«Система работы по формированию представлений у дошкольников о малой родине и Отечестве.»
проект на тему

разработанная система по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sipkro.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Наше государство переживает непростые времена, это изменения в социально-экономических процессах, которые неизбежно сказываются на социальной жизни общества. Чтобы превратить Россию в цивилизованное, экономически развитое государство, необходимо формировать у граждан высокие нравственные, морально-психологические и этические качества, среди которых важное значение за судьбу Отечества и готовность к его защите. Прежде всего, это относится к подрастающему поколению. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений и в документах регламентирующих их деятельность.

ФГОС ДО к структуре образования установило нормы и положения, обязательные для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определяются основные направления развития детей (образовательные области) : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, которые должны обеспечить развитие детей по этим направлениям. Самой важной целью духовно-нравственного развития является: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного гражданина России.

Федеральный закон РФ «Об образовании» предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм.

Чувства, пережитые в детстве, не могут исчезнуть бесследно, вот почему так важно, что бы все , что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.
Так называемое чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, это именно те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшем окружением.
Исследования показали, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далеком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств. 
Многие авторы (А.А. Анциферова, З.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, С.Г. Журат, Г.А. Карбышева, С.А. Козлова, Р.Ш. Халикова и др.), отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей. Н.Ф. Виноградова и Р.Ш. Халикова указывают при этом, что необходимо учитывать степень насыщенности предлагаемого детям материала. Отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей. . Вывод о том, что знания о родном городе, крае, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условие воспитания.

Проблемой национального самосознания стала особенно актуальной сейчас, когда усилилась тенденция всемирного масштаба по нивелированию специфических культурных особенностей регионов земного шара, вплоть до уничтожения культурных отличий наций, народов, народностей, живущих в этих регионах. А поскольку национальная специфика, прежде всего, есть категория духовной культуры, то разрушению подвергнутся глубинные основы культуры и, в первую очередь, национальное самосознание.

В результате анализа практической деятельности основного процесса дошкольного образования выявлен ряд недостатков.

В результатах

В основном процессе

В условиях профессиональной деятельности

Многие дети  не обладают установкой положительного отношения к миру;

многие дети не адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, не стараются разрешать конфликты;

многие дети не обладают начальными знаниями о себе, о природном мире, в котором они живут;

не знакомы с произведениями детской литературы, не обладают элементарными представлениями из области живой природы; естествознания, математики, истории и т. п.;  

не способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

недостаточно разработана образовательная деятельность по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках;

в календарно-тематическом планировании мало тем посвященных отечественным традициям и праздникам;

не проводятся экскурсии с детьми и родителями;

воспитатели не вовлекают, а родители не принимают активного участия в развитии у детей познавательного и эстетического отношения к объектам окружающего  мира;

в малой степени планируется проектная деятельность по познавательному развитию.

недостаточно организованно предметно-развивающее пространство для формирования первичных представлений об отечественных традициях и праздниках;

мало подобрано дидактических игр и пособий, которые помогут сформировать первичные представления об отечественных традициях и праздниках;

не хватает консультативного материала для родителей.

Незначительное количество иллюстративных пособий;

существует процент воспитателей со слабым уровнем владения ПК;использование недостаточного количества видеоматериала из-за отсутствия интерактивных досок в каждой группе.

Анализ всех недостатков позволяет сделать вывод, что на данном этапе развития дошкольного образования должна присутствовать система работы по формированию представлений у дошкольников  о малой родине и Отечестве.

2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.                                                                                                                                  

   Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, заставляет нас по-новому взглянуть на проблему познавательного развития у дошкольников. В ДОУ должна присутствовать система работы по формированию представлений о малой родине и Отечестве, которая будет включать в себя планирование проектной деятельности и решение познавательных задач. Внедрение технологий с использованием ПК и ИД. Однако недостаточная методическая и материальная база, не позволяет внедрить эти технологии в  образовательный процесс. Именно это и определило актуальность темы взятой для решения данной проблемы.  Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру своего народа.

3.Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевой ориентир

Конкретизация цели в соответствии с возрастом и темой

Пример проявления качества (умения, представления и др.) в действиях и речи ребенка

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает начальными знаниями о себе , о природном мире, в котором но живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы; естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Формировать у ребенка положительное отношение к семье, взрослым и сверстникам; развивать умение взаимодействовать;

дать представление о планете Земля , как о общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;

формировать у детей понятие «малая родина», «Отечество», «Отчизна»; познакомить с традициями, праздниками и социокультурными ценностями нашего народа; познакомить с достопримечательностями нашего города, рассказать о знаменитых людях нашего края; познакомить с произведениями детской литературы по данной теме;

Ребенок проявляет интерес к родному краю, к людям которые здесь живут; уважительно относится  к взрослым и сверстникам;

знает о особенностях, праздниках, традициях нашего края; проявляет толерантное отношение к сверстникам;

может рассказать о нашем городе, памятниках, музеях;также может идентифицировать символику нашего города, нашего государства, знает стихи, песни, рассказы о малой родине и Отечестве;

4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для решения проблемы по формированию представлений у дошкольников, о малой родине и Отечестве, необходимо:

  • составить перспективный план работы с родителями по формированию у детей познавательной активности вне НОД «Мир вокруг нас»;
  • разработать деятельность по развитию духовно-нравственного воспитания детей («Край в котором ты живешь», "Дом в котором ты живешь» и др.).
  • разработать проект «Мы любим Самару!».
  • Этические беседы («Любовь к ближнему», «Нравственность – Добро и Зло»).
  • Разучивание песен детских композиторов на патриотическую тему «Наша Родина» - Филиппенко, «Все мы моряки» - Лядовой, «Бравые солдаты», слушание гимна России.
  • Рассматривание иллюстраций с национальными костюмами.
  • Игры драматизации по русским народным сказкам. Русские народные игры-забавы.
  • Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг .
  •  Помощь родителей в поиске материала и совместная работа при подготовке сообщений (“На какой улице я живу”, “А я вот что знаю о моём любимом городе”.)
  • Побудить у детей желание в создании альбома “Самара – мой город родной”.
  • Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами главных улиц города.    
  • Проведение праздников и развлечений «Новый год», «8 марта – мамин день», «Масленица», «День Победы», «23 февраля – день Защитника Отечества».
  • Экскурсия в дом ветеранов,  целевая прогулка в парк «Победы».
  •  Экскурсия по близлежащим улицам: ул. Авроры, ул. Энтузиастов, ул. Аэродромная.
  •  Развитие речи “Чьи имена носят наши улицы”.
  • Просмотр фотографий, книг. Составление рассказов – описаний.
  •  Дидактические игры “Экскурсия по городу” (на материале фотографий), “Вот моя улица, вот мой дом” (на материале рисунков, фотографий, карты города.
  • Родительские собрания на тему «Традиции в нашей семье» и др.  Проведение с родительской общественностью конференций и презентаций, в т.ч. и в виде круглого стола «Важность семейных ценностей в современном мире», «Возрождаем народные традиции».
  • Консультации специалистов с педагогами, родителями «Нравственное воспитание детей в семье».
  • Проведение совместных мероприятий, спартакиад.

Содержание деятельности воспитателя

Вид деятельности

Форма

На что направлено

Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по Самаре», «А, по Волге вниз теплоход».

Активное участие в играх, умение самостоятельно организовывать игру.

Познавательная деятельность.

Познавательные беседы на темы: «Моя страна», «Край в котором ты живешь».

Проект «Мы любим Самару!».

Интерес к родной стране, родному краю. Вызвать эмоциональный отклик. Закрепить знания узнавать название улиц и достопримечательностей.

Проблемно-ценностное общение.

Этические беседы на темы: «Любовь к ближнему», «Нравственность – Добро и Зло».

Игры драматизации по русским народным сказкам. Русские народные игры-забавы.

 проявляют интерес к народным играм,

знают песенки, потешки, используемые в играх

 имеют способность управлять своим поведением во время игр, соблюдать правила.

Художественное творчество.

Проведение праздников и развлечений «Новый год», «8 марта – мамин день», «Масленица», «День Победы», «23 февраля – день Защитника Отечества».

 знают названия праздников, их историю,

знают символику государства. Знают детские произведения, касающиеся отечественных праздников и традиций их празднования .

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Проведение совместных мероприятий, спартакиад.

Появляются предпосылки таких социальных чувств, как чувство долга, национальной гордости, патриотизма.

Трудовая деятельность.

Дидактические игры “Экскурсия по городу” (на материале фотографий), “Вот моя улица, вот мой дом” (на материале рисунков, фотографий, карты города.

Экскурсия в дом ветеранов,  целевая прогулка в парк «Победы».

Экскурсия по близлежащим улицам: ул. Авроры, ул. Энтузиастов, ул. Аэродромная.

 проявляют интерес к произведениям культуры и искусства,

бережно обращаются с предметами старины, картинами, книгами и другими предметами. Проявляются чувство уважения к ветеранам, гордость за великую страну Россию.

Досугово-развлекательная деятельность

Разучивание песен детских композиторов на патриотическую тему «Наша Родина» - Филиппенко, «Все мы моряки» - Лядовой, «Бравые солдаты», слушание гимна России.

Родительские собрания на тему «Традиции в нашей семье» и др.  Проведение с родительской общественностью конференций и презентаций, в т.ч. и в виде круглого стола «Важность семейных ценностей в современном мире», «Возрождаем народные традиции».

Консультации специалистов с педагогами, родителями «Нравственное воспитание детей в семье».

 называют свое имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, адрес;

имеет представления о своей семье, ее укладе;

 используют развернутые связные высказывания при презентации проектов

устанавливает причинно-следственные связи

5. Характеристика изменений  условий обеспечивающих достижение новых образовательных результатов ( кадровые,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию представлений о себе у старших дошкольников

В документе представлена система работы по формированию представлений о себе у старших дошкольников. Описаны занятия, дидактические игры, ситуации общения и реакция детей на них....

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине

Дидактические игры играют большую роль в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников....

Система работы по формированию выразительности речи дошкольников

Раскрывается методика работы с детьми: испозование специальных упражнений, игр-драматизаций, идивидуальное заучивание стихотворения, образец выразительного чтения произведенияПредставлены этапы работы...

Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания ос...

Статья «Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий»

Статья«Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге  у детей старшего дошкольного возраста через  использование  дидактических  игр и пособий...