"Что такое ТРИЗ"
статья по теме

Воронина Елена Алексеевна
Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_ty_hochesh_idti_na_rabotu_kak_na_prazdnik.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Если ты хочешь идти на работу как на праздник,

Если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят на занятиях, а  активность превышает 100%,

Если ты хочешь, чтобы каждое занятие было как мини - КВН или театрализованное представление,

Если ты хочешь целый день смеяться, петь и общаться с умными детьми - займитесь ТРИЗом».

ТРИЗ-технология, с  помощью,  которой педагог формирует у дошкольников качества творческой личности. Пусть вас не смущает это громкое название ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Что такое ТРИЗ – его расшифровка ничего не даёт, наоборот, может оттолкнуть. Но задача задаче рознь: ТРИЗ, конечно, поможет нам в решении задач по школьной программе, но он поможет и больше – ТРИЗ поможет решать задачи жизненно-важные каждому человеку. Почему? Потому что цель ТРИЗа – достижение достойной цели; разве воспитание и обучение наших детей здоровыми и умными, творческими личностями, не достойная задача. Она нам жизненно необходима. ТРИЗ заинтересовал миллионы людей, ТРИЗ изучают в институтах, техникумах. Он усиленно изучается во всех промышленно развитых странах.
Основателем ТРИЗ является Г. С. Альтшуллер. Главное достоинство этой теории в том, что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности  каждого, а не в отдельности вундеркинда, т. е. то чего мы с вами хотели бы для своих детей.     
Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ  - это уже скорее символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет эта работа.
Да, в наших рекомендациях для педагогов часто звучит «развивайте у детей творческое воображение» и даётся максимум советов, как отучить детей мыслить творчески. А на тризовских занятиях дети придумывают свои сказки и не одну, а столько, сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия.
Девиз  тризовцев – «Можно говорить всё» - и дети раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают. Сказка «Колобок всем нам знакома с детства. Казалось бы, что новое в ней можно найти? Но в ТРИЗ есть волшебное слово «ресурсы» - т.е. возможности. И сказка «Колобок» превращается в фантастическую сказку, да не одну, а много, и дети с удовольствием спасают Колобка от Лисы, незаметно познавая диалектику.
Дело в том, что основные идеи ТРИЗ как раз и заключаются в том, чтобы переложить умозрительные законы диалектики в конкретные формы. Теория решения изобретательских задач и вообще изобретательство вырабатывают умение решать возникшие противоречия. Они могут быть и в технической системе, и в бытовой ситуации. Ответы получаются разные, но способы решения одни. (
Пример по сказке   «Колобок»,  дети дают множество ответов: «поиграть с Лисой в прятки», «Дед пошёл искать и выручил», «Охотники выручили и т. д.).
Основными средствами в работе с детьми является педагогический поиск. Обучая ребенка, воспитатель идет от  его природы, т. е использует принцип природ сообразительности. Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта.

Какие методические рекомендации можно посоветовать воспитателям, родителям, тем, кто приступает к работе с детьми, используя для развития мышления и воображения элементы ТРИЗ:

  • Каждый день работы с детьми – поиск. Воспитатель не должен раскрывать истину. Он должен учить ее находить. Например, ребенок задал вопрос. Вы спрашиваете, а что он сам об этом думает? Приглашаете порассуждать и наводящими вопросами подводите к тому, что он сам находит ответ. А если ребенок не задает вопроса, то надо дать ему определенные знания? Тогда сами задайте вопрос, поставьте в ситуацию,, чтобы он повторил исторический путь познания и преобразования вещества , предмета или объекта ( Например надо дать детям знания о свойствах дерева. Начинаем с вопроса. Что было бы на земле, если на ней не было лесов, деревьев? Пусть дети предложат варианты своих суждений, Далее «Чем полезно дерево? Опять слушаем ответы детей…». Продолжаем цепочку слов, вопросов «Чем дерево было неудобно?  Зачем люди выращивают леса, парки?  Значит каждое занятие – проблемы, поиски, цепочки вопросов: Откуда? Зачем?
  • Постоянно открывать перед детьми « тайну двойного» во всем: в каждом предмете, веществе, явлении, событии , факте. Тайна « двойного » это наличие противоречий в объекте. Итак, противоречия. Вопрос «Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том предмете, действии плохие и хорошие стороны.
    Поиграем в игру «Хорошо – плохо». Возьмём самое простое хорошо знакомое слово «дождь».
    Хорошо: Лягушкам весело. Всё растёт. Песни под дождь хорошо сочинять. Всё чистит, моет. Наступает весна. Бегать по лужам. Гулять в резиновых сапогах. Грибной дождь. Радуга. Ручьи бегут. От бегущих капель красивые узоры на стекле.
    Плохо: Костёр не развести. Влажность большая. Плохая видимость. Можно простудиться. Нельзя гулять. Нарушает планы. Шумно. Грязь. Расходы на одежду. Наводнение.
    Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире. Тем самым мы можем научить видеть пользу и вред, хорошее и плохое, одновременно в одном.
  • Научить ребенка решать противоречия. Познакомить с несколькими из них на конкретных игровых  или сказочных задачах. Например : Как перенести воду в решете? Разрешаем противоречие изменив агрегатное состояние вещества. Вода будет в решете в измененном виде ( лед ) и не будет т. к лед это не вода. Решение: переносим воду в виде льда. Итак , задачи и их  решения. Где же их брать? Они вокруг нас. Но пока мы не умеем их находить. Можно воспользоваться банком данных, картотекой задач, подобранных из разных источников. Со временем их можно научиться придумывать самим, потому что все вокруг нас – это решенные в разные времена разными людьми задачи, но мы их даем детям, как нерешенные, а дети самостоятельно повторяют путь изобретения, используя нетрадиционные приемы.
  • Проводить игры каждый день «Хорошо – плохо» ,  «Польза – вред», «Наоборот», «Зато» - игры на умение видеть противоречия. « Чем может быть», «Превратим в…» ( например: листок, палочка и др. ) «Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего» - игры на системный анализ. Любые вещи, на первый взгляд, казалось бы далекие друг от друга по внешним и функциональным свойствам. Могут иметь что то общее, если установить между ними какую либо связь (например:  Чем похожи звездочка и облако? Чем связаны пуговица и микроскоп? А чтобы арсенал игр на развитие мышления и воображения не иссякал, пользуйтесь грамматикой фантастики Д. Родари. Полезны для разминки перед поисковым мышлением задачи – шутки типа «Какие камни не встретишь в море?», «Сколько яблок выросло на пяти грушах, если на каждой груше выросло по одному яблоку?»
  • Проводить беседы на исторические темы. История изобретения карандаша, стола, колеса и др. Мы видим историю постоянных усовершенствований, превращений. Пусть дети видят, что изобретать – значит решать противоречия. Например: «Как человек приручил силы природы: огонь, воду, ветер?», «Какие машины помогают человеку работать?», «Машины прошлого, настоящего и будущего» и др.
  • На прогулке используйте приемы фантазирования ( например при наблюдениях: живые облака – куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чем расскажут, что подскажут). Или оживим ветер: Где его мама? Кто его друзья? Какой у него характер? О чем он спорит с солнцем? Используйте приемы эмпатии – пусть дети представят себя на месте наблюдаемого ( например: «А что если тебя превратить в кустик? О чем ты мечтаешь?,  С кем хочешь дружить?  О чем шепчут  твои  листочки»  и др.).  Придумывайте  загадки, Рисуйте палочкой по земле, снегу, мелком по асфальту, мокрой подошвой по сухому. Предложить детям увидеть разноцветный дождь или снег. Если одеть разноцветные очки или смотреть через разноцветное стекло. Использовать увеличительное стекло. Попробуйте рисовать камешками, т. е выкладывать узоры, рисунки из камешков. Можно придумать часы : теневые, солнечные, водяные и т д
  • Вечер, время сказок. Перепутайте сюжеты и героев, а детям предложите выпутаться из сложившейся ситуации. Можно изменить героя, ввести нового, приврать сказку – пусть дети восстановят сюжет, измените место действия. Решайте сказочные задачи: «рассказывайте» сказку «рисунками» - схемами. Вечером понаблюдайте за тайнами теней и превращений: в кого превращаются лужи и сугробы, дома, кусты и др. То есть используйте элементы ТРИЗ как в повседневной жизни, так и на занятиях. В любом виде деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вырастить творческих детей или что такое ТРИЗ?"

Статья для родителей  с перечислением игр, в которые можно играть дома....

Семинар воспитателей по теме: «Что такое ТРИЗ»

Главное отличие тризовского мышления от других видов мышления – это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, мышление по законам и правилам! Если мы научимся управлять р...

Что такое ТРИЗ в детском саду

Триз - это Теория Решения Изобретательских Задач...

Консультация для родителей: "Что такое ТРИЗ?".

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач....

Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ»

laquo;Педагог, воспитывай так,чтобы ребенок был искателем иоткрывателем знаний»В. Сухомлинский....

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач

Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Что такое может обозначать данная аббревиатура? Это теория решения изобретательских задач. Что же ...