Принципы поэтапного формирования способов игрового поведения.
консультация (старшая группа) на тему

Тучина Ольга Николаевна

Чтобы дети овладели методами игрового поведения, воспитателю необходимо менять позицию учителя на позицию партнёра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx13.94 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы поэтапного формирования способов игрового поведения

Основная образовательная Программа дошкольного образования согласно ФГОС определяется как программа психолого-педагогическо        й поддержки, позитивной социализации и индивидуализации детей,  а не как Программа обучения.
А главным в развитии ребенка остается игра. Детей необходимо учить играть.
Для того, чтобы дети овладели методами игрового поведения, воспитатель меняет позицию учителя на позицию играющего партнера.
Начиная с раннего возраста и на каждом этапе дошкольного детства, при формировании игровых умений, необходимо учить детей взаимодействовать с партнером, согласовывать свои действия с партнерами, уметь разрешать конфликтные ситуации (перевод шутки в юмор).
Для того, чтобы игровая деятельность усложнялась по мере развития ребенка, необходимо:
- Развивать познавательный интерес;
- Воображения и творческие способности;
- Сочетать игры совместные со взрослым и самостоятельные, ориентироваться на желания и интересы детей.

Для того, чтобы добиться положительной динамики Н. Короткова дает советы:
- Молчание – золото (чем меньше говорит воспитатель, тем лучше для детей);
- Не ставить конкретных педагогических целей, лучше создать условия, при которых каждый ребенок получит удовольствие, обогатит свой опыт;
- Не пренебрегать крупицами в погоне чего-то большего, помнить об индивидуальности каждого ребенка;
- Исходить из реальных возможностей детей, видеть в них возможность реализации своих идей через решение поставленных задач;
- Не надо разжевывать задание, предоставляя самостоятельность детям, которая возрастает по мере игры;
- В неверно выполненном задании найти интересное, позитивное, неожиданное, что включает детскую активность. Иначе союз детей и воспитателя распадется на лидерство взрослого и иждивенчество детей;
- Если ребенок отказывается от игры, нужно иметь набор упражнений, средств, чтобы этот ребенок почувствовал интерес и проявил уверенность;
- Привлекать к главным ролям робких, малоактивных детей – изгоев.

Организация игровой деятельности усложняется в зависимости от возраста детей:
- В первой младшей группе в задачи входит сформировать умения, развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заменителем, связывая два-три действия в цепочку, словесно комментировать действия. Это осуществляется в НОД в форме игровых упражнений, совместной игры с воспитателем, со сверстником в парах и в микрогруппе (3 человека) в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности.
- По мере взросления (вторая младшая группа), ребенок должен выполнять игровые упражнения «надень куклу» (3-4 действия).
- В средней группе побуждать детей включаться в совместные игры со сверстниками, предлагать несложные сюжеты, учить распределять роли между детьми, отбирать необходимые предметы, воспроизводить в игре образцы поведения взрослых и детей в НОД, в малых микрогруппах. Задача воспитателя состоит в активизации ролевого диалога.
- Старшая группа – расцветает сюжетно-ролевая игра и все ее виды. Сюжеты усложняются, игра носит творческий характер и появляются самодеятельные ролевые игры (по инициативе детей). В этом возрасте можно вводить игры с правилами, вводятся дидактические игры, народные, в самостоятельной деятельности игры-фантазии и режиссерские. В этом возрасте идет активное воображение, фантазии, которые дети реализуют в игре. Ближе к подготовительной группе на ряду с совместными ролевыми играми, дети проявляют интерес к индивидуальным играм. В режимных играх создаются сложные отношения с участниками. Воспитатель может ориентировать детей на игры с правилами, которые направлены на усвоение социальных норм.

К концу дошкольного периода дети должны уметь организовывать игры друг с другом, договариваться, распределяя роли, предлагать сюжеты игры. Воспитатель играет второстепенную роль, он может включиться в игру застенчивых детей, обучать сюжетосложению.

Таким образом, руководство ДОУ требует от воспитателя расширение круга интересов и обогащение духовного мира, наличие педагогического такта и теории методики игровой деятельности. Необходимо помнить, что игра направлена на развитие детей. В старшем дошкольном возрасте повышается развивающая деятельность, поэтому целесообразно вводить игры-эксперементы, проектная деятельность, использование игрушек с радиоуправлением, но это не значит, что сюжетно-ролевая игра должна уйти.
К 7 годам ребенок создает сюжет совместной индивидуальной игры, используя и комбинируя знания, полученные из разных источников. Играет в воображаемом, в словесно-оформленном плане, принимая и разыгрывая роли в форме беседы, ролевого диалога, а также разыгрывание сюжета в форме игрового монолога, близкого к сочинительству. Наделяет игровым значением нейтральный объект в игровом поле,
использует графические изображения для сюжета. Свободно и с интересом играют в разные игры.

Для развития игровой деятельности детей необходимо создание психолого-педагогических условий и придерживаться девиза: «не рядом, не над, а вместе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы по формированию навыков безопасного поведения дошкольников.

Памятка в помощь воспитателю по проблеме безопасного поведения детей в окружающей обстановке....

Принципы поэтапного изменения поведения ребенка

коррекция поведения дошкольника...

Формирование у детей дошкольного возраста способов безопасного поведения при возникновении пожара

Презентация для старшей или подготовительной групп детского сада о способах безопасного поведения в случае возникновения пожара....

Ситуативно-имитационное моделирование как способ актуализации и формирования умений безопасного поведения в быту

Согласно сложившейся в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, широкий круг норм и правил поведения становится внутренним достоянием ребенка только при условии, что они преломляются через вну...

Статья "Принцип преемственности. Формирование нравственных основ поведения дошкольников и младших школьников" Марчук Е. А.

Статья опубликованна в сборнике ГБОУ МГПУ по материалам доклада-выступления на городской научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: традиции и инновации"11.12.2...

Презентация. Принцип преемственности. Формирование нравственных основ поведения дошкольников и младших школьников.

Материалы выступления на городской научно-практической конференции ""Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: традиции и инновации"11.12.2014...

Методика поэтапного формирования игровых умений детей раннего и дошкольного возраста в сюжетной-ролевой игре.

В статье представлена методика формирования игровых умений у детей от 1.5 лет до 6 лет. Методы и приёмы руководства, структура сюжетосложения,показатели игровых умений....