Искусство общения с детьми
статья на тему

Гусакова Татьяна Сергеевна
Семинар -практикум «Моя профессия—воспитатель»
Сообщение «Искусство общения с детьми»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_obshcheniya_s_detmi.docx13.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад
общеразвивающего вида №28 «Ласточка».

Семинар -практикум «Моя профессия—воспитатель»
Сообщение «Искусство общения с детьми»

Воспитатель Гусакова Т.С.—первая квалификационная категория.

С. Акатьево. Коломенский район.

25.03.2014г.


Проблемы эти вполне разрешимы, если восстановить благоприятный стиль общения в семье. Но как же это сделать? Как обучиться способам правильного общения с детьми? Как построить нормальные взаимоотношения с ребенком? А сделать это возможно с помощью овладения и использования правильных навыков или техник общения.

Первое, что нужно знать каждому родителю, предпринимающему попытки наладить отношения со своим ребенком - это безусловное принятие. Это значит, что любить его нужно не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

Если Ваши отношения с ребенком напряженные, не стоит думать, будто достаточно применить какой-то способ - и все вмиг пойдет на лад. «Способы», конечно, применять надо, но без дружелюбного, теплого тона общения они ничего не дадут.

Одним из способов является активное слушание ребенка. Основная задача этой техники

  • понять говорящего, и дать ему знать об этом. При активном слушании приходится внимательно наблюдать, эмоционально отзываться, быстро схватывать смысл сказанного. И когда ребенок чувствует психологическую поддержку, он обретает возможность най ти пути решения ситуаций.

Часто в общении с детьми родители используют традиционные высказывания, которые являются помехами на пути активного слушания ребенка:

  • приказы, команды;
  • предупреждения, предостережения, угрозы;
  • мораль, нравоучения, проповеди;
  • советы, готовые решения;
  • доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»;
  • критика, выговоры, обвинения;
  • похвала;
  • обзывание, высмеивание;
  • догадки, интерпретации;
  • выспрашивание, расследование;
  • сочувствие на словах, уговоры, увещевание;
  • отшучивание, уход от разговора.

Очень важным моментом является обсуждение взрослым вместе с ребенком того, как был проведен день. Когда в ходе общения родитель и ребенок делятся своим радос тями, горестями, опасениями, они становятся ближе друг к другу, достигают взаимопонимания. Немаловажным является наблюдение за ответной реакцией ребенка. Общаясь с детьми, внимательно относитесь к тому, что вы говорите, и как они на это реагируют. Следи те за выражением лица и положением тела ребенка, чтобы убедиться, что ваше общение нс досаждает ему. Если ребенок начинает объяснять что-то, оправдывая свое поведение и защищая себя, пытается что-то скрыть или его поведение и вид Вас раздражают, то это нс что иное, как проявление его защитной реакции. В этом случае постарайтесь как-то подбодрить его, чтобы создать атмосферу доверия и открытости.

Если ребенок пытается сделать что-то без Вашей помощи, то нужно дать ему возможность
испытать свои силы и, конечно же, когда обращается за поддержкой - не отказывать ему.
Жить в тесном семейном кругу, сохраняя добрые и здоровые отношения друг с другом,
совсем не просто, ведь для этого требуются постоянное взаимодействие и взаимовыручка.
Поэтому психологи рекомендуют один раз в неделю проводить семейные собрания. Такие


Прежде всего педагог должен владеть искусством общения с детьми, умением выбирать нужный тон и стиль общения с ними, т. е. должен иметь индивидуальный подход к обучаемым. В отношении с детьми необходимы простота и естественность. Нельзя говорить с учащимися, сбиваясь на искусственный тон назидательности, панибратства.

Составной элемент педагогической техники — умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием учащихся. Педагог постоянно имеет дело с большой группой детей со значительным количеством выполняемых ими операций, и все это нс должно уходить из-под его контроля. Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние. Этого нельзя не учитывать при выборе педагогических приемов. Учет действительного психологического состояния воспитанника в каждый момент составляет основу педагогического такта и занимает важнейшее место в педагогической деятельности.

Составная часть педагогической техники — чувство темпа в педагогических дейс твиях. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что педагоги плохо соразмеряют темп действий, педагогических решений: они или спешат, или опаздывают, а это в любом случае снижает эффективность педагогического] воздействия.

Большую группу умений выков педагогической техники составляют приемы выразительного показа воспитателем определенных чувств, своего субъективного отношения к тем или иным действиям обучаемых или проявлениям Ими моральных качеств. I (едагог не может оставаться равнодушным. Он радуется хорошим поступкам своих воспитанников, огорчается плохим. Его переживания всегда воспринимаются как самая реальная оценка их действий. В этом смысле мастерство педагога в какой-то мерс сродни мастерству актера. Обращение педагога может быть и просьбой, и осуждением, и одобрением, и приказом. Педагог «играет» всегда одну и ту же роль — самого себя и преследует этим только одну цель — правильно влиять на воспитанников

Доброжелательная атмосфера общения оказывает большое влияние на развитие личности детей, ведь от нее зависят результаты воспитания, и, конечно же, общее благополучие ребенка. Неправильное же общение «отравляет» его психику, ставит под удар психологическое и эмоциональное здоровье.

«Непослушные» и «трудные» дети - это результат неправильно сложившихся отношений

в семье.


  1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте его, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркиваете, что изменить ситуацию невозможно.
  2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
  3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

4.Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковы.

  1. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
  2. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
  3. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.
  4. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте!
  5. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
  • нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
  • проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
  • упрямство - свидетельство желания быть независимым;
  • агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;
  • суета, беготня - ребенок дает выход энергии.
  1. Всегда принимайте активное участие в жизни семьи.
  2. Находите время, чтобы поговорить с ребенком.
  3. Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все его трудности.
  4. Помогайте развивать способности и таланты.
  5. Не оказывайте на ребенка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
  6. Имейте представление о различных этапах в жизни ребенка.
  7. Уважайте право ребенка на собственное мнение.
  8. Относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.
  9. С уважением относитесь ко всем остальным членам семьи.
  10. Будьте последовательны в своих действиях.
  11. Не давайте ребенку невыполнимых обещаний.
  12. Ежедневно давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.

собрания помогают детям ощущать свою причастность к семейным делам, к гем решениям, которые принимаются, в результате чего они чувствуют и свою ответственность. Семейные собрания предусматривают свободное выражение мнений каждого его участника без риска, что его за это осудят. Чтобы обеспечить такую уверенность, необходимо договориться друг с другом, что во время их проведения всякая критика исключается.

Важно проводить собрания в определенный день недели в конкретное время. Существенным является его систематическое проведение и присутствие всех членов семьи. Дела, которые можно обсуждать на семейных собраниях:

  • Согласование недельного распорядка каждого члена семьи с учетом режима работы или учебы.
  • Планирование питания.
  • Планирование отдыха, каникул и отпусков.
  • Круг семейных обязанностей.
  • Конфликты между членами семьи.
  • Задачи каждого на неделю. Какую поддержку может ему (ей) оказать семья в выполнении этих задач.
  • Личные проблемы каждого, требующие помощи со стороны того или иного члена семьи. Поощрения.
  • Финансовая смета (бюджет семьи).
  • Объявления.
  • Семейные развлечения и увеселения.

Известный семейный психотерапевт В. Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Подводя итог, отметим, что достичь эффективного общения с ребенком можно, следуя несложным принципам:

  1. Безусловно принимать ребенка.
  2. Активно слушать его переживания и потребности.
  3. Осуществлять совместную деятельность (читать, заниматься).
  4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется сам.
  5. Помогать когда просит.
  6. Поддерживать успехи.
  7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
  8. Конструктивно решать конфликты.
  9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.

Например:

«Мне хорошо с тобой...»,

«Мне нравится, как ты...»,

« Ты, конечно, справишься...»,

«Как хорошо, что ты у нас есть...» и другие.

  1. Как можно чаще обнимать его, но не «затискивать».

Список используемой литературы.

  1. Гшшенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком как?» М.: «МАСС МАДИА», 1995 г.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕС», 2002 г.
  3. Дорманова И.Б., Сидоренко Е.В. «Психологический практикум. Межличностные отношения». Методические рекомендации. СПб.: Издание «Речь», 2002 г.

4.Захарова А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребёнка: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1986 г.

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми». М.: Генезис, 2000 г.
  2. Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми».

7.Обухова Л.Ф. «Детская: теория, факты, проблемы». М.: Тривола, 1998 г.

  1. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры, практическое пособие для педагогов, родителей. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000 г.
  2. Панина Г.А. «Возможности групповых форм работы с родителями для разрешения проблем детского упрямства и капризов. Издательство «Перспектива».

10«Психотерапия для детей и подростков». Под.ред. А.С. Спиваковской. 1997 г.

11 .Сартан Г.Н. «Тренинг самостоятельности у детей». М.: ТЦ «Сфера», 1998 г.

12.Якобсон С.Г., Соловьёва Е.В. «Дошкольник, каков он?» пособие для воспитателей. М. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Искусство общения"

Представленный материал можно использовать на собрании, при индивидуальных консультациях. Содержит тесты для родителей....

«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...

Искусство общения с ребенком, наказывать или прощать

Искусство общения с ребенком, наказывать или прощать...

ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для педагогов ДОУ в свете нового "Закона об образовании в Российской Федерации", практические рекомендации, педагогические ситуации....

Тренинговая работа с воспитателями "В мире взрослых и детей" и "Искусство общения с ребёнком"

Сценарии проведения тренинговой работы педагога-психолога с воспитателями детского сада....

Тренинг для педагогов "Искусство общения"

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контак­тами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зави­сит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родит...

Практикум «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми.

Практикум «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми. Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов...