«Ручной труд из бумаги как средство развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ »
статья по конструированию, ручному труду по теме

 Одним из средств по преодолению  недостатков развития, является ручной труд из бумаги, оптимально сочетающий в себе лечебный и развивающий эффект. Занятия ручным трудом создают основу для полноценного общения детей между собой и со взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное настроение и положительные эмоции. А бумага является замечательным и доступным материалом для детского творчества, детей легко заинтересовать экспериментами с ней.

 Кроме того, процесс ручного труда по изготовлению различных поделок - увлекательное занятие для детей,  оно служит познанию мира, развитию творческого воображения, конструктивного мышления, художественного вкуса. Сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками!  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Ручной труд из бумаги как средство развитие мелкой моторики

у детей с умственной отсталостью»

Проблемы здоровья детей, создания равных стартовых возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. В этой связи в рамках модернизации российского образования создается образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Мои  воспитанники относятся к особой категории, это дети с легкой степенью умственной отсталости, они страдают моторной неловкостью, неустойчивой координацией движений, не проявляют желание активно действовать с предметами и игрушками.  Им требуется длительная коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук. Движения рук бывают не согласованными, дети не в состоянии  одновременно действовать двумя руками сразу, что ведёт к несформированности ручных умений. У них часто не выделяется ведущая рука.

Одним из средств по преодолению  недостатков развития, является ручной труд из бумаги, оптимально сочетающий в себе лечебный и развивающий эффект. Занятия ручным трудом создают основу для полноценного общения детей между собой и со взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное настроение и положительные эмоции. А бумага является замечательным и доступным материалом для детского творчества, детей легко заинтересовать экспериментами с ней.

Кроме того, процесс ручного труда по изготовлению различных поделок - увлекательное занятие для детей,  оно служит познанию мира, развитию творческого воображения, конструктивного мышления, художественного вкуса. Сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками!  

Первая моя задача – познакомить детей со свойствами и видами бумаги, научить детей с удовольствием работать с ней.  Поддержать интерес к занятиям ручным трудом мне помогают:

- игры на знакомство с бумагой и её свойствами: «Угадай-ка на ощупь», «Тонет- не тонет», «Веселые полоски», «Что шуршит?»;

- игры-упражнения на знакомство с основными приёмами работы с бумагой (складывается, рвётся, мнётся, сгибается, склеивается, режется ножницами).

- опыты, закрепляющие знания детей о бумаге;

С этой целью мною изготовлено дидактическое пособие «Виды бумаги» .

Успех обучения, пусть незначительные, но позитивные продвижения в развитии  воспитанников с ОВЗ возможны лишь при условии комплексного подхода, включающего:

-систему НОД;

-создание развивающей предметно-пространственной среды;

-взаимодействие с родителями.

В работе с детьми я придерживаюсь рекомендаций Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой, специалистов в области коррекционно - развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.  

В основу перспективного плана НОД по ручному труду из бумаги   положены лексические темы, учтены  принципы  доступности, индивидуальности, систематичности, последовательности,  наглядности, прочности (многократное повторение и закрепление знаний).

При отборе содержания занятий обязательно принимаю во внимание слабый  уровень технических навыков  воспитанников в  изодеятельности, конструировании и ручном труде. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами, даже смять, сложить, разорвать обычный лист бумаги им порой очень сложно.

Как наиболее важные при организации занятий по обучению детей с УО ручному труду можно выделить такие условия:

- поделка должна быть интересна детям и понятно её  практическое применение;

-обязательная положительная оценка поделки;

- игрушка, сделанная ребёнком, должна стать его собственностью, чтобы он мог распоряжаться  по своему усмотрению;

-представление родителям результатов продуктивной деятельности  детей через разные формы

Чтобы детям всегда было интересно и занимательно, широко использую игру в обучении. Создаю игровые ситуации, направленные на решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев, обыгрываю с детьми готовые поделки.

Другие методы и приёмы также зарекомендовали себя как эффективные:  

- организация наблюдения детей  за изготовлением поделок, которые создаются педагогом на их глазах;

- приём сотворчества:  совместные действия ребёнка с ребёнком, группы детей, ребёнка и взрослого;

- подбор физкультминутки по содержанию соответствующей лексической теме, чтобы не допускать переключение внимания детей с одной темы на другую;

- многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым;

Поскольку уровень развития мелкой моторики у детей  разный, то в осуществлении дифференцированного подхода я  подбираю  методы обучения, адекватные уровню. Начинаю с простых:  по показу (поэтапное выполнение действий и их проговаривание), по образцу. Если необходимо, применяю более сложные - по словесной  инструкции. Это позволяет индивидуализировать процесс обучения, сделать работу менее утомительной и продуктивной.

Кроме развивающих и обучающих задач, эти занятия доставляют моим  детям  радость, создают положительный  эмоциональный настрой. Дети становятся более  открытыми, добрыми и отзывчивыми, учатся общаться, дружить, работать в коллективе. Это происходит благодаря таким приемам:

-  включение в качестве фона для практической деятельности спокойной музыки, создающей эмоциональный настрой и снижающей утомляемость;

 - метод  хаготерапии (лёгкое поглаживание, прикосновение),  который передает положительные эмоции  и успокаивает моих  детей;

- использование сюрпризного момента в виде неожиданного появления (исчезновения) игрушки или сказочного героя;

        Занимаясь с бумагой, дети развивают память, внимание, воображение, конструктивное мышление, расширяют игровой опыт, обогащают словарь и самое главное руки ребёнка становятся более ловкими, согласованными.  Однако происходит это не само по себе, а при многократном и систематическом повторении, чтобы  обеспечить формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью прочных умений и навыков.

           Другой важной составляющей моей работы является создание соответствующей поставленным задачам предметно - развивающей среды. В группе создан «уголок ручного труда», где имеется цветная бумага, разная по фактуре, геометрические фигуры, обводки по лексическим темам, образцы игрушек. Подобрано оборудование для экспериментирования с бумагой. Кроме этого, в среде присутствуют  дидактические игры «Угадай-ка», «Что не так?», «Чего не хватает?»,  дидактическое пособие «Виды бумаги», таблицы с алгоритмом работы с бумагой.  Для сюжетно – ролевых  и театрализованных игр есть бумажные атрибуты, игрушки-персонажи, сказочные герои, макеты из картона. В центре изодеятельности содержатся трафареты, штамповки, книжки-раскраски для подготовки руки к письму. Оформляются и постоянно обновляются выставки детских работ.

Вовлечение родителей в  коррекционно - педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Во взаимодействии  с семьёй я руководствуюсь  обозначенной в ФГОС дошкольного образования задачей: обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Для этого стараюсь выработать единое и адекватное понимание проблем развития ребёнка, в частности в вопросе развития мелкой моторики. Чтобы данная работа была результативной, я заинтересовала самих родителей ручным трудом, пробудила интерес к созданию совместно с детьми разнообразных поделок, которые могут использоваться в детском саду и дома, в творческих и театрализованных играх. В течение года были организованы выставки и конкурсы поделок из бумаги, родителям предлагалось принять участие в оформлении группы, детского сада к праздникам, изготовлении атрибутов для  сюжетно – ролевых игр, досугов,  театральных представлений. Вместе с детьми мы готовили подарки и сувениры для родных и близких людей.  

Работа с родителями проходила в разных формах:

- родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей с УО через ручной труд из бумаги»;

- анкетирование родителей «Ручной труд дома»;

- размещение в родительском уголке рекомендаций по темам: «Значение развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью», «Игры с бумагой в жизни детей», «Развиваем интерес к работе с бумагой»;

- индивидуальные консультации о проблемах развития мелкой моторики;

- создание новых рубрик на информационном стенде «Это интересно»,

«7 фактов о пользе ручного труда», «Поиграй-ка»;

- изготовление папок – передвижек  «Бумажные затеи», «Маленькие хитрости из простой бумаги», «Бумажная фантазия»;

- конкурсы поделок из бумаги «Макеты», «Волшебная снежинка», «Новогодняя игрушка»;

- создание мини – музея  «Ёлочка - зелёная иголочка»;

- мастер- класс «Секреты бумажного листа», «Игротека» (демонстрация игровых упражнений с использованием бумаги);

-открытие «Мастерской добрых дел» для оказания помощи родителей в обогащении предметно - развивающей среды;

- фото - вернисаж совместных с родителями детских поделок  «Красота своими руками».

В процессе своей  работы я еще больше утвердилась в понимании того, что ручной труд оказывает большое значение  для развития ребёнка в целом: формирования трудовых умений и навыков, развития мелкой моторики, всех психических процессов: внимания, мышления, воображения, восприятия. Создание поделок из бумаги даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, что является очень важным для детей с умственной отсталостью. И пусть поделки  будут пока не очень совершенны, но они принесут много  радости и  творческое удовлетворение. А  самое главное, что у моих  детей появилась уверенность в своих силах, они  верят в успех,  им нравиться заниматься и играть с бумагой.    

Литература

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, АС. Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство: Мозаика-Синтез Москва…
  2. Е.А. Екжанова., Е.А. Стребелева., Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2005.
  3. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. « Воспитание и обучение умственно - отсталых дошкольников. Книга для воспитателя. М..Просвещение,1985г.
  4. Л.В. Куцакова « Конструирование и ручной труд в детском саду».
  5. В.М. Кошелев « Художественный и ручной труд в детском саду», М., Просвещение, 2002г. Книга для воспитателей детского сада и родителей.
  6. О.А. Сафонова « Конструирование из бумаги» - Нижний Новгород-1994. Книга для студентов, педучилищ, пединститутов, практических работников дошкольных учреждений.
  7. Л.В. Куцакова « Творим и мастерим / ручной труд в детском саду и дома». Пособие для педагогов и родителей.  Для занятий с детьми  4-7 лет, Москва, Мозаика-Синтез, 2010г.
  8. Е.А. Стародубова « Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда.
  9. Стивен У.Мойе « Занимательные опыты с бумагой», 2007г. Издательство: АСТ, Астрель, Харвест.
  10. И.В. Новикова « Конструирование из бумаги в детском саду». Издательство: Академия Развития, 2008г.
  11. Богатеева « Чудесные поделки из бумаги». М., Просвещение, 1992.
  12. Н.Д. Соколова « Игрушки из бумаги».
  13. Г.Н. Долженко « 100 Поделок из бумаги». Академия развития. Ярославль. Академия Холдинг,2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики старших дошкольников

Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет...

Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики старших дошкольников

Важность развития мелкой моторики не оговаривается, эти навыки необходимы человеку не только в детстве, но и в течение всей жизни. Современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разно...

СТАТЬЯ "Работа с бумагой, как средство развития мелкой моторики у детей"

Работа с бумагой, как средство развития мелкой моторики у детей...

Мастер – класс для родителей: «Работа с бумагой в технике «оригами» как эффективное средство развития мелкой моторики у детей»

Познакомить родителей с техникой оригами, сформировать у них специальные знания в вопросах развития мелкой моторики рук и как следствие развитие речи и мышления. ...

Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста...