"Начинаем формировать навык письма"
консультация (средняя группа) на тему

Статья содержит основные направления работы по развитию мелкой моторики и формированию базисных графических умений дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navyka_pisma1.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

В результате наблюдения за детьми 5-го года жизни, посещающих логопедическую группу (ОНР), была отмечена незрелость в развитии моторных функций, которая проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук. Движения детей нечетки, недостаточно координированы и особенно заметны в таких видах деятельности, как рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором), в выполнении бытовых действий: застегивание и застегивание пуговиц, шнурков ботинок и т.п.

Содержание работы:

Рисование, раскрашивание

   Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тоем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – выполнении гигиенических правил письма.

   Рисование различным  материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след т пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Штриховка

   Выполняется на нелинованной бумаге. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображенных линий, но и легкостью и свободой: движение руки не должно быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и плавного почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.

   Штриховка – одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда приступают к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

  1. Знакомство с направлениями границ

Штриховка выполняется по заданным границам:

   Слева направо

   Справа налево

     Сверху вниз

     Снизу вверх

    Наклонные линии

  1. Знакомство с видами штриховки:
    -  параллельная
    -  пунктирная (прерывистая)

Параллельная штриховка может быть разных видов:

       -  параллельная сплошная
      -  параллельная редкая
      -  параллельная частая

3. На этом этапе полезно предлагать детям штриховку графических узоров с использованием разных направлений и разных видов штриховки.

Работа с линейками-трафаретами  (Моделирование из геометрических фигур)

  Каждое задание, предлагаемое ребенку, имеет множество вариантов в зависимости от того, какую задачу решает взрослый и чему он хочет научить ребенка.

  1. Развитие зрительного внимания.
    Ребенок , следуя образцу, рисует тот или иной предмет.
  2. Развитие кратковременной зрительной памяти.
    Ребенку деется установка запомнить изображенный предмет и нарисовать точно такой же, образец убирается.
  3. Развитие долговременной зрительной памяти.

Ребенку предлагается спустя какое-то время вспомнить изображение предмета, который он уже рисовал, или еще раз воспроизвести его.

  1. Развитие восприятия формы.
    При выполнении задач 1-4 ребенок закрепляет знание о геометрических фигурах, учиться находить одну из множества фигур.
    При работе с  линейками-трафаретами ребенок включается в интересную деятельность, не подозревая, что его чему-то учат, занятия для него, таким образом, не становятся скучной обязанностью.

Удачной Вам работы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС "Как формировать навык фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР"

Мастер-класс выполнен в стиле презентации. Данная информация будет полезна практикующим логопедам, педагогам ДОУ, родителям дошкольников....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА....

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.           № 1«СЛОВО МОЖНО ПРОШАГАТЬ».ЦЕЛЬ:...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Конспект НОД в первой младшей группе «Светофор» Воспитатель Новоселова Л.В. Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Познание», Цель: Продолжить формировать навыки безопасного поведения. Задачи: Обучающие: закрепить представления детей о с

Конспект НОД в первой младшей группе «Светофор»Воспитатель Новоселова Л.В.Интеграция образовательных областей:  «Безопасность», «Познание», Цель: Продолжить формировать навыки безопасно...