О комплексной методике поэтапного формирования умственных действий и понятий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора (9-тиэкранной модели)
статья (подготовительная группа) на тему

Халанская Людмила Николаевна

Триз-технологии в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_triz_halanskaya.doc251.5 КБ
Microsoft Office document icon doc1risunki_k_state.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Халанская Людмила Николаевна,

воспитатель ГБДОУ детский сад №41

О комплексной методике поэтапного формирования умственных действий и понятий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора (9-тиэкранной модели)

Налицо актуальность поиска новых путей совершенствования существующей дидактической системы в области дошкольной педагогики, что соответствует основным целям и задачами образования, сформулированными в Национальной доктрине образования в РФ (от 04.10.2000 года №751), одной из которых является:

“…обеспечение разностороннего и своевременного развития детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности”.

Определение путей совершенствования системы образования в области дошкольной педагогики необходимо производить с применением системного подхода.

Индивидуализация в обучении ребенка, обусловленная его психологическими особенностями и временем нахождении в дошкольном образовательном учреждении, заставляет проводить поиск новых, более эффективных форм, методов и приёмов обучения (составляющих педагогической технологии), а также путей реализации на практике авторских методик с учетом принципа региональности проведения.

Одним из путей реализации системно-деятельностного подхода в дошкольной педагогике может быть:

1. Поэтапное формирование представлений и элементарных умений, научной основой которого является теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека Гальперина, развивающая и дополняющая теорию Ж.Пиаже. Внутренним содержанием этой теории являются положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия, где действие разделяется на ориентировочную и исполнительную часть.

2. Педагогическая деятельность с применение метода проектов по формированию целостного восприятия, как окружающего мира (системы), так и самостоятельных областей (элементов системы) его составляющих (например: животный и растительный мир, транспорт, профессии и др.).

3. Формирование осознанного творческого подхода к созданию новых образов в рамках окружающего мира как системы с учетом её состояния во времени (прошлое, настоящее, будущее) с применением системного оператора (9-тиэкранная модель), как ключевого элемента теории решения изобретательских задач (рисунок 1).

Рисунок 1. Системный оператор (9-тиэкранная модель).

Системный оператор (9-тиэкранная модель) представления, целостного восприятия и осознания окружающего мира как ключевого элемента теории решения изобретательских задач состоит из взаимосвязанных элементов,

где    С – система в настоящем;

ПС – подсистема в настоящем

НС – надсистема в настоящем;

С(-) – система в прошлом;

ПС(-) – подсистема в прошлом;

НС(+) – надсистема в прошлом;

С(+) – система в будущем;

ПС(+) – подсистема в будущем;

НС(+) – надсистема в будущем.

Системный оператор, как считает ТРИЗ-педагогика, является основным инструментом формирования мыслительных операций системного характера, с помощью которого можно дать ребенку более широкое и глубокое представление об объектах окружающего мира и дополнить её с помощью аналогий и сравнений.

Пример применения системного оператора (9-тиэкранной модели) изображен на примере птиц (рис. 2) и на примере транспорта (рис. 3).

G:\DCIM\102CANON\IMG_4571.JPG

Рисунок 2. 9-тиэкранная модель целостного представления окружающего мира на примере птиц.

G:\DCIM\102CANON\IMG_4567.JPG

Рисунок 3. 9-тиэкранная модель целостного представления окружающего мира на примере транспорта.

На основе представленных подходов логичным представляется их комплексное применение, в результате чего усиливается эффект подачи и усвоения информации. Комплексный подход может найти отражение в комплексной методике.

Принципиальная схема создания и внедрения в практику комплексной методики поэтапного формирования умственных умений и понятий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора (9-тиэкранной модели) представления, целостного восприятия и осознания окружающего мира ребенка представлена на рисунке 4 и 5.

Таким образом, в статье представлены общие положения методики обучения дошкольников на основе комплексного применения и взаимодополнения метода проектов, метода поэтапного формирования умственных действий и понятий и системного оператора по формированию целостного восприятия и осознания окружающего мира ребенком.

Данные положения не претендуют на законченность и будут продолжены в дальнейших исследованиях, в ходе которых будет оценена степень влияния одного метода на другой, рассчитана эффективность обучения и предложен вариант реализации проекта на конкретном примере.


Рисунок 4. Принципиальная схема создания комплексной методики поэтапного формирования умственных действий и понятий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора (9-тиэкранной модели целостного восприятия и осознания окружающего мира)


Рисунок 5. Принципиальная схема реализации комплексной методики поэтапного формирования умственных действий и понятий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора (9-тиэкранной модели) целостного осознания окружающего мира.

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Алиева Т. Федеральный эксперимент по реализации основного содержания дошкольного образования. /Дошкольное воспитание. 2009. №5.

2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских  задач. — М.: Сов.радио,1979.-184 с. — Кибернетика.

3. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”. М., 1965.

4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., 1998.

6. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. - 48 с. .

7. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

8. Талызина Н.Ф. К вопросу об усвоении начальных геометрических понятий. Материалы совещания по психологии (июль 1955). М., 1957.

9.Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология // Психология интеллекта. - М., 1987.



Предварительный просмотр:

Рис.2

Рис.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ»

Мы решили сделать серьёзный шаг в вопросе патриотического воспитания детей через прикосновение к истории своей семьи при активном участии родителей....

Использование МОДЕЛИ «Системный оператор»

Игра  "Системный оператор" ТРИЗТема: «Компьютер»Цель: развивать системное мышлениеФормировать познавательный интерес к окружающему миру;vДать представление о компьютере.Познакомить с частями комп...

Презентация "Формирование здорового образа жизни дошкольников, в ходе реализации проекта "К здоровой семье, через детский сад""

В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития....

стендовый доклад "Формирование здоровьесберегающего поведения у детей в ходе реализации проекта “Как устроен человек”.

За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. Поэтому очень важным на сегод...

Методика поэтапного формирования игровых умений детей раннего и дошкольного возраста в сюжетной-ролевой игре.

В статье представлена методика формирования игровых умений у детей от 1.5 лет до 6 лет. Методы и приёмы руководства, структура сюжетосложения,показатели игровых умений....

«Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина»

Одной из более популярных концепций в педагогической психологии является теория поэтапного формирования умственных действий, которая создана П.Я. Гальпериным. Данная теория предусматривает учение как ...

Формирование познавательных действий у старших дошкольников посредством системного оператора.

В целях модернизации дошкольного образования существеннымшагом можно считать внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – ФГОС ДО....