Семинар воспитателей по теме: «Что такое ТРИЗ»
консультация на тему

Студеникина Галина Валерьевна

Главное отличие тризовского мышления от других видов мышления – это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, мышление по законам и правилам! Если мы научимся управлять разумом, то будем управлять и нашей жизнью!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_dlya_sayta.docx54.62 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР ВОСПИТАТЕЛЕЙ по ТРИЗ

Тема.  «Что такое ТРИЗ»

План.

1.  ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ) –

1.1. С какой целью была создана теория.

1.2. Где используется?

1.3. В каком возрасте можно изучать ТРИЗ.

2.РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

2.1. Что такое системное мышление?

  • Понятие система.
  • Системный анализ. Системный подход.
  • Этапы развития системы.

2.2. Некоторые положения системного подхода.

2.3. Серия игр для освоения детьми понятий система, подсистема, надсистема.

2.4. Системный эффект.Игры для детей – «системный эффект».

2.5. Целеполагание.

3. РАЗВИТИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

3.1 Что такое диалектика и зачем она нужна людям

3.2. Основные законы диалектики

3.3. Что такое диалектическое мышление?

3.4. Переход количественных изменений в качественные.

3.5. Упражнения для развития диалектического мышления.

3.6. Противоречия в ТРИЗ.

  • С чего надо начать обучение детей мыслить противоречиями.
  • Серия игр «хорошо - плохо».
  • Серия игр «наоборот» (или «игры в антонимы»).

4. НАУКА О РАЗВИТИИ СИСТЕМ.

5. ЛИТЕРАТУРА.

1.Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) – это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества.

ТРИЗ называют прикладной диалектикой.

ТРИЗ называют Общей теорией сильного мышления.

Главное отличие ТРИЗовского мышления от других видов мышления – это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, мышление по законам и правилам! Если мы научимся управлять разумом, то будем управлять и нашей жизнью!

ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах писателем – фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Эта наука была создана для решения изобретательских задач в технике, но в настоящее время, найдя много приложений в педагогике, науке, бизнесе, психологии и других областях знания. ТРИЗ стала мировоззрением.

ТРИЗ имеет более сотни инструментальных приёмов и способов, помогающих создать решение и «извлечь» решение из подсознания (перейти в сознание).

ТРИЗ основана на идеях диалектики и логики, системного подхода и функционального анализа, на законах развития систем и законах психологии.

Нельзя хорошо решать задачи не зная систему, которую улучшаешь. Поэтому ТРИЗ большое значение придаёт изучению улучшаемой системы и анализу развития систем.

С развития воображения и фантазии обычно начинают учить ТРИЗ и детей, и взрослых. ТРИЗ можно изучать в любом возрасте, но особенно эффективно начинать изучение ТРИЗ в самом раннем детстве, с трёх-пяти лет и оставаться в ТРИЗе всю жизнь.

2.Что такое системное мышление?

Под понятием система мы будем понимать множество элементов любой природы как-то связанных друг с другом. Любой предмет является системой, так как он состоит из частей, а части взаимодействуют. То, что мы исследуем, с чем имеем дело, будем называть системой. Карандаш, книга, кукла, кровать – это системы.

Опыт работы с шестилетними детьми показал, что они прекрасно понимают этот термин «система». Для детей более раннего возраста можно использовать слова: предмет, вещь, устройство, конструкция, но лучше всё-таки система.

Все крупные организационные ошибки – это, как правило, результат несистемного подхода, узкого, одностороннего, без учёта причин и следствий, а ещё хуже, предвзятого.

Много ошибок и не было бы, если бы люди в детстве освоили широкое системное мышление.

Зачем надо знать системный подход?

Чтобы правильно анализировать свои цели и обеспечить их выполнение.

Чтобы правильно исследовать любые системы. Например, правильно организовать работу различных специалистов.

Чтобы правильно создавать новые системы любой природы. Технические системы. Фирмы.

Чтобы резко увеличить качество своих решений и сократить время на их формирование.

Чтобы научиться прогнозировать события.

Мышление надо развивать системно: и тризовское, и логическое, и образное, и память, и внимание, и волю, и трудолюбие, и нравственность.

Основные положения системного подхода.

Мир представляет собой огромную систему сложнейших систем. Однако у системы любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до начала исследования конкретной системы уже очень много знаем о ней.

Мир настолько сложен, что изучать его «в целом и сразу» невозможно, хотя к этому надо стремиться. Поэтому мир изучают по частям, называя это анализом (по греч. – «расчленение»). Анализ системы – это изучение её частей – подсистем (ПС) и связей между ними (внутренних) и между системой и внешним миром (внешних). Любое изучение следует начинать с анализа. Надо хорошо знать с чем имеешь дело. Без анализа нет синтеза. (соединение частей в единое целое на основе знаний, полученных при анализе). Поэтому в основе анализа должен быть системный подход.

Нас окружают системы. Все они состоят из частей, которые называются ПОДСИСТЕМАМИ (ПС). В свою очередь, сама система является частью системы более высокого уровня, называемой НАДСИСТЕМОЙ (НС), которая в свою очередь входит как часть в над надсистему (ННС).

Творчество – это создание нового, синтез на основе анализа.

Набор характеристик систем.

У всех систем единый набор характеристик, хотя значения самих характеристик разные. Это:

Цели создания системы.

Состав и характеристика частей (структура).

Связи внутренние (между частями) и внешние (с другими системами).

Ресурсы, потребляемые системой (информационные, материальные, энергетические).

Функционирование системы (поведение).

Продукты, вырабатываемые системой (полезные и вредные человеку).

Обычно то, что мы рассматриваем, считают системой «окно».

Число выделяемых подсистем в системе может быть любым, так же, как и число надсистем, в которые эта система входит как часть.

Например, окно состоит из рамы, переплёта, стёкол, форточки, задвижек, петель. Это подсистемы. С другой стороны, надсистемами окна могут быть дом, автобус, вагон, автомобиль… - те системы, в которые окно входит как их часть.

Мы даже не можем представить себе мир несистемным.

В процессе своей жизни системы проходят 4 значимых этапа: зарождение, развитие, старение, гибель.

Например, у людей: рождение, детство, отрочество, зрелость, старость, смерть.

Иерархия – это определённый порядок расположения элементов в системе – от высшего к низшему или в порядке подчинения. Мир иерархичен.

Системное мышление – это мышление, строго учитывающее все положения системного подхода. Ещё его можно назвать всесторонним, взаимоувязанным, целостным, многоаспектным, учитывающим влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей, в отличие от детского, нерасчленённого, синкретического мышления.

Считается, что системное мышление – это самая выигрышная черта диалектического мышления.

ТРИЗ основан на системном подходе, на глубоком изучении систем, которые надо улучшить. ТРИЗ изучает системы любой природы.

Альтернативой системному мышлению является предметное мышление, рассматривающее объекты изолированно, без учёта существенных частей и связей, внешних и внутренних.

Например, приобрели прибор, а он оказался несовместимым с уже имеющимся оборудованием.

Притча о том, как слепые анализировали слона? Один сказал: «Это верёвка», - потрогав хвост, другой: «Это рог», потрогав бивни; «Это шершавая колонна» - сказал третий, трогая ногу…

В чём их ошибка: они же анализировали большого слона по частям! Да, но они мыслили предметно, без синтеза.

Они анализировали большую систему по частям, это правильно, но они мыслили предметно, не системно, каждый делал вывод о всей системе только по одной части. Они приписывали свойства отдельных частей всей системе.

Мышление надо развивать системно: и тризовское, и логическое, и образное, и память, и внимание, и волю, и трудолюбие, и нравственность.

Серия игр для освоения детьми понятий система, подсистема, надсистема.

Игра 1 «Простое или Составное»

(Дано С и ПС. Найти: что С, а что ПС).

Детям называют несколько пар простых и составных предметов: Стакан и стакан с водой. Лист и книга. Сдутый шарик и надутый шарик. Вода и лимонад. Грифель и карандаш. Вода и суп. Вода и лёд. Вода и пар. Вода и туман. (Туман – это мельчайшие водяные капельки в воздухе, а водяной пар – это молекулы воды в воздухе, он бесцветен). Спросите детей, чем отличаются названные пары предметов.

Портфель. Полный книг – это система? В этой системе и книги, и сам портфель – ПС. А пустой портфель? Если мы начали изучать портфель, то портфель – это система, состоящая из ПС: боковины. Дно, крышка, ручка, застёжка. В бане жара. Баня – это система. А жара? А пар? Мочалка Мыло? Все эти системы, кроме жары. Жара – это свойство или качество системы.

Игра 2. «Докажи, что один предмет – это много»

(Дано: С. Доказать, что С = ПС1 + ПС2 + ПС 3+…) Цель: дети сами должны убедиться, что любой предмет состоит из частей, разных или одинаковых.

- Из чего состоит дом (Крыша, стены, окна …) – Из чего состоит стул? (Сидение, ножки, спинка…)

- Мы решили приготовить к празднику торт. Что понадобится? (Масло, мука, сахар, яйца, соль, варенье…).

- Надо сшить платье для куклы. Что для этого понадобится. Дайте ребёнку что-нибудь разобрать что-нибудь на подсистемы. Продают специальные игрушки, предназначенные для разборки.

Игра 3. «Найди целое по его Части, или метод Шерлока Холмса»

(Дана одна ПС. Найдите систему)

Яблоко – Яблоня. Пчела Рой. Стул Мебель. Лист – Книга.

Всегда ли по ПС можно угадать систему? Что можно по одежде сказать о человеке? Зададим ПС, попробуем найти побольше систем, для которых она – часть. Пусть ПС – лапа. Она может быть частью собаки, белки, лисицы…

Игра 3-а. «Назови Целое по его Частям»

(Даны несколько ПС. Найдите С).

Называют несколько ПС, просят догадаться, к каким системам они могут принадлежать.

- ПС: деревья, кусты, ягоды, грибы. (С: лес, парк, роща, тайга, бор, джунгли).

- ПС: вода, рыбы, водоросли… (С: река, озеро, море, океан, лиман, пруд).

- ПС: обложка, корешок, страницы. (С: книга или фотоальбом).

Вариант игры. Называют несколько ПС, а дети определяют системы. Число ПС сокращают. Что будет с числом систем.

- Голова, руки, глаза, туловище. (Обезьяна, человек, кукла, робот, портрет).

- Голова, глаза, туловище (Все млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые).

- Голова, туловище. (Все животные, кроме простейших).

Пусть дети догадаются:

- Ствол, лист, корень. (Дерево)

- Ствол. (Деревья, кустарники, огнестрельное оружие, шахта)

По нарастанию числа ПС

- У каких систем есть труба? (дом, корабль, паровоз, кочегарка, трубач, автомобиль…)

- У каких систем есть труба и колёса? (автомобиль, паровоз, колёсный пароход).

- Труба, колёса, якорь? (Остался колёсный пароход).

Обратите внимание детей, что чем больше называется ПС, тем труднее назвать систему.

- У кого есть иголки? (Ель, сосна, кедр, роза, акация, ёж, дикобраз, кактус, ёрш…).

-У кого есть иголки и жабры? (Ёрш…).

- Подошва? (Сапоги, ботинки, туфли, галоши, гора, оползень…).

- Подошва и снег? (Высокая гора).

Вариант игры. Раскладывают предметы или открытки. Просят назвать, частью каких систем они являются.

- Слон – это ПС тропических животных, семейства млекопитающих, отряда  хоботовых.

Игра 4. «Продолжи уменьшение и увеличение до предела».

(Дана С. Найти ПС, ППС, ПППС, ППППС…. И НС, ННС, НННС, ННННС…).

Называют предмет и просят составить два ряда в сторону уменьшения размеров ПС до предела и в сторону увеличения размеров НС, тоже до предела.

Дерево – ветка – лист – клетка – ядро клетки – хромосомы – ДНК

– гены – молекулы – атомы – ядра клетки – элементарные частицы – кварки (мельчайшие «кирпичики» мироздания).

С сторону увеличения размера:

Дерево – лес – ландшафт – материк – Земля – Солнечная система.

- Галактика – Метагалактика – Вселенная. Это называют систем лифтом.

Покажите детям, что подобное рассмотрение (увеличение и уменьшение размеров) можно начинать с любой системы, конечный результат (Вселенная и кварки) будет то же.

… Комната – квартира – дом – город – район – область – страна – материк…

Так можно «погулять» по всем частям Вселенной. Ребёнок должен понять, что мир бесконечен и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения; и вверх, и вниз.

Игра 5 «Что посередине»

(Дана ПС и НС. Найти С).

Колесо -? – транспорт (автомобиль, трамвай, велосипед, тепловоз, телега, мотоцикл…).

- Крыльцо -? – деревня (дом)

- Яблоко? – сад (яблоня).

Шнурок -? – обувь (ботинок, кеды, туфли, кроссовки).

Правильных ответов может быть много.

Предложите детям самим придумать подобные упражнения.

Игра 6.

(Даны системы. Найти общие для них ПС и НС).

- Площадь. Улица. Проспект. Общие для них ПС: асфальт, шум. Общие НС: район, город.

СИСТЕМНЫЙ ЭФФЕКТ.

Выигрыши от объединения называют системным эффектом.Системный эффект бывает и целью, и результатом объединения. Положительный системный эффект, то, ради чего была сделана система. Но всегда есть и отрицательный.

Закономерность: отрицательный эффект порождает следующий отрицательный эффект (Беда не приходит одна). Но зато и наоборот, положительный эффект открывает серию положительных следствий. Помните деньга деньгу любит.

Ради системного эффекта появилась семья: рождение детей, их воспитание, кормление, защита, семейное счастье…

Две классические музыкальные системы: бременские музыканты (осёл, собака, кот, петух) и крыловский квартет («Проказница мартышка, Осёл, Козёл да косолапый мишка…»). Подсистемы первой четвёрки были хорошо согласованы, и им удалось прогнать разбойников и занять дом в лесу, а подсистемы второй четвёрки были не согласованы, поэтому квартета не получилось.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ – «СИСТЕМНЫЙ ЭФФЕКТ»

Спросите детей:

- Зачем птицы, рыбы, насекомые объединяются в стаи? Ради какого системного эффекта? (разделение функций – одни охраняют, другие едят или ухаживают за молодняком, легче отбиваться от врагов, легче решать проблемы размножения).

- Зачем растения объединяются в лес? (Защита от ветров, воспроизведение субстрата, опыление…)

- Зачем люди живут деревнями, строят города?

Зачем детей объединяют в класс?

- Почему пингвины в лютые морозы с сильным ветром стоят плотно друг к другу, непрерывно двигаются и трутся друг о друга?

- ради какого системного эффекта в кишлаках Памира отары овец пасёт система ишак - собака? (Ишак вместе с овцами ест траву и не даёт убежать собаке, которая охраняет стадо и не даёт разбежаться овцам.)

Ради какого системного эффекта созданы системы: диван-кровать, кресло-кровать, железобетон?

Рассмотрите с детьми сказки, где описан системный эффект. Например, сказка о репке.

Репку вытащила система: дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка.

- Две утки и прутик – разве не система с новым свойством, которого нет у частей.

Какие преимущества даёт насекомым общественный образ жизни? Например, муравейник для муравьёв – это защита потомства, хранение пищи, микроклимат зимой, защита матки и повышение её плодовитости….

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Цель СИСТЕМЕ ставит НАДСИСТЕМА.

Система создаётся и функционирует в интересах целей надсистемы. Перед тем как создать систему для реализации целей, последние делят на подцели и для выполнения каждой подцели создают свою подсистему. Вы пришли в новое учреждение. Как быстрее о нём узнать? Надо познакомиться со структурой этого учреждения и целями и функциями, которые выполняют его структурные единицы. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ системы. Системы подчиняясь НС, должны иметь определённую самостоятельность в выборе своего поведения и способах выполнения своей подцели, т.е. на своём уровне. Это необходимое условие взаимодействия подсистем, разрешения противоречий между ними и развития всей системы.

 Большие системы, как правило, являются многоцелевыми. В процессе функционирования цель системы может меняться. Соответственно этому должны меняться структура и способ функционирования. Старая фирма, меняя цели своего функционирования, должна менять структуру. В детских садах, в школах, в ВУЗе возникает типичное противоречие: чтобы выжить школам, надо переходить на конкурсную и конкурентную основу, надо вводить новые дисциплины и новые «технологии» обучения, а в школе старые заслуженные учителя, их неудобно увольнять и трудно переучивать.

Цель должна быть сформулирована чётко, желательно количественно, так, чтобы её выполнение можно было, проверить объективно.

Если у человека есть долговременные значительные цели, это настраивает на долгую жизнь. Селекционеры и творцы живут дольше.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛИ. Если стало известным, что делать и зачем, то следующие проблемы:

- Как делать? (Методический вопрос).

- Кто будет делать? (Кадровый вопрос). Кто будет управлять?

- Из чего делать? (Ресурсный вопрос). Какой нужен ресурс? Где его найти?

- Когда делать? (Плановый вопрос).

- Как и когда контролировать?

2. Развитие диалектического мышления.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.

В наше время под диалектикой понимают науку о наиболее общих законах развития и познания Природы, включая общество и мышление.

Общие законы Природы – это законы без граничных условий, которые выполняются везде и всегда, в том числе и в нашей повседневной жизни. А это нам позволяет думать широко (дедуктивно), от общего к частному, сверху вниз.

Основные мировоззренческие принципы диалектики:

  1. Всё в природе изменяется и развивается, нет ничего неизменного, даже сама диалектика и её законы. Неизменен только сам факт изменения.

Изменение – это переход, системы из одного состояния в другое.

Развитие – это тоже изменение, но направленное, в соответствии с какой-либо закономерностью.

Что может меняться? То, что взаимодействует. А взаимодействует всё, слабо или сильно.

  1. Что является причиной изменения и развития?

Неживая природа изменяется согласно законам природы, в ней противоречий нет, так как всё происходит по объективным законам. Мир детерминирован, то есть все явления причинно обусловлены. Другое дело, знаем мы эти причины или нет.

Живая природа тоже изменяется в соответствии с законами природы, но обладая возможностью ставить цели и свободой выбора, развивается, разрешая противоречия.

Под противоречием в данном случае будем понимать столкновение двух противоположных требований (желаний) к качествам, количеству или поведению одного и того же объекта.

Если считать разрешения противоречий причиной развития, то и развитие является причиной новых противоречий.

  1. Как идёт развитие?

Развитие идёт неравномерно. Если не вмешиваться в процесс, то он пойдёт в два этапа: первый – медленное (по сравнению со вторым этапом) накапливание количественных изменений, часто незаметных, которые обязательно когда-нибудь приведут ко второму этапу – резким количественным изменениям, называемым скачками.

Количество – обычно определяется числом

Качество – это совокупность свойств объекта, отличающих его от других.

Скачок – это коренной перелом в развитии. Он наступает после того, как количественные изменения достигнут пороговой величины. Обязателен ли скачок? Если не вмешиваться в процесс, то изменение состояния обязательно. Если вовремя вмешаться, то можно вовремя предотвратить скачок, когда он вреден.

Этому и надо учить детей – вмешиваться и предотвращать вредные скачки, катастрофы, конфликты. Катастрофу, как пожар, легче предупредить, чем гасить.

Очень полезно знать, когда скачок наступит и что будет дальше. (Синергетика. Прогностика.)

  1. В каком направлении идёт развитие?

Говорят, в сторону разнообразия и усложнения систем. Если это так, то не жди простой жизни. Хорошо знать законы нашего мира и развивать своё мышление, чтобы делать меньше ошибок.

  1. Всё в природе взаимосвязано, взаимозависимо, взаимообусловлено, поэтому и говорят, что МИР ЕДИН, один в своих взаимодействиях. А если взаимодействует, то и изменяется. Из этого положения можно вывести следствие, если что-то изменил, то ищи, что где-то когда-то и кому-то будет хорошо, а кому-то плохо.

Разделение наук на физику, химию, биологию, географию, астрономию … чисто условно. Разбили на части, чтобы изучать по частям. Дети должны это понимать. Этот закон хорошо знают экологи. На основе этого закона строится глобальное мышление, причинно-следственные связи.

  1. Познание любого объекта неисчерпаемо, поэтому можно говорить только о приближении к абсолютной истине.

Все законы диалектики действуют одновременно, а связи, как правило, двухсторонние.

ЧТО ТАКОЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

Это умение использовать законы диалектики в жизни, в том числе и повседневной. Практические выводы из рассмотренных законов диалектики:

1. Если всё развивается, то нет предела совершенствованию. Всё, что считается совершенством сегодня, через какой-то срок окажется несовершенным. Если всё изменяется, то совершенствовать можно всё и всегда.

2. Разрешил противоречие молодец, но жди, что через некоторое время «вылезет» новое противоречие. Так, в только, что улучшенной или изобретённой системе уже есть зародыши недостатков, которые её погубят! И опять противоречие надо будет разрешать, а потом опять …  

Это и называется жизнь. Понимание этого очень важно. А говорят, что диалектика далека от жизни.

3. Не разрешил противоречие вовремя – жди катастрофу. Так противоречия в стране не разрешались много десятилетий, вот и произошёл системный кризис. И преодолевать его надо системно: это долго, но возможно.

4. У каждой системы огромное количество разных свойств, а у живых систем ещё и множество желаний и потребностей, поэтому можно утверждать, что во всём хорошем найдётся что-нибудь плохое, а во всём плохом можно найти что-нибудь хорошее для себя лично, и для других.

Когда тебя убеждают, что это, мол, хорошо, знай: в этом есть и что-то плохое! И наоборот.

Всё можно обратить и во вред, и в пользу, поэтому, полезно иметь в голове «контрольную» мысль: «А что здесь плохого?» По крайне мере, это заставляет быть начеку.

ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ

Любой процесс в природе (и между людьми) не бесконечен, какой-то конец неизбежен. А можно предсказать, когда этот конец наступит и каким он будет? Что делать, чтобы не было плохо? Ведь это важно, чтобы скачок свойств не был для нас неожиданным, и чтобы не было «как всегда».

Ситуации, когда ребёнок сам может сделать необходимые сообщения.

Взрослый запускает серию вопросов и ответов. Далее просите ребёнка рассказать, что будет дальше, ещё дальше, ещё дальше…. Чем в конце концов дело кончится.

Попросите ребёнка подумать, сравнить и сказать, что общего в протекании всех рассмотренных процессов. Наводящими вопросами помогите ребёнку самому сформулировать рассматриваемые законы перехода количества в качество и конечности протекания процессов. Если ребёнок сам скажет слово «скачок», вы можете поздравить себя и ребёнка с крупной победой.

А) Что будет, если начать надувать резиновый шарик?

- Он будет надуваться.

- А если продолжать надувать?

- Он будет огромным.

- А если продолжать надувать?

- Он лопнет.

- Почему он лопнет?

Обсудите ситуацию. Какие процессы произошли? Сначала шарик был сдутым, потом стал наполняться воздухом, увеличиваться, резина растягивалась, растягивалась, стала совсем тонкой, потеряла прочность и шарик лопнул.

Б) – Что будет, если ты съешь одно мороженое?

- Захочу второе.

- А если съешь второе мороженое?

- Захочу третье.

- А что будет, если человек съест десять мороженных?

- Наверное животик инеем покроется и человек заболеет.

- Был здоров – стал больным?

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Упражнение 1. К чему приведёт бесконечное увеличение количества сторон правильного многоугольника?

Упражнение 2. Что будет, если под кран, из которого капает вода, поставить пустое ведро?

Упражнение 3. Что будет если долго класть кубики один на другой?

Упражнение 4. Ты каждый день ходишь в школу. Чем закончится этот процесс?

Попросите ребёнка придумать другие процессы, рассмотрите, чем они закончатся, если в них не вмешиваться, изменить ход процесса, не допуская конфликтов и беды.

Упражнение 5. Естественные природные явления подчиняются закону перехода количество и поэтому хорошо иллюстрируют скачкообразность развития. Рассмотрите процесс развития бабочки. Какой закон диалектики он демонстрирует? Определите количество основных скачков в этом процессе.

3. ПРОТИВОРЕЧИЕ В ТРИЗ.

Противоречие – это борьба противоположных интересов, желаний или требований, когда одно из них исключает другое.

В диалектике противоречия считают естественным источником развития систем. Но задачей ТРИЗ тоже является развитие систем. Диалектическим путём выявления и разрешения противоречий, что должно привести к улучшению старых систем, например, путём изобретения новых систем.

Так, в только, что улучшенной или изобретённой системе уже есть зародыши недостатков, которые её погубят! И опять противоречие надо будет разрешать, а потом опять …  

Противоречие – это предъявление противоположных требований к одному и тому же элементу.

Конфликт – это предельный случай перерастания противоречия в столкновение.

Основной причиной конфликтов является недостаток какого-то ресурса для удовлетворения требований обеих сторон. Чтобы снять конфликт надо либо найти недостающий ресурс, либо вовремя вмешаться в процесс и изменить ход его развития.

Этим тоже занимается ТРИЗ.

Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок. Ты согласился на какие-то неудобства, и я согласился на какие-то неудобства. Конфликт вроде бы улажен. Но обычно только временно, не коренным образом.

В ТРИЗ разработаны специальные приёмы. Надо мысленно усиливать

противоречие до предела и тогда вдруг окажется, что задачу решить проще, и решение будет сильнее.

Идут на компромисс потому, что не умеют сделать так, чтобы всем было хорошо.

Если не мешать процессу развиваться, то он обязательно когда-то и чем-то, но кончится. Если вовремя не вмешаться в процесс, то он кончится «как всегда», то есть плохо. Противоречие перерастёт в серьёзное разногласие, в спор, конфликт, войну.

Одно из основных положений диалектики о том, что всё находится в развитии и источником развития является противоречие, вытекает, что мы живём всегда в пред конфликтной ситуации. Внешне всё выглядит благополучно и спокойно, но мы знаем, что у кого-то появляются новые потребности и желания, накапливаются противоречия и недовольство.

Формулирование противоречий хорошо развивает одну из составляющих ТРИЗовского мышления – мышление противоречиями. Чтобы освоить этот вид мышления, надо «на первых порах» заставлять себя для всех задач (простых и сложных) формулировать противоречия, потом это будет делаться само собой, и такой вид мышления станет привычным. Как говорят «уйдёт в подкорку».

С ЧЕГО НАДО НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЫСЛИТЬ ПРОТИВОРЕЧИЯМИ.

  1. Игра в антонимы. «Наоборот».
  2. Игры «Хорошо и плохо». Выявление положительных и отрицательных качеств системы.
  3. Формулирование условных предложений. (Причина-следствие) Если …, то …
  4. Поиск недостатков. (Назови предмет, который бы ты хотел улучшить? Почему он тебе не нравится? Назови его хорошие и плохие качества, назови качества идеального предмета…)
  5. Назови предметы, у которых есть два противоположных признака или качества одновременно, но в разных местах (нож: острый - тупой, тельняшка: синее - белое…), одноместно, но в разное время (Земля чёрная летом, но белая зимой…). Ребёнок должен понять, что противоположные свойства сосуществуют и их не надо бояться, это нормально.
  6. Назови предметы, у которых есть два названных противоположных качества (острый - тупой гвоздь; чёрно-белое: зебра; жидкий - твёрдый: бутылка с лимонадом. горячий - холодный: термос).
  7. Формулирование противоречий в простейших ситуациях, но по «взрослой» форме. Для этого полезно сделать плакат с типовыми формулировками противоречий.

Попросите детей назвать обычные желания людей. Придумайте ситуацию, когда-то же самое хочет делать другой человек, а ресурса на двоих не хватает. Возникает конфликтная ситуация. Разрешите её. Или человек чего-то хочет, но что-то мешает ему реализовать своё желание.

Надо написать записку, бумага есть, а писать нечем. Ребёнок хочет гулять, а мама заставляет его мыть посуду. Человек очень любит много и вкусно поесть, но боится растолстеть.

СЕРИЯ ИГР «ХОРОШО - ПЛОХО»

Это очень полезная, глубокая, диалектическая, развивающая игра.

Играйте в неё почаще. Серия состоит из типовых упражнений одинаково интересных, полезных и трудных и для детей и взрослых. Эти упражнения можно называть играми.

Цель игр-упражнений:

- показать ребёнку, что в любой ситуации, в любом действии, в любом предмете есть и хорошие, и плохие стороны, есть и хорошие и плохие стороны, есть и хорошие и плохие свойства;

- показать, что процессы – хорошие и плохие, полезные и вредные – идут вместе. Если хорошего больше, мы говорим «хорошо», плохого больше, мы говорим «плохо».  Зачем это знать? Чтобы не пропустить хорошее в плохом, и чтобы плохое не «выпрыгнуло» бы в хорошем. Чтобы научиться определять: кому хорошо, кому плохо. Чтобы понять, почему и когда хорошее перерастёт в плохое;

- научить ребёнка размышлять, анализировать, находить причинно-следственные связи.

- научить ребёнка находить недостатки. Найти недостаток – это первый шаг к постановке задачи, а, следовательно, к её решению и устранению недостатка. Мало знать, что такое хорошо и что такое плохо, надо ещё и поступать хорошо, и не поступать плохо;

- следующий шаг по трудности – это найти хорошее в плохом и плохое в хорошем.

- подвести ребёнка к пониманию противоречия и тризовских приёмов разрешения противоречий: «Наоборот» и «Вперёд в пользу».

Упражнения «Хорошо - плохо» можно проводить в виде общего обсуждения в режиме мозгового штурма.  

Упражнение 6. «Я оптимист», или «Это хорошо, потому что…»

Содержание игры: ребёнку называют какое-нибудь действие или состояние, хорошо ему знакомое, и просят объяснить, что в нём хорошего.

Иметь дома телефон. Получил двойку. Заболели. Загораете на солнышке. Разбили тарелку. Поссорились. Появились враги. Сломали руку. Вас разлюбили. Стали бедным.

Упражнение 7. «Я пессимист», или «Это плохо, потому, что …».

Что плохого в этих ситуациях? Гуляние. Загорание на солнце. Утоление жажды. Посещение врача. Посещение кино. Курение. Чрезмерная избалованность ребёнка. Использование памперсов. Пить только очищенную воду. У вас появилась волшебная палочка. В доме есть лифт.

Предложите ещё не менее 10 ситуаций, желательно приятных и полезных.

Упражнение 8. «Я изобретательный оптимист», или «Цепочка хороших следствий».

Эта игра отличается от других, что составляется цепочка только хороших следствий, вытекающих из первого хорошего дела.

Взрослый или ребёнок запускает игру:

Гулять хорошо, потому что …

- становишься румяным и здоровым.

Становиться здоровым хорошо, потому что…

- … можно успеть многое сделать.

Успеть многое сделать – хорошо, потому что …

- … можно принести много пользы – это хорошо, потому что …

- … люди будут благодарны.

Люди будут благодарны – это хорошо, потому что …

- … они будут чувствовать себя счастливыми.

Чувствовать себя счастливым хорошо, потому что …

- … быть счастливым – это смысл жизни!

Упражнение 9. «Два пессимиста»

Гулять плохо, потому что …

- … можно простудиться.

Простудиться плохо, потому что …

- … можно заболеть.

Заболеть плохо, потому что …

- … попадёшь в больницу.

Попасть в больницу плохо, потому что …

- … там делают уколы – дают горькие лекарства.

Горькие лекарства и уколы — это плохо, потому что …

- … больно и неприятно.

Больно и неприятно – плохо, потому что …

- … не чувствуешь себя счастливым.

Быть несчастным – это плохо, потому что …

- … жизнь становится грустной и скучной.

Помогите детям прийти к выводу: если много плохого, то это приводит к несчастной жизни. «Скорость погружения в катастрофу имеет тенденцию возрастать».

Упражнение 10.

Классическая игра Цепочка хороших и плохих следствий.

Ведущий называет исходную ситуацию и спрашивает первого: Что в этом хорошего? Ребёнок отвечает. Ведущий спрашивает второго: «А что в этом плохого». У третьего спрашивает: «Что в этом хорошо» и так далее.

Или: ведущий задаёт по очереди пару строго повторяющихся вопросов: «Это хорошо, потому что?». А после ответа новый вопрос: Это плохо, потому что?

Исходная ситуация: «промочить ноги».

Промочить ноги – это плохо, потому что …

- … можно заболеть.

Заболеть – хорошо, потому что …

- … не надо ходить в школу (детский сад).

Не ходить в школу – это плохо. Потому что …

- … скучно сидеть дома.

Сидеть дома – это хорошо, потому что …

- … научишься играть самостоятельно.

Играть самостоятельно плохо, потому что…

- … отвыкнешь от детей.

Отвыкать от детей хорошо, потому что …

- когда меня увезут в деревню, я не буду скучать

Можно начать разговор и с обратного вопроса. Заготовьте много исходных ситуаций для этой игры. Спросите детей, чему научила их игра «Хорошо - плохо».

Упражнение 11. «Кому это хорошо и кому это же плохо?» Это упражнение на эмпатию, перевоплощение, глубокое понимание другого человека.

Кому хорошо и кому плохо от того, что существует индивидуальное обучение?

Кому хорошо, а кому плохо, что выпало много снега?

Кому хорошо, а кому плохо, что пошёл дождь?

Упражнение 12.

«Когда это хорошо и когда это же плохо?»

Чем необычней вопрос, тем интереснее будут ответы.

- Когда хорошо, что ты сыт? Когда плохо, что ты сыт?

- Когда хорошо загорать? Когда плохо загорать?

Упражнение 13.  Сделайте из плохого хорошее. «Задачедатели и изобретатели».

В эту игру играют вдвоём или детей делят на две подгруппы.

Одной группе – задачедателям - предлагают придумывать задачи, недостатки, плохие следствия заданной ситуации и находить плохое во всех решениях, предложенных детьми другой группы. Все свои утверждения они должны начинать словами – «Это плохо» и обосновывать своё мнение. Другая группа – изобретатели ищут способы плохое обратить в хорошее, или не допустить появление плохого, или исправить плохое, если оно произошло. Они всегда говорят: «Я знаю, что надо сделать!»

Приёмы алгоритмированного мышления используйте позже. В первых играх взрослый играет роль изобретателя, чтобы показать, как надо решать трудные проблемы.

Игра «Диспут»

Объясните детям, что диспут – это публичный спор с целью доказать правильность своего мнения.

Дети делятся на две группы. Одна группа утверждает и доказывает какое-то положение, что герой – хороший, а другая группа доказывает обратное.

Когда идеи иссякнут, предложите детям поменяться принятыми позициями. Хорошо, если в этом случае диспут разгорится с новой силой.

Возможные персонажи. Волк и заяц из «Ну, погоди!», Буратино, Винни пух, Иванушка - дурачок.

- Хорошо ли смотреть телевизор?

СЕРИЯ ИГР «НАОБОРОТ» (ИЛИ «ИГРЫ В АНТОНИМЫ»)

ИГРА 1. Назови противоположное свойство. «Свойство - антисвойство».

Ребёнку называют какое-либо свойство (первую часть пары антонима) и просят называть противоположное свойство (вторую, противоположную часть антонима). Лёгкий -? Узкий -? Прямой -? Мокрый -? Простой - ? Острый -? Пустой -? Сладкий -? Толстый -? Тупой -? Круглый -?

ИГРА 2. Назови предметы с противоположными свойствами.

Найти предметы с противоположными свойствами.

«Найди противоположные по цвету» (белый снег – чёрная земля, чайка - грач).«Найди противоположные по весу» (лёгкое пёрышко – тяжёлый трактор, муха – слон). «Найди противоположные по форме» (арбуз, кубик, звезда). По агрегатному состоянию, твёрдости, вкусу ….

ИГРА 3.Назови противоположную функцию (функция - антифункция). Ребёнку называют какую-нибудь функцию или действие, а он должен назвать антифункцию. Создать – уничтожить. Усилить – ослабить. Увеличить – уменьшить. Обогащать – разорять. Удалять – приближать. Нагревать – охлаждать. Согнуть – разогнуть. Открыть? Налить? Поднять?

ИГРА 4. Назови предметы, выполняющие противоположные функции. Игра «Система - антисистема»

Назовите систему и антисистему. Ножницы – клей. Кран – раковина. Холодильник – электроплита. Душ – зонтик. Цемент – порох. Сеялка – косилка. Кисточка – шкурка наждачная. Колыбельная песня – будильник. Спички – огнетушитель. Охотник – дичь.

Попросите назвать функцию и антифункцию названных предметов.  (Разрезает – склеивает. Вливает воду – выливает воду. Охлаждает – греет. Мочит – защищает от намокания. Созидает – разрушает.)

ИГРА 5.Совмести предметы по антифункциям. На стол кладу предметы: карандаш. Резинку. Иголку с ниткой. Ножницы. Рукавички. Веер. Надо взять предметы, составляющие пару система – антисистема.

ИГРА 6. Кто больше придумает антонимов самостоятельно. Назвать побольше слов с любым, но противоположными значениями – антонимы по любым признакам, по любым критериям.

Потом предложите детям признак, по которому составлен придуманный антоним (объяснить по какому признаку различие). Например: Высоко – низко (по положению над чем-то). Стоять – бегать (по функции). Горячее – холодное (по температуре).

Назовите признак и попросите детей подобрать подходящий антоним. Например, по характеру смелый – трусливый, восторженный – равнодушный, добрый – злой, спокойный – нервный.

ИГРА 7. Назови предметы по заданному антониму. Называть антонимы. Например: горячее – холодное. Ребёнку предлагают назвать как можно больше предметов, имеющих оба указанных в антониме свойства горящая свеча, самовар, газовая плита, сигарета… Твёрдое – жидкое: кокосовый орех, кувшин с водой, свежее куриное яйцо, фляга с водой, улей… Быстро – медленно: спицы колеса и педали двигаются значительно быстрее рамы велосипеда… Длинное - короткое. Карандаш пишет длинную линию, а грифель укорачивается очень медленно; ножницы длинные, а ось ножниц короткая.

ИГРА 8. Назови антонимы по заданному предмету.

Эта игра, обратная предыдущей игре. Называется предмет (например, часы). Ребёнка просят назвать как можно больше частей этого предмета с противоположными свойствами или выполняющие противоположные функции, или находящиеся в противоположных состояниях, в том числе и агрегатных.

Что в часах противоположного?

Подвижное – неподвижное. Подвижное: стрелки, маятник, шестерёнки. Неподвижное: корпус, циферблат. Прозрачное – не прозрачное. Часовое стекло – все остальные части. Круглое не круглое, гладкое – ребристое.

В рассмотренном случае противоположные свойства не являются противоречиями.

ИГРА 9. Герои сказок.

Предложите детям назвать героев сказок с противоположными характерами. Попросите назвать эти характеры. Например, Волк – Красная шапочка. Колобок – Лисица. Заяц – Волк Золушка – Мачеха.

ИГРА 10. Разрешение противоречий в сказках.

Читая детям сказки, акцентируйте внимание детей на том, как герои сказок выходят из затруднительных положений с волшебством и без.

ИГРА 11.Составь противоречие.

Подвести детей к пониманию противоречия можно с помощью игр «Хорошо - плохо» по методике контрольных вопросов (вопросно-ответные игры). Когда ребёнку задают серию наводящих вопросов, отвечая на которые, он самостоятельно добивается понимания или решения задачи. Например, такая серия вопросов:

– Назовите предмет или действие (процесс), который Вы хотели бы улучшить. (Пусть дети назвали рукавичку).

- Назовите хорошие, полезные свойства рукавички (тёплая, мягкая, гибкая, красивая).

- Назовите плохие качества рукавички (теряется, намокает, дорогая, плохо гнётся).

- Почему одни свойства Вы назвали хорошими, а другие плохими?

- Если рукавичка тёплая, то рука не мёрзнет и можно лепить бабу.

- Если рукавичка мягкая, то руке приятно.

- Если рукавичка гибкая, то удобно держать игрушки.

- Если рукавичка красивая, то приятно её показывать девочкам.

- Если рукавичка теряется, то мама ругает и руке холодно.

- Если рукавичка намокает, то опять мама ругает и руке холодно.

- Если рукавичка дорогая, то страшно её потерять, так как будет ругать мама.

- Скажите, есть что-то плохое и в хороших качествах рукавички? Что плохого в том, что она тёплая.

- Плохо то, что весной в синтетических рукавичках руки потеют и не закаляются.

- А как сказать одной фразой, что тёплая рукавичка в одних условиях хорошо, а в других – плохо? Это трудный «переломный» момент. Если дети скажут: «Тёплая рукавичка, это хорошо, потому что рука не мёрзнет в морозы, но плохо, потому что жарко руке весной» – это значит, что Вы их далеко продвинули в понимании противоречия и плодотворно поиграли в игры «Хорошо - плохо». Поздравьте себя и детей и возьмите с полки пирожок.

Если дети откажутся искать в хорошем плохое, то напомните им основное условие игры: «Во всём хорошем есть плохое, но и во всём плохом есть хорошее».  Так что всё не так-то уж и безнадёжно.

Закрепляйте успех:

- Что плохого в том, что рукавичка мягкая?

- Плохо то, что она плохо защищает руку при ударах, ушибах.

- Скажи одной фразой.

- Если рукавичка мягкая, то руке приятно, но такая рукавичка плохо защищает руку от ушибов.

Дальше следовало бы формулировать ИКР и искать способы, как сделать так, чтобы и руке было приятно, и она защищала бы хорошо защищена от ушибов, и не мёрзла в мороз, и не было бы жарко весной … Но обо всём это позже.

Добейтесь того, чтобы дети свободно придумывали противоречия для любых предметов. Поиск противоречий – это поиск недостатков.

Назовите предмет или событие и попросите детей ответить на следующие вопросы:

– Какую функцию он предназначен выполнять?

- Какое противоречие он разрешает?

- Как ещё можно разрешить это противоречие?

Бутылка. Из бутылки должен свободно выливаться лимонад в стакан, когда я хочу пить, и не должен выливаться, когда я несу бутылку домой.

Зонтик. Должен быть большим, чтобы защищать от дождя меня и маму.  И должен быть маленьким дома, чтобы не занимать много места.

Чайник. Должен хранить горячую воду, но не обжигать рук, когда надо разливать по стаканам.

Ножницы. Должны быть острыми, чтобы резать бумагу, и тупыми, чтобы не поранить руки.

Блокнот. Должен быть большим, чтобы в нём можно было делать большие рисунки, но тогда он не помещается в портфеле, и блокнот должен быть маленьким, чтобы помещаться в портфеле, но тогда в нём нельзя делать большие рисунки. Совместно с детьми поформулируйте противоречия для простых, хорошо известных детям предметов, сначала по простой двухэлементной схеме (Если…, то), а потом по полной схеме.

Формулировать противоречия по классической форме:

Воспитатель называет одно состояние рассматриваемого объекта при его изменении и просит детей объяснить, что при этом хорошо, а что – плохо. Затем называется противоположное состояние того же объекта и опять – что хорошо, что плохо.

Например, - шкаф.  «Если шкаф большой, то это хорошо потому что…, но одновременно плохо потому, что …».

«Хорошо потому, что можно в нём прятаться от мамы».

«Хорошо потому, что можно в нём помещается много разных вещей».

«Плохо потому что ничего в нём не найдёшь».

«Если шкаф маленький, то это хорошо потому, что …, но одновременно плохо потому, что …».

«Хорошо потому, что он занимает мало места в комнате».

«Плохо потому, что в нём мало полок и ящиков».

Постановка вопросов в такой форме заставляет детей думать, свободно выражать свои мысли вслух, учит общению.

ИГРА 12. Закончи формулировку предложения.

Предложите ребёнку найти, что в ситуации плохо. Если нитка в иголке длинная, то это хорошо потому, что не надо часто её заменять, но это и плохо, так как неудобно шить иголкой с длинной ниткой.

Длинное пальто – это хорошо потому, что … и плохо потому, что …

Большое ведро – это хорошо потому, что … и плохо потому, что …

Толстая книга – это хорошо потому, что … и плохо потому, что …

Большой урожай яблок – это хорошо потому, что … и плохо потому, что …

Маленький урожай яблок – это хорошо потому, что … и плохо потому, что ...

Затяжной дождь – это хорошо потому, что … и плохо потому, что …

Сильный мороз – это хорошо потому, что … и плохо потому, что …

Ранняя весна – это хорошо потому, что … и плохо потому, что …

4. НАУКА О РАЗВИТИИ СИСТЕМ.

ТРИЗ учит прогнозировать появление новых задач, чтобы не допустить их неожиданного появления. Лучшее решение – это когда проблема не возникла. Умный человек знает, как выбраться из проблемы, а мудрый знает, как в неё не попасть.

Любую систему можно улучшить. Пределов улучшения нет. Но для улучшения системы нужно найти ресурс. Для этого надо хорошо знать систему.

Самый сильный ресурс, как правило, в той части системы, которую надо улучшить. Самые сильные решения даёт объединение ресурсов нескольких частей системы. Если не хватает ресурса, следует ранжировать цели по значимости и принимать компромиссные решения.

ТРИЗ основан на системном подходе, на глубоком изучении систем, которые надо улучшить. ТРИЗ изучает системы любой природы. Считается, что системное мышление – это самая выигрышная черта диалектического мышления.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Альтшулер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991.
  2. Вадимир Даниелович Паронджанов. Как улучшить работу ума. Алгоритмы без программистов — это очень просто!
  3. Паронджанов В. Д. Занимательная информатика: Волшебный Дракон в гостях у Мурзика. М.: Росмэн, 1998, 2000. 160с. 200 иллюстраций.
  4. Матюгин И.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребёнка. М., «Эйдос». 1994.
  5. Тамберг Ю.Г. Как научить ребёнка думать. Санкт-Петербург. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на практическом семинаре воспитателей на тему "Путешествие в страну Сказок".

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на практическом семинаре воспитателей на тему "Путешествие в страну Сказок"....

Сообщение к семинару воспитателей на тему «Роль игрушки в воспитании ребенка»

Сообщение к семинару воспитателей на тему «Роль игрушки в воспитании ребенка»...

Консультация для родителей на тему: «Что такое ТРИЗ»

Консультация для родителей на тему: «Что такое ТРИЗ»...

Консультация для воспитателей на тему: "Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

В данной консультации собраны игры и творческие  задания, которые способствуют формированию нестандартного мышления и творческой деятельности у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей на тему:"Что такое ФОП ?"

Что такое ФОП ДО – федеральная программа дошкольного образования, зачем она нужна и почему с ней важно разобраться каждому воспитателю?...