Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Какой бывает лес»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Фиркалова Наталья Германовна

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  «Какой бывает лес» - подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_-_ekologiya.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию

«Какой бывает лес»

Образовательная область: познавательное развитие

Вид деятельности: непосредственно – образовательная

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема: «Какой бывает лес»

 Цель: Закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе.

Программное содержание:

Образовательные задачи

 Уточнить и расширить представления детей о лесе, о разнообразии деревьев. Дать знания о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле.

Развивающие задачи

Развивать познавательный интерес,  понимание того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды

Воспитательные задачи

Воспитывать бережное отношение к природе, правильное поведение в лесу, развивать чуткость и восприятие красоты окружающего мира.

Словарная работа

Обогащения словаря: сосновый бор, ельник,  кедрач.

Активизация словаря: хвойный лес, сосна, ель, кедр, лиственница.

Предварительная работа: чтение и обсуждение рассказов и стихов о природе, о лесе, о его пользе откладывание загадок, заучивание пословиц и поговорок,  наблюдение за деревьями.

Материалы и оборудование: ветки хвойных деревьев, иллюстрации лиственных деревьев, презентация к образовательной деятельности.

Применение современных образовательных технологий:

- Здоровьесберегающая технология (динамическая пауза с элементами дыхательная гимнастики, элементы психогимнастики).

- Информационно-коммуникативная технология (презентация).

Ход деятельности

  1. Введение в тему.

Дети заходят, встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, давайте  возьмем, друг друга за руки и поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А как еще можно поздороваться?

Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Эмоциональная настройка.

Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, замечательное, восхитительное).

Как это можно выразить, используя жест (показ одного большого пальца – «класс»).

Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. Давайте передадим, его друг другу, пусть и у каждого будет хорошее настроение.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Послушайте загадку.

Слайд №2

Весной веселит, летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает.

Осенью умирает, весной оживает (Лес)

Воспитатель: Что такое лес?

Ответы детей.

Воспитатель:  Давайте, отправимся в лес и все разузнаем, какие деревья там растут. Закрывайте глаза.  Раз, два, повернитесь и в лесу вы очутитесь.

Лес – это целый мир! В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называет природным сообществом.

Воспитатель: Почему его так называют? Что значит лес для нас с вами? Почему в лесу так легко дышится? (ответы детей)

Потому что воздух в лесу чистый.

Как и чем очищается воздух в лесу? (дети высказывают свои предположения)

Потому что деревья выделяют такие вещества, которые называются фитонцидами, особенно это ощущается,  когда деревья начинают цвести — это черемуха, рябина, лиственница и другие.

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:

Это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол,

Сверху крона, как шатер... (Сосна.)

Слайд №3

Воспитатель: Ребята, как называется лес, в котором растут сосны? Ответы детей

- Правильно, сосновый бор. Слайд №4

У меня на столе лежат две ветки. Давайте, их сравним.

У сосны длинные иголки. У ели – короткие иголки.

У сосны-ветки растут вверх. У ели ветки растут вниз.

А почему полезно гулять в сосновом бору? Правильно, в нем чистый воздух, и в нем светло и просторно.

Воспитатель: Ребята, как называется лес, в котором растут одни елки? – ответы детей. Правильно, еловый, ельник. – Слайд №5

В ельнике всегда сыро и темно. Как вы думаете почему? Правильно – ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике.

Слайд № 6. Загадка:

Мои мягкие иголки – длиннее,

чем у сосны и елки... (кедр)

И лес, в котором растут кедры, называют кедрачом. Слайд № 7

Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому оно очень высокое. А чем отличается кедровая сосна от обыкновенной сосны? Кедровые шишки можно употреблять в пищу.

   Слайд № 8. Загадка:

Есть у родственницы елки неколючие иголки,

Но в отличие от елки – опадают все иголки... (Лиственница)

Воспитатель: А чем отличается елка от лиственницы?  

Правильно, ответ можно услышать в загадке. «В отличие от елки – опадают все иголки».

   Лес, в котором растут ель, сосна, кедр, лиственница, называется хвойный лес. Слайд № 9

Из хвои этих деревьев приготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин С в большом количестве.

 Сейчас мы отправимся в хвойный  лес.

Динамическая пауза с элементами дыхательная гимнастики.

Подул ветерок….

«Ветер» (очистительное полное дыхание).

И. п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

В хвойном лесу растет маленькая елочка….

«Ёлочка растёт».

И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.

 В траве пробежал маленький ежик……

«Сердитый ежик»

И.п. – встать прямо, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите  3-4  раза.

Слайд № 10.Загадка:

Клейкие почки

Зеленые листочки

С белой корой расту под горой ... (Береза.)

 Береза – одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли много стихов.

И у нас Марина расскажет стихи о березе

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Как называется лес, в котором растут одни березы?

Правильно, березняк, березовая роща. Слад № 11

Что весной собирают с деревьев березы? – Березовый сок, который очень полезен для здоровья.

А теперь, я приглашаю вас на выставку «Дары леса». Слайд № 12

На подносе лежат дары леса: шишки, муляжи грибов, ягод. Дети их рассматривают, называют.

       Воспитатель: Ребята, а еще лес – это источник лекарственных растений. Слайд № 13.

- В лесу живут ценнейшие промысловые звери, много здесь и птиц, насекомых.  Слайд № 14.

    Одним из даров природы, которое человек научился использовать в своих нуждах, это дерево. Оно легкое и удобное в обработке, из него делают мебель, дома, бумагу, посуду.   Слайд № 15.

   

Воспитатель: Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять. Но, к сожалению многих видов животных, растений, птиц становится мало и человек их охраняет и занес таких в «Красную книгу». Слайд №16.

-Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу.

- Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.

- Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо.

- Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

- Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

- В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

-  Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

- Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

-  Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

  1. Итог. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Что нового мы с вами узнали? Что вам понравилось?

Физкультминутка (викторина)

Кто охраняет лес? (Лесник.)

Что грозит лесу? (Пожар.)

Каковы причины пожара? (Непотушенный костер.)

Почему, особенно весной, нельзя шуметь в лесу, разводить костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, птицы бросают свои гнезда.)

Красавица русского леса? (Береза.)

Какое дерево единственное в мире имеет белую окраску? (Береза.)

Что означает плач березы? (Сокодвижение.)

Листопадное хвойное дерево? (Лиственница.)

Почему лиственницу называют добрым деревом? (Не колется.)

Какое дерево называют музыкальном? (Ель.)

Когда можно охотиться на зверей и животных? (Зимой.)

Пословицы и поговорки о лесе:

1. Много леса – не руби,

ало леса -береги,

Нет леса – посади

2. Дерево живо корнями, а человек друзьями

3. Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять.

Ребенок рассказывает стихотворение:

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природой,

Давайте же всегда ее беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направление «Познавательно-речевое» Образовательная область «Познание» Те

Конспект для работы с детьми старшей группы. Разработала для конкурса "Воспитатель года - 2013", в котором участвую. Открытое мероприятие по этому конспекту проведу 05.12.2012года, в рамках конкурса "...

Конспект образовательной деятельности. Направление "Познавательно - речевое". Образовательная область "Познание". Тема: "Природа - наш общий дом".

Конспект для работы с детьми старшей группы. Разработала для конкурса "Воспитатель года - 2013", в котором участвую. Открытое мероприятие по этому конспекту провела 05.12.2012года, в рамках конкурса "...

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебник – воздух»

Тема: «Волшебник - воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкультурн...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Какая у тебя профессия Айболит?» /знакомство с профессией врач/ для детей от 4-х до 5-и лет группы общеразвивающей направленности

Детство – это то время, когда через игру маленький ребенок познает мир. Учится ориентироваться не только в пространстве, языке, обществе, но и закладывает основы профориентации. Все представлени...

Конспект занятия по познавательному развитию "Какие доктора бывают и от чего нас исцеляют"

Занятие рекомендовано к проведению с детьми старшего дошкольного возраста с целью знакомства с разнообразием врачебных специальностей и формирования представленийо здоровом образе жизни....