"Исследовательская деятельность младших дошкольников"
консультация (средняя группа) на тему

Исаева Оксана Анатольевна

     Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mrio_vystuplenie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Свое выступление я хотела бы начать с народной китайской пословицы

 «Расскажи – и я забуду,

   покажи – я запомню,

   дай попробовать и я пойму»

     В условиях быстроменяющейся жизни, в связи с модернизацией образования от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями.  А это диктует нам пересмотр форм и методов работы с детьми.    

ФГОС ДО (пункт) 2.6 говорит нам:

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,  любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображение и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах  и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Таким образом ФГОС ДО указывает на необходимость постоянного развития познавательных интересов дошкольников.

       Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к  различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

     Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия - происходит внешнее действие с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивает интеллект.

       В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

     Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому  экспериментально-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

     В работе с детьми среднего дошкольного возраста мы  используем в экспериментировании следующие материалы, это:

 1. Бусинки, пуговицы.

 2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

 3. Пластиковые бутылочки разного размера.

 4. Разноцветные прищепки и резинки.

 5. Камешки разных размеров.

 6. Винтики, гайки, шурупы.

 7. Пробки.

 8. Пух и перья.

 10. Фотопленки.

 11. Полиэтиленовые пакетики.

 12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

 13. Спилы дерева.

 14. Вата, синтепон.

 15. Деревянные катушки.

 16. Киндер-сюрпризы

 17. Глина, песок.

 18. Вода и пищевые красители.

 19. Бумага разных сортов.

     Основное содержание исследований (экспериментирования) предполагает формирование у детей следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

 2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).

 3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

 4. О способах исследования объекта.

 5. О предметном мире.

     В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

В своей работе по экспериментированию мы использовали следующие  игры-экспериментирования и  упражнения:

1. «Узнаем, какая вода»

 Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»

 Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком»

 Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»

 Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

5. «Чудесный мешочек»

 Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

6. «Поиграем с ветерком»

 Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

7. «Что в коробке»

 Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

8. «Почему осенью бывает грязно»

 Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

9. «Волшебные дощечки»

 Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

10. «Легкий - тяжелый»

 Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

11. «Найди по звуку»

 Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

12. «Глина, ее качества и свойства»

 Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

13. «Горячо-холодно»

 Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

14. «Чудесный мешочек»

 Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

15. «Окрашивание воды»

 Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

16. «Снег, какой он?»

 Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

17. «Игры с соломинкой»

 Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

18. «Снег. Какой он?»

 Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

19. «Как из снега получить воду»

 Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

20. «Как воду превратить в лед»

 Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

21. «Изготовление цветных льдинок»

 Цель: познакомить с одним из свойств воды.

22. «Мороз и снег»

 Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

23. «Свойства льда»

 Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

24. «Ветер по морю гуляет»

 Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

25. «Плавает-тонет»

 Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

26. «Бумага, ее качества и свойства»

 Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

27. «Посадка лука»

 Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

28. «Поплывет не поплывет»

 Цель: развивать представление о весе предметов.

29. «Здравствуй, солнечный зайчик»

 Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

30. «Веточка березы»

 Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

31. «Древесина, ее качества и свойства»

 Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

32. «Что в пакете» Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

33. «Спрячь пуговку»

 Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

34. «Пирожки для Мишки»

 Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

35. «Сравнение песка, почвы и глины»

 Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

36. «Ткань, ее качества и свойства»

 Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

    Для наиболее продуктивной деятельности и активности дошкольников в экспериментально-исследовательской деятельности  ведется  (систематическая) совместная работа  с семьей. Для создания условий проведения опытов и экспериментов, в группе, совместно с родителями создана мини лаборатория, проводятся консультации, беседы.

 

     И В ЗАВЕРШЕНИИ своего выступления хочу напомнить уважаемые коллеги, что РЕБЕНОК – это маленькое зернышко, его нужно обязательно посадить в благоприятную почву. Обогреть его солнышком, поливать его новыми знаниями, проводить опыты и эксперименты  тогда можно увидеть, как из не смелого, хрупкого росточка вырастет  дерево, которое в свое время даст добрые плоды…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково - исследовательская деятельность младших дошкольников

Представленный материал позволяет проводить поисково-исследовательскую деятельность в игровой форме...

Познавательно - исследовательская деятельность младших дошкольников

Материал содержит фотоотчёт  по экспериментированию в младшей группе ДОУ....

Проект "Огород на окне" (Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 45 «Солнышко»городского округа Мытищи Московской области...

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?- Отчего ветер дует?- Откуда приходит дождь?- Почему предм...