«Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина»
статья

Одной из более популярных концепций в педагогической психологии является теория поэтапного формирования умственных действий, которая создана П.Я. Гальпериным. Данная теория предусматривает учение как систему конкретных видов деятельности, в ходе которых образуются новые знания и умения. Известно, что основополагающими «единицами» деятельности являются действия. Поэтому основной акцент в ней делается на анализ освоения действий, а знания описываются как образования, производные от действий и качества их освоенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Теория поэтапного формирования умственных действий

П.Я. Гальперина»

Одной из более популярных концепций в педагогической психологии является теория поэтапного формирования умственных действий, которая создана П.Я. Гальпериным. Данная теория предусматривает учение как систему конкретных видов деятельности, в ходе которых образуются новые знания и умения. Известно, что основополагающими «единицами» деятельности являются действия. Поэтому основной акцент в ней делается на анализ освоения действий, а знания описываются как образования, производные от действий и качества их освоенности.

Следует указать, что данная теория П.Я. Гальперина вытерпела стремительное движение и выдержала в конкуренции понимании, а также перевоплотилась из общей схемы в оригинальную, довольно конструктивную концепцию освоения. Эта теория включает в себя четыре взаимосвязанные части: положение об ориентировочной деятельности как сущностной характеристике психики и предмете психологии; положение об эволюции человеческой психики, филогенезе, антропогенезе и онтогенезе как составных частях эволюционного процесса; положение о формировании умственной деятельности человека; положение о видах и формах познавательной сферы.

Необходимо отметить, что система поэтапного формирования умственных действий состоит из четырех подсистем: 1) условия становления адекватной мотивации; 2) условия обеспечения приобретения действием требуемых свойств; 3) условия становления полноценной ориентировочной базы действия; 4) условия, которые обеспечивают перенос действия в умственный план.

П.Я. Гальперин утверждает, что теория поэтапного формирования умственных действий предусматривает такое построение учебной деятельности, при котором на базе внешних предметных действий, организованных по конкретным правилам, развиваются знания, умения, навыки. В процессе практической деятельности у индивида развивается ориентировочная база действия, то есть  система представлений о цели, плане и средствах реализации предстоящего осуществляемого действия.

Автор выделил два компонента усваиваемого предметного действия: его понимание и умение его реализовать. Первый компонент имеет огромное значение в ориентировке и обозначается «ориентировочным», второй компонент – исполнительный. П.Я. Гальперин придавал особое значение ориентировочной части, считая ее «управляющей инстанцией», позднее он обозначил ее «штурманской картой».

В качестве главного условия становления действий выступает ориентировочная база действия, которая предусматривает систему ориентиров и указаний, информации обо всех элементах действия, то есть предмете, продукте, средств, составе и порядке осуществления операций. Для того, чтобы безошибочно осуществлять какое-либо действие, индивид должен знать, что при этом произойдет и на каких аспектах происходящего будет сконцентрировано его внимание, – это дает возможность  не выпустить желаемые изменения из-под контроля. Установлено, что эти положения и составили базу описываемой теории, в соответствии с которой обучение строится согласно ориентировочной базы действия, освоенной обучаемым.

В рамках данной теории предметное действие выражает его мысль, то есть  звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное. Действие функционально обусловлено предметом, на который оно нацелено и состоит из продукта и обозначается как исполнительская часть формирующего действия.

Стоит обратить внимание на то, что П.Я. Гальперин выделил шесть этапов процесса формирования умственных действий.

Первый этап: создание и поддержание мотивации учения. На данном этапе формируется мотивационная база действия, закладывается отношение субъекта к целям и задачам дальнейшего действия, к содержанию материала, намеченного для освоения. Несомненно, это отношение может впоследствии измениться, но роль первоначальной базы действия в содержании осваиваемого действия и в динамике его освоения крайне велика.

Второй этап: уяснение схемы ориентировочной основы усваиваемых действий школьников. На данном этапе осуществляется развитие первичной схемы ориентировочной базы действия, то есть системы ориентиров и указаний, учет которых нужен для осуществления осваиваемого действия с требуемыми качествами и в определенном диапазоне. В процессе усвоения данный алгоритм регулярно проверяется и конкретизируется.

П.Я. Гальперин классифицировал три типа построения алгоритма ориентировочной базы действия и три типа учения.

Первый тип связан с неполной системой условий и вынужден в силу этого выполнять действия на базе метода проб и ошибок. Окончательная структура действия определяется при этом инертно, осмысливается и понимается не всегда и не полностью.

При втором типе субъект ориентируется на полную систему ориентиров и указаний и учитывает всю систему условий верного осуществления действия, что обеспечивает правильность действия, заданный диапазон его обобщенности, высокую степень осмысленности, критичности и других свойств действия. При этом схема ориентировочной базы действия задается в готовом виде, или составляется школьниками совместно с обучаемым.

Третий тип задания алгоритма ориентировочной базы действия характеризуется полной ориентацией на условия осуществления определенного действия, на принципы строения изучаемого материала, на предметные единицы, из которых он состоит, а также законы их комбинации. Ориентировочная база данного рода обеспечивает детальный анализ изучаемого материала, развитие познавательной мотивации.

Третий этап: формирование действия в материальной либо материализованной форме. На третьем этапе субъект реализует ориентировку и исполнение усваиваемого действия с опорой на внешне представленные элементы схемы ориентировочной базы действия.

Четвертый этап: формирование действия в громкой социализированной речи. На данном этапе – опора на внешне представленные средства постепенно замещается опорой на представленные во внешней речи значения этих средств. Потребность неопровержимого пользования алгоритма ориентировочной базы действия отпадает; ее содержание полностью и психологически полноценно отражается в речи, которая начинает выступать в качестве главной опоры для формируемого действия.

Пятый этап: формирование действия во «внешней речи про себя». На этом этапе осуществляется постепенное исчезновение внешней, звукового компонента речи; становящееся действие остается внешним только в небольшом числе главных ориентировочных и исполнительных моментов, по которым реализуется контроль. Главное содержание переходит во внутренний, умственный план.

Шестой этап: формирование действия во внутренней речи. На данном этапе действие реализуется полностью во внутреннем плане, с заданными сокращениями и преобразованиями, с дальнейшим уходом осуществления этого действия из области сознания в область интеллектуальных умений и навыков.

В результате анализа трудов П.Я. Гальперина в области теории поэтапного формирования умственных действий была разработана система свойств действий человека. Все свойства действия классифицируются на две группы:

Первая группа: первичные действия, которые характеризуют любое действие человека: полнота свойств звеньев; мера дифференцировки существенных отношений от несущественных; уровень реализации; энергетические свойства.

Вторая группа: вторичные действия, которые представляют собой итог соединения первичных свойств: рациональность; осмысленность; критичность; мера усвоения.

Таким образом, теория поэтапного формирования умственного действия П.Я. Гальперина играет теоретическую и практическую роль. Теоретическая роль проявляется в  следующем: 1) автор предложил единицу анализа психической жизни индивида, то есть это целенаправленное осознанное формируемое действие человека; 2) метод поэтапного формирования умственного действия с заранее определенными свойствами стал орудием формирования душевной жизни; 3) создание нового подхода к методу исследования; 4) создание системы контроля качества осуществления действия. Практическая роль выражается в том, что применение теории поэтапного формирования значительно уменьшает время становления навыков при повышении их качества. Эта теория может быть применена на практике на всех уровнях образования. На базе положений этой теории школьниками и последователями П.Я. Гальперина было реализовано большое количество прикладных проектов по совершенствованию содержания и процесса обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы поэтапного формирования способов игрового поведения.

Чтобы дети овладели методами игрового поведения, воспитателю необходимо менять позицию учителя на позицию партнёра....

Поэтапное формирование устной речи у детей при ОНР. Двусоставное предложение (3-ий этап обучения).

РАЗВИТИЕ  ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.Задание 8.  Научить детей понимать и определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие - одному лицу или нескольким."Покажи, где маль...

Консультация для родителей: «Игры для поэтапного формирования слоговой структуры»

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это...

Система поэтапного формирования оптико-пространственных функций в структуре преодоления речевых нарушений у детей

  Представленная работа посвящена развитию оптико-пространственных представле-ний у дошкольников 5-8 лет с нарушениями речи (ФФНР, ОНР, системные нарушения) на логопедических занятиях. Дан...

Методика поэтапного формирования игровых умений детей раннего и дошкольного возраста в сюжетной-ролевой игре.

В статье представлена методика формирования игровых умений у детей от 1.5 лет до 6 лет. Методы и приёмы руководства, структура сюжетосложения,показатели игровых умений....

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

План. 1. Роль умственного воспитания в системе целостного развития дошкольников. 2. Задачи умственного воспитания дошкольников. 3. Содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста. 4. Усло...