Формирование познавательных действий у старших дошкольников посредством системного оператора.
статья

Юлия Сергеевна Каляпина

В целях модернизации дошкольного образования существенным

шагом можно считать внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – ФГОС ДО.

    Среди особенных технологий, используемых в дошкольных организациях,  ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mater_triz.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательных действий у старших дошкольников посредством системного оператора.

     В целях модернизации дошкольного образования существенным

шагом можно считать внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – ФГОС ДО.

    Среди особенных технологий, используемых в дошкольных организациях,  ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций.

     Окружающий мир – это огромная система, которая содержит в себе

много сложных систем. С точки зрения диалектики у систем есть общее.

Это общее может стать хорошим инструментом решения проблемных ситуаций. В этом и заключается главное преимущество системного анализа, и именно с ним ребёнок знакомится.

     Под системой принято понимать организованное множество связанных элементов любой природы, функционирующих для достижения общей цели. Любой объект является системой, так как состоит из частей, а части взаимодействуют. Утюг, автомобиль, тетрадь, булавка – это всё системы.

     В ТРИЗ разработан эффективный инструмент – системный оператор.

Системный оператор позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Его систематическое использование формирует у ребёнка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное

мышление» (Г. С. Альтшуллер).операций.

   Определим ключевые понятия для построения системного оператора.

Система – это рассматриваемый объект. Нужно понимать, что любой

предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система: обязательно состоит из частей, обязательно сама является частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.

     Подсистемы – это части системы, или элементы, составляющие её

(напримеры, система «Машины» имеет подсистемы: колёса, кузов, руль, фара, сиденья, бампер и др.; система «дождь» имеет подсистемы: туча, капли воды; система «дерево» имеет подсистемы: корень, ствол, листья).

    Надсистема – это более крупная система, частью которой является

рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой (дерево может относиться к родовой классификации «растение») или по месту расположения (дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т. п.)

   Системный оператор при изучении объекта ориентирует исследова-

теля:

  • на раскрытие целостности объекта;
  •  выявление разнообразных связей (внутренних и внешних);
  • сведение в единую картину всех знаний об исследуемом объекте.

Частью какой системы является объект

(частью чего является рассматриваемый объект, для чего это нужно, что ещё входит в эту систему)

Прошлое объекта

(каким было прошлое объекта, это может быть «Лента времени», как объект видоизменялся, что видоизменялось, добавлялось, как это влияло на объект)

            Объект

(- для чего он нужен;

 - какими функциями он обладает;

 - «Плохо, хорошо» (что хорошего, в том, что этот объект есть и что плохого, либо как отрицательно он может влиять на окружающую среду и людей)

Будущее объекта

(представить, как может выглядеть объект в будущем, если это объект рукотворный, если это объект растительного или животного мира, предположить, как человек в будущем может использовать этот объект, что это даст человеку, какую пользу принесёт для окружающих)

Можно использовать МФО, морфологический анализ

Части объекта

(- рассмотреть из каких частей состоит объект, дать названия и понятия этим частям, зарисовать схематично (работа с новыми словами;

- какую функцию выполняет эта часть;

- что будет, если у объекта не будет этой части)

Можно использовать морфологический анализ, метод синектики.

Приведу пример и совместно с вами поработаем.

На прогулке наблюдала картину, как Саша утверждал другу, что  нельзя убивать муравьёв? С данным спорным вопросом ребята обратились ко мне.

Конечно, можно подавить детскую любознательность, ответив им односложным предложением, потому что они живые, а всё живое надо беречь.

А можно совместно с детьми, раз они проявили интерес,  заполнить системный оператор, где объектом будет муравей. И превратить в настоящий проект. Давайте совместно заполним с вами системный оператор по данному  объекту.

       Муравейник

В земле, под камнями, трухлявый пень

 нарисуй как ты себе представляешь

Муравей нянька

Муравей строитель

Муравей охранник

Муравей повар

Яйцо-личинка-куколка-муравей

     МУРАВЕЙ

(почему муравьи считаются насекомыми, где их можно увидеть, все ли муравьи одинаковые по цвету и размеру, почему;

можно использовать приём ТРИЗ технологии  «плохо-хорошо»

Разработать и нарисовать предупреждающие знаки по Охране муравейников.

Дети поговорят о пользе и вреде муравьёв, выведут знаки чего нельзя делать,

Голова, грудь, брюшко, есть  антенны и лапки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мыслительных процессов в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования моделирования при ознакомлении с природой

Натолкнуть ребёнка на поиск, дать работу детской мысли, воображению может только взрослый. Как говорил В.Сухомлинский, «…прежде чем давать знания, надо научить ребёнка думать, воспринимать, наблюдать»...

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИКТ – ТЕХНОЛОГИЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИКТ – ТЕХНОЛОГИЙ» ...

II Международная научно-практическая конференция «Современные технологии воспитания и обучения» г. Чебоксары, публикация материала на тему: «Формирование познавательной и речевой активности дошкольников посредством ИКТ-технологий»

II Международная научно-практическая конференция«Современные технологии воспитания и обучения»г. Чебоксары,публикация материала на тему: «Формирование познавательной и речевой активн...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЭПБУКА

Введение Стандарта дошкольного образования предполагает постоянное профессиональное развитие педагогов, поиск новых методов и способов, направленных на всестороннее развитие дошкольника...

презентация Средняя группа формирование познавательных действий детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

Средняя группа формирование познавательных действий детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности...