ваши руки (ладошки) – это весы. Возьмите в одну руку большой камень, а в другую маленький. Подержите, подумайте и определите, какой из камней лёгкий, а какой тяжёлый? -Вика, как ты думаешь, большой камень он тяжелый или легкий? А как думает Тимофей? Воспитатель: Видишь, Каркуша, большой камень, он тяжёлый. - Ваня покажи всем маленький камень и скажи, он тяжёлый или лёгкий?(…) Воспитатель: Правильно! Каркуша, ты поняла, что большие камни – тяжёлые, а маленькие - лёгкие. А ребята, запомнили? Покажите мне с Каркушей ещё раз тяжёлые камни. (Презентация «Исследуем камни», слайд 5) Воспитатель: Ребята, я открою вам один секрет, камни умеют говорить. (Раздает каждому ребенку киндер-скорлупки с камушками внутри) В руки камешки возьмите Друг о друга постучите. Что вы услышали? (звук, стук). Правильно, камни издают звук, если ими постучать. (Презентация «Исследуем камни», слайд 6) А сейчас снова, в руки камешки возьмите Друг о друга постучите. Наши камешки стучат, Вот так, вот так. Не разбить их нам никак. Каркуша: Ой, а почему же камни не разбились? Воспитатель: Кто ответит на вопрос Каркуши. Почему камни не разбились? (Ответы детей) Воспитатель: Правильно. Камни твёрдые, поэтому они не бьются. Поняла Каркуша. Каркуша: Ну…..кажется поняла. Ой, вообще-то я уже устала, да и ребята тоже. Восп.: Ребята, а давайте я научу вас новой игре. И тебя Каркуша тоже. Динамическая пауза «Гора и камешки». (дети стоят прижавшись друг к другу вокруг воспитателя) «Жила-была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода, говорили, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звук дождя), а ветер уносил маленькие камешки (звук ветра). Вот так покатился один камешек, второй, третий…(воспитатель подталкивает детей по одному, они бегут на стульчики). В конце концов гора стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору». Просмотр презентации «Каменная одежда» Восп.: Каркуша, а ты знаешь, у планеты Земля, на которой мы живем, есть каменная одежда? Каркуша: Карррр, кар-кар-кар, как это каменная? Восп.: Предлагаю увидеть все своими глазами, внимание на экран. «Там, где каменная «одежда» видна, на поверхности земли много камней и возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. В горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегом. Но из-за того, что часто идут дожди, дует сильный ветер, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде». - Каркуша, теперь ты поняла, что за каменная одежда у нашей планеты? Каркуша: Да. Воспитатель: А сейчас ребята, я предлагаю пройти за стол, там ждет нас много интересного. Воспитатель: Ребята, мне кажется, что мы Каркушу не убедили, что камни действительно твёрдые. В таком случае я предлагаю проверить другим способом. - Ребята, посмотрите, на поднос. Кто знает, что в нём лежит? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, это небольшие кусочки поролона. Возьмите в руку поролон. Возьми Каркуша и ты. Предлагаю сжать и помять его. Какой поролон? (мягкий, легкий). - Возьмите ребята в одну руку камень, а в другую руку поролон и сильно сожмите их. Поролон сжимается? (да) Почему? (мягкий) Камень удалось сжать? (нет) Почему? (твердый) - А сейчас, мы определим, что легче, а что тяжелее, поролон или камень.(……….) - Ребята, подумайте, что произойдет с камнем, если опустить его в воду? (утонет) А что произойдет с поролоном, если опустить его в воду? (плавает) Почему камень утонул? (тяжелый) А почему поролон плавает на поверхности воды? (легкий) Итак, ребята, какой можно сделать вывод: Камень - твёрдый, а поролон – легкий и мягкий. (Презентация «Исследуем камни», слайд 7) Воспитатель: Каркуша, теперь - то ты поняла? Каркуша: Да, вы меня убедили. А у меня к ребятам еще один вопрос, а для чего нам нужны камни, что с ними можно делать? (Ответы детей. Презентация «Исследуем камни», слайды 8, 9, 10, 11) |
2.3 | Самостоятель-ная деятельность детей по закреплению нового знания | Рассматривание камней. Опыты с камнями: 1.Размер камней; 2.Цвет камней; 3.Форма камней; 4.Вес камней; 5.Звук камней. |
III. | Заключительная часть | 5 мин. |
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Воспитатель: Ребята, давайте вспомним всё, что мы узнали о камнях. Какие они бывают? Ответы детей: Камни бывают большие и маленькие; тяжёлые и твёрдые; камни не бьются и тонут в воде; можно извлечь звук; у Земли есть каменная «одежда». Воспитатель: Молодцы! Каркуша: Хвалит детей, благодарит за интересно проведённое время. Ну, а теперь пришла пора, Попрощаться нам друзья. Вы, ребята, помогите, Камешки все соберите. (дети собирают камни в чемодан.) Каркуша: Ой, ребята, да у меня в чемодане ещё камушки лежат. Но они не простые, они вкусные, да разноцветные. Вы в группу их возьмите, И друзей всех угостите! Прощаются. |
IV. | Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) | |
4.1 | Изобразительная деятельность (лепка) (ХЭР) | Рисуем на камушках. «Рисуем крепкий домик для поросят». Лепим домик из камушков. |
4.2 | Чтение художественной литературы (РР) | Рассматривание детской энциклопедии «Камни» и коллекции камней. Чтение сказки «Суп из камня» |
4.3 | Конструирова-ние (ПР) | Выкладываем из камней. |
4.4 | Игровая деятельность | Игры с камушками. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На поверхности земли много камней и возвышаются каменные горы
Каменные горы очень высокие, на них есть много выступов
В горах очень мало растений
Самые высокие горы покрыты снегом
Горы постепенно разрушаются под воздействие дождей и ветра
Камни можно встретить везде
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Камни разного размера
Камни разного цвета
Камни разной формы
Камни тяжелые
Камни издают звук
Камни тонут в воде
Рисуем на камнях
Камни-мозайка
Постройки детей из камня
Постройки из камней
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Чудо камни»
"Конспект Чудо Камни"...

конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе "Домик для Гномика"
Задачи:Обучающие– познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, назначением, учить сравнивать свойства камней и ваты, результат сравнения обозначать словами (тяжелый- легкая, тве...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Умка ищет маму" в средней группе.
Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Умка ищет маму" в седней группе....

Открытое занятие по познавательному развитию на тему "ВЕСНА" в средней группе 2020 год
открытое занятие по Познанию в среденй группе...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию элементарных математических представлений в средней группе на тему: «Веселое путешествие»
Цель: формирование элементарных математических представлений, конструктивных способностей, коммуникативных навыков, расширять активный словарь детей.Задачи:Образовательные:1.Закреплять умение счи...

Открытое занятие по познавательному развитию (ФЭМП) «Водица — спасительница» для средней группы
Открытое занятие по познавательному развитию (ФЭМП) «Водица — спасительница» для средней группы...

