"Исследовательская деятельность младших дошкольников"
консультация (средняя группа) на тему
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mrio_vystuplenie.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Свое выступление я хотела бы начать с народной китайской пословицы
«Расскажи – и я забуду,
покажи – я запомню,
дай попробовать и я пойму»
В условиях быстроменяющейся жизни, в связи с модернизацией образования от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. А это диктует нам пересмотр форм и методов работы с детьми.
ФГОС ДО (пункт) 2.6 говорит нам:
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображение и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Таким образом ФГОС ДО указывает на необходимость постоянного развития познавательных интересов дошкольников.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия - происходит внешнее действие с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивает интеллект.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
В работе с детьми среднего дошкольного возраста мы используем в экспериментировании следующие материалы, это:
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.
Основное содержание исследований (экспериментирования) предполагает формирование у детей следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
В своей работе по экспериментированию мы использовали следующие игры-экспериментирования и упражнения:
1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.
3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
5. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.
6. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.
7. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
8. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
9. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.
10. «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
11. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.
12. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).
13. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.
14. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.
15. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
16. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
17. «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
18. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
19. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
20. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).
21. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.
22. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
23. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
24. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
25. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
26. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
27. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
28. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.
29. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
30. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
31. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
32. «Что в пакете» Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.
33. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.
34. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.
35. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.
36. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Для наиболее продуктивной деятельности и активности дошкольников в экспериментально-исследовательской деятельности ведется (систематическая) совместная работа с семьей. Для создания условий проведения опытов и экспериментов, в группе, совместно с родителями создана мини лаборатория, проводятся консультации, беседы.
И В ЗАВЕРШЕНИИ своего выступления хочу напомнить уважаемые коллеги, что РЕБЕНОК – это маленькое зернышко, его нужно обязательно посадить в благоприятную почву. Обогреть его солнышком, поливать его новыми знаниями, проводить опыты и эксперименты тогда можно увидеть, как из не смелого, хрупкого росточка вырастет дерево, которое в свое время даст добрые плоды…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поисково - исследовательская деятельность младших дошкольников
Представленный материал позволяет проводить поисково-исследовательскую деятельность в игровой форме...
Организация познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников при планировании прогулки
опыт работы...
Познавательно - исследовательская деятельность младших дошкольников
Материал содержит фотоотчёт по экспериментированию в младшей группе ДОУ....
Проект "Огород на окне" (Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 45 «Солнышко»городского округа Мытищи Московской области...
Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Консультация для воспитателей второй младшей группы по экспериментированию....
Презентация на тему"Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Фотоотчет об экспериментировании в группе....
План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?- Отчего ветер дует?- Откуда приходит дождь?- Почему предм...