Использование принципов интеграции в организации театрализованной деятельности в совместной практике педагогов ДОУ
статья на тему

Ципилева Елена Александровна

Проектная и интегрированная деятельность в ДОУ. Театрализованная деятельность детей совместно с воспитателем и музыкальным руководителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Использование принципов интеграции в организации театрализованной деятельности в совместной практике педагогов ДОУ

 Цели и задачи театрализованной деятельности в ДОУ

«Театр — это волшебный край,

в котором ребенок радуется, играя,

а в игре познает мир.»

   

Чтобы решить многообразие задач, стоящих перед коллективом нашего ДОУ, решено было попробовать организовать взаимодействие педагогов и музыкального руководителя. Прежде всего мы определили для себя цель и задачи, которые нам необходимо решить в процессе реализации совместной деятельности с детьми.

   Цель — развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и представлений.

Задачи:

  • познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский и т.д.
  • приобщать детей к театральной культуре, обогащать их театральный опыт: история, устройство театра, театральные профессии, терминология; формировать культуру зрителя.
  • развивать актерские умения, навыки воображения, сценического внимания.
  • формировать  культуру речи детей, правильное дыхание, четкую дикцию, обогащать активный словарь детей.

Далее наметился ряд более развернутых задач, которые были определены нами, как общие програмные задачи:

• Формировать и активизировать познавательный интерес детей.

 • Снимать зажатость и скованность.

 • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

 • Развивать музыкальный слух.

 • Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

 • Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.

 • Развивать интерес к сценическому искусству.

 • Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

 • Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

 • Учить сочинять этюды по сказкам.

 • Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

 • Развивать чувство ритма и координацию движений.

 • Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

 • Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.

 • Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

 • Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

 • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

 • Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.

 • Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

 • Пополнять словарный запас.

 • Учить строить диалог.

 • Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

 • Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.

 • Знакомить с создателями спектакля.

 • Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

 • Воспитывать культуру поведения в театре.

Театрализованная деятельность как нельзя лучше подходит для решения этих задач. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные или бытовые сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. На наш взгляд, в каждом дошкольном учреждении нужно больше внимания уделять именно организации театрализованной деятельности, что мы и попытались  сделать в нашем детском саду.

На первых порах, а именно в младшей и средней группе при организации театрализованной деятельности мы опирались на программу «Детство» (основная программа, реализуемая в нашем ДОУ). При всех очевидных плюсах этой программы, мы заметили, что театрализованная деятельность представлена не настолько широко, как нам хотелось бы. Да и точек соприкосновения педагогов групп и музыкального руководителя при организации театрализованной деятельности, на наш взгляд, довольно мало. А ведь именно сотворчество всех участников такого увлекательного процесса, каким является приобщение к театральному искусству, может гарантировать хороший результат.

Познакомившись с различными программами по театрализованной деятельности, мы решили опираться  в своей работе на программу «Успех» (Москва, 2012г), разработка которой была осуществлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основным из принципов этой программы — принцип интеграции, как альтернатива предметному принципу построения образовательных программ, и мы надеемся , что это позволит осуществить задуманный нами план по содействию и сотворчеству педагогов по театрализованной деятельности дошкольников.

 Содержание, методы и технологии реализации программы по театрализованной деятельности в ДОУ

Перед тем, как начать работать по программе, мы провели педагогическое наблюдение. Наблюдали за тем, как дети играли друг с другом, как у них развиты фантазия, воображение, речь, как они двигаются под музыку, как развивают сюжет в играх с игрушками.  На основе наблюдений составили перспективный план работы с детьми.

Создали соответствующую предметно-развивающую среду; при этом опирались на следующие принципы: гибкое зонирование (жизненное пространство дает возможность построения непересекающихся сфер деятельности); активность (стимуляция разнообразной деятельности в ситуации свободного выбора цели и способа действия); новизна (позволяет преодолевать стереотипность и однообразие).

Так как  сюжетно - ролевые и театрализованные игры мы использовали в педагогической практике с младшей группы, то дети были знакомы с понятием «театр», «спектакль», «роль», свободно манипулировали театральными куклами и куклами «би-ба-бо», использовали в самостоятельной деятельности настольный и плоскостной театр. Регулярно в совместную деятельность детей мы вводили игровые упражнения на отработку мимики, жестов («Кислый лимон», «Обиделись», «Маленький комар», «Толстый бегемот») и на развитие пантомимы («Идет медведь по лесу», «Скачут лошадки», «Расцвели цветы на лугу», «Жук упал на спинку»).

Так же в течении младшей и средней группы практиковали упражнения, направленные на развитие речи. С маленькими детьми мы использовали такой прием, как совмещение действий с проговариванием слов (речевые игры). Что такое «речевые игры»? Это стихи, с которыми можно играть. Стихи, в которых есть сюжет, действие и персонажи, где могут происходить разные события. Например, произведение о ребятах, у которых Баба Яга забрала все бараночки, о солдатах, которые шли на базар за самоваром, об обжоре Робине - Бобине. Особенно нравятся ребятам и хорошо запоминаются стихи с юмором. Придумывая вместе  с ребенком движения, мы развиваем его фантазию, воображение, пластику; ребенок, выступая в разных ролях, избавляется от неуверенности в себе, от боязни публичного выступления.

Мы пришли к выводу , что в младшей группе в первую очередь необходимо воспитывать интерес детей к театрализованным играм в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, по мотивам знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. Мы включали в режимные моменты, вечера развлечений фрагменты драматизации, переодеваясь в костюмы, меняя голос, походку, и у детей сразу появлялось желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы («Солнышко и дождик», «Зайчата в лесу», «Котята играют»)

Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, были подобраны тексты на активизацию словаря. Малышам очень нравилось, когда когда к ним в гости приходят куклы театра би -ба -бо (Петрушка, Принцесса, Дед, Бабка). Дети с удовольствием вступали  с ними в беседу, отгадывали загадки, описывали предметы. В режимных моментах дети использовали потешки, прибаутки, стихи и обыгрывали их, используя жесты, движения, мимику.

Далее дети учились вести диалог друг с другом, одновременно управляя кукольными персонажами. Такие этюды, как «Что ты ищешь, лисичка?», «Мышка, мышка, что не спишь?», «Щенок и кот», помогали добиваться синхронности речи и движения.Детям с более развитой речью предлагали придумать небольшие диалоги для кукол. Старались поддержать в детях желание импровизировать, придумывать новое, свое.

В конце года (в младшей группе) как итог был поставлен  спектакль «Репка». Работу над спектаклем проводили не только в группе.Было принято решение сотрудничать с музыкальным руководителем, так как музыка-одно из наиболее эффективных средств воздействия. Именно в таком творческом дуэте (воспитатель и музыкальный руководитель), подчас в атмосфере импровизационности, рождались наиболее удачные решения в постановке спектакля. Здесь будет уместно, по нашему мнению, употребить термин сотворчество педагогов.  В музыкальном зале  малыши учились двигаться под музыку, изображая того или иного персонажа, слушали музыку  к спектаклю, учились владеть своим телом, используя игровые этюды - упражнения («Рисуем музыку», «Покажи, о чем рассказывает музыка»).

Работу продолжили в следующем году (в средней группе). Совершенствовали у детей исполнительские умения. Для развития актерского мастерства использовали этюды: «Лиса по лесу ходила», «Как собака друзей искала»; давали задания по развитию интонационной выразительности речи; предлагали спеть песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят» от  лица то Козы, то Волка; попросить игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить, как ребенок её попросил: вежливо, нетерпеливо, умоляя, с обидой.

Не забывали работать с детьми и над эмоциями, используя дидактические игры из «Азбуки настроения». Вначале закрепили знания об основных эмоциях (веселье, грусть, страх); учили различать и изображать эмоции с помощью изобразительных средств. Затем дети узнали о таких эмоциях, как гнев, лукавство, недовольство, злость, восхищение, удивление. Подобные эмоции выразить сложнее, поэтому любое самостоятельное проявление этих чувств не оставалось незамеченным. И опять музыкальный руководитель не осталась в стороне. Она использовала в музыкально-эстетической деятельности слушание музыки к спектаклям, ритмические упражнения, направленные на передачу того или иного  сценического образа. Педагоги продолжали работать в едином ключе, сотрудничать, а это позволило исключить повторы при изучении материала, повысить развивающий эффект и уменьшить нагрузку на детей.

Важным этапом в развитии театрально-игровой деятельности становиться старший возраст. Именно поэтому мы решили уделить больше внимания театрализованной  деятельности детей и обратились к программе «Успех» (Москва 2011г).

Основным методом для реализации программы мы избрали проектный метод. От других методов организации педагогического процесса  в ДОУ его отличает следующее:

  • практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
  • нежёсткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
  • интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Проектная деятельность включает в себя:

  • задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
  • целенаправленную детскую деятельность;
  • формы организации взаимодействия всех участников проекта, детей с педагогами, и также педагогов между собой (что особенно важно в свете предложенной темы);
  • результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Было решено реализовать игровой театрализованный проект ( методическая разработка В.А. Дергунской,  Т. Н .Дороновой, И .В .Сушковой):  

«Здравствуй, театр».

 Продолжительность проекта : 4 месяца;

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы и музыкальный руководитель;

Цель проекта: создание условий для развития и поддержания интереса старших дошкольников к театру и театрализованной деятельности.

Предполагаемый результат:

  • дети получают представление о театре и его организации: здание и внешний вид театра, театральные реквизиты и атрибуты; основные театральные профессии и виды театра;
  • дети осваивают различные способы взаимодействия, средства выразительности при организации постановки с использованием различных видов театра;

Работа с педагогами: консультации и семинары.

Проект включает в себя 3 этапа.

1 этап нашего проекта носил название «Приглашение в театр. Театр своими руками» и включал четыре встречи. В ходе первой встречи была создана проблемная ситуация, целью которой являлось развитие и поддержание интереса детей к театру, проводилась вводная беседа, была проведена игра «Путешествие во времени», которая познакомила детей с историей театра, далее была проведена беседа, в ходе которой дети приняли решение создать свой театр в группе. Воспитатель предложил назвать его. Следует заметить, что дети старшей группы проявили большую фантазию в выборе названия своего театра, в итоге наш театр был назван «Маленькие артисты».

В ходе следующих встреч дети совместно с воспитателем создали вывеску для театра, познакомились с театральными атрибутами. Особое содержание и настроение приобрела вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время под руководством воспитателя и в самостоятельной деятельности.Дети играли в «театр». Они выступали то в роли актеров, то зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов по выставочному залу. Они рисовали афиши и пригласительные билеты на спектакли, готовили выставку своих работ. В группе под руководством воспитателя проводились речевые упражнения , разыгрывались различные этюды с целью научиться передавать различные чувства.

В ходе 2го этапа расширяются представления детей о театральных профессиях. Совместно с педагогом группе и музыкальным руководителем была организована экскурсия в театр «Зазеркалье», где дети попали на репетицию спектакля  и узнали, как появляется спектакль и кто этому помогает. Позже, в группе была проведена беседа, где были обобщены полученые знания  и организован кастинг театральных профессий.

На 3м этапе нашего проекта  работа продолжилась в сотрудничестве с музыкальным руководителем. Было принято решение к Пушкинскому дню России (начало июня) поставить музыкально-театрализованное представление по мотивам поэмы «Руслан и Людмила». Для музыкального руководителя основной задачей стало ознакомление детей  с жизнью и творчеством М.И.Глинки, слушание музыки к опере «Руслан и Людмила». Прежде чем дети познакомились с поэмой А.С.Пушкина, им было показано несколько музыкальных  портретов главных героев. Во время совместной музыкально-эстетической деятельности музыкальный руководитель предложил ребятам прослушать в отрывках увертюру к опере, песню Баяна, каватину Людмилы, арию Руслана, марш Черномора.

При знакомстве детей с поэмой нужно учитывать, что некоторые моменты содержания и языка поэмы недоступно пониманию дошкольников, поэтому чтение литературного текста и слушание отрывков оперы необходимо комментировать. Лучше, если чтение будет осуществляться двумя взрослыми: воспитателем и музыкальным руководителем, и чередоваться с повествовательным рассказом, обсуждением ситуаций, описанным в произведением. Именно этот прием мы использовали в процессе подготовки к спектаклю.

Помимо этого в совместной деятельности с детьми мы использовали такие. игры, как «Расскажи историю от имени Руслана (Людмилы, Фарлафа, Финна, Черномора); игры с мимикой, жестами звуками речи, интонациями; сценки «Разыграй с другом разговор любых двух персонажей» и т. д.

Далее началась непосредственная подготовка к спектаклю. Детям было предложено пересказать  от лица любого персонажа основное содержание поэмы. Особое внимание уделялось при этом на интонацию ребенка, темп речи, эмоциональную окраску. Ребенок импровизировал сначала от лица любимого персонажа, потом в диалоге, потом втроем. Педагог должен был помочь детям соблюдать одну сюжетную линию, действовать в рамках одного сюжета. После этого педагоги предложили  детям поиграть в театр, предварительно распределив роли, обсудив общий замысел спектакля, начало, финал, сцены и действия, использование музыки к спектаклю, декорации, костюмы.

Важно, что в подготовке к спектаклю присутствовал элемент импровизационности, дети могли меняться ролями, экспериментировать. Все участники процесса, включая педагогов, находились  в сотворчестве друг с другом, не было четкого сценария, не были прописаны реплики персонажей, да и сами педагоги часто сами включались в драматизацию.

Мы понимали, что в том, что спектакль получится импровизационным, присутствует определенный риск, но хотели попробовать нестандартные формы организации совместной деятельности.

После реализации проекта «Здравствуй, театр» работа по театрализованной деятельности была продолжена. Так, в подготовительной группе с детьми  проводилось большое количество театрализованных игр (настольные,игры-драматизации). Педагогами нашего детского сада было решено, что для успешной работы в рамках театрализованной деятельности в ДОУ необходима возможность посещения спектаклей театров Санкт-Петербурга, театральных музеев. В будущем планируется также приобрести телевизор с видеомагнитофоном для просмотра детских спектаклей в записи.

Необходимо также проводить работу по анализу зрительских впечатлений ребенка, для этого предлагаем алгоритм (по Рапопорт А.Д., адаптирован для детей старшего дошкольного возраста):

  1. Предварительная беседа. Педагог проводит детьми беседу о том, какой спектакль им предстоит посетить. Отталкиваясь от названия спектакля, просит их поразмышлять, о чем будет спектакль, какие герои будут участвовать. Предлагает высказать предположения о том, как будет оформлен зал. Вместе с детьми формулирует правила поведения в театре.
  2. Работа после посещения спектакля. Педагог просит детей сформулировать самое сильное впечатление от спектакля: что запомнилось больше всего? Предлагает творческое задание — нарисовать свое настроение после спектакля или самый интересный момент.

В перспективное планирование образовательной деятельности  мы включили: 1-2 раза в месяц -беседы о кукольном театре и основы кукловождения; 1 раз в неделю интегрированную деятельность с элементами драматизации, основы актерского мастерства, театрализованные игры (Приложение 2). В планирование коммуникативной деятельности обязательно были включены упражнения и игры на развитие у детей четкой и ясной дикции, словесные игры, развивающие связную и образную речь, игры, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Два раза в год проводились беседы по театральной азбуке, театральному этикету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на НПК "Реализация принципа интеграции при организации туристско-краеведческой деятельности детей"

В статье, представленной в сборнике материалов Региональной научно-практической конференции " Качество дошкольного образования в условиях внедрения ФГТ: научные исследования и практический опыт" (10 н...

Комплексно – тематическое планирование по теме «Ранняя весна» Интеграция темы через организацию разных видов деятельности в совместной с педагогом деятельности.

Комплексно – тематическое планирование по  теме «Ранняя весна»Интеграция темы через организацию разных видов деятельности в совместной с педагогом деятельности....

Реализация принципа интеграции при организации изобразительной деятельности с дошкольниками

Презентация по реализации принципа интеграции образовательтных областей в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Принцип интеграции в организации музыкального развития детей".

Интеграция в педагогической  деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучен...

Тематический контроль по теме: «Организация театрализованной деятельности как совместной и самостоятельной формы работы с детьми в старших группах"

План тематического контроля по теме: «Организация театрализованной деятельности как совместной и самостоятельной формы работы с детьми в старших группах", карты контроля и аналитическая справка о...

Принципы отбора литературных произведений для организации театрализованной деятельности

laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет ...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности: Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности:

Обоснование актуальности и перспективности опыта.Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса:Актуальность работы заключается в том, что в ДОУ театрализованная деятельность являе...