Формирование познавательных действий у старших дошкольников посредством системного оператора.
статья
В целях модернизации дошкольного образования существенным
шагом можно считать внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – ФГОС ДО.
Среди особенных технологий, используемых в дошкольных организациях, ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных действий у старших дошкольников посредством системного оператора.
В целях модернизации дошкольного образования существенным
шагом можно считать внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – ФГОС ДО.
Среди особенных технологий, используемых в дошкольных организациях, ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций.
Окружающий мир – это огромная система, которая содержит в себе
много сложных систем. С точки зрения диалектики у систем есть общее.
Это общее может стать хорошим инструментом решения проблемных ситуаций. В этом и заключается главное преимущество системного анализа, и именно с ним ребёнок знакомится.
Под системой принято понимать организованное множество связанных элементов любой природы, функционирующих для достижения общей цели. Любой объект является системой, так как состоит из частей, а части взаимодействуют. Утюг, автомобиль, тетрадь, булавка – это всё системы.
В ТРИЗ разработан эффективный инструмент – системный оператор.
Системный оператор позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Его систематическое использование формирует у ребёнка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное
мышление» (Г. С. Альтшуллер).операций.
Определим ключевые понятия для построения системного оператора.
Система – это рассматриваемый объект. Нужно понимать, что любой
предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система: обязательно состоит из частей, обязательно сама является частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.
Подсистемы – это части системы, или элементы, составляющие её
(напримеры, система «Машины» имеет подсистемы: колёса, кузов, руль, фара, сиденья, бампер и др.; система «дождь» имеет подсистемы: туча, капли воды; система «дерево» имеет подсистемы: корень, ствол, листья).
Надсистема – это более крупная система, частью которой является
рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой (дерево может относиться к родовой классификации «растение») или по месту расположения (дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т. п.)
Системный оператор при изучении объекта ориентирует исследова-
теля:
- на раскрытие целостности объекта;
- выявление разнообразных связей (внутренних и внешних);
- сведение в единую картину всех знаний об исследуемом объекте.
Частью какой системы является объект (частью чего является рассматриваемый объект, для чего это нужно, что ещё входит в эту систему) | ||
Прошлое объекта (каким было прошлое объекта, это может быть «Лента времени», как объект видоизменялся, что видоизменялось, добавлялось, как это влияло на объект) | Объект (- для чего он нужен; - какими функциями он обладает; - «Плохо, хорошо» (что хорошего, в том, что этот объект есть и что плохого, либо как отрицательно он может влиять на окружающую среду и людей) | Будущее объекта (представить, как может выглядеть объект в будущем, если это объект рукотворный, если это объект растительного или животного мира, предположить, как человек в будущем может использовать этот объект, что это даст человеку, какую пользу принесёт для окружающих) Можно использовать МФО, морфологический анализ |
Части объекта (- рассмотреть из каких частей состоит объект, дать названия и понятия этим частям, зарисовать схематично (работа с новыми словами; - какую функцию выполняет эта часть; - что будет, если у объекта не будет этой части) Можно использовать морфологический анализ, метод синектики. |
Приведу пример и совместно с вами поработаем.
На прогулке наблюдала картину, как Саша утверждал другу, что нельзя убивать муравьёв? С данным спорным вопросом ребята обратились ко мне.
Конечно, можно подавить детскую любознательность, ответив им односложным предложением, потому что они живые, а всё живое надо беречь.
А можно совместно с детьми, раз они проявили интерес, заполнить системный оператор, где объектом будет муравей. И превратить в настоящий проект. Давайте совместно заполним с вами системный оператор по данному объекту.
Муравейник В земле, под камнями, трухлявый пень нарисуй как ты себе представляешь Муравей нянька Муравей строитель Муравей охранник Муравей повар | ||
Яйцо-личинка-куколка-муравей | МУРАВЕЙ (почему муравьи считаются насекомыми, где их можно увидеть, все ли муравьи одинаковые по цвету и размеру, почему; можно использовать приём ТРИЗ технологии «плохо-хорошо» | Разработать и нарисовать предупреждающие знаки по Охране муравейников. Дети поговорят о пользе и вреде муравьёв, выведут знаки чего нельзя делать, |
Голова, грудь, брюшко, есть антенны и лапки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-164527-1355506239.jpg)
Формирование мыслительных процессов в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования моделирования при ознакомлении с природой
Натолкнуть ребёнка на поиск, дать работу детской мысли, воображению может только взрослый. Как говорил В.Сухомлинский, «…прежде чем давать знания, надо научить ребёнка думать, воспринимать, наблюдать»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-812377-1473145544.jpg)
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/22/picture-382309-1477140518.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИКТ – ТЕХНОЛОГИЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИКТ – ТЕХНОЛОГИЙ» ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/22/picture-382309-1477140518.jpg)
II Международная научно-практическая конференция «Современные технологии воспитания и обучения» г. Чебоксары, публикация материала на тему: «Формирование познавательной и речевой активности дошкольников посредством ИКТ-технологий»
II Международная научно-практическая конференция«Современные технологии воспитания и обучения»г. Чебоксары,публикация материала на тему: «Формирование познавательной и речевой активн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/12/picture-1057091-1536773998.jpg)
«Легоконструирование как средство формирования познавательных действий, становления сознания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Легоконструирование...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-1107033-1548304062.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЭПБУКА
Введение Стандарта дошкольного образования предполагает постоянное профессиональное развитие педагогов, поиск новых методов и способов, направленных на всестороннее развитие дошкольника...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/28/picture-1396865-1648484606.jpg)
презентация Средняя группа формирование познавательных действий детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности
Средняя группа формирование познавательных действий детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности...