План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»
методическая разработка (младшая группа)

Стрельцова Наталья Леонидовна

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?

- Отчего ветер дует?

- Откуда приходит дождь?

- Почему предметы падают вниз?

Эти ставшие уже классическими вопросы так же как и тысячи других, дети задают взрослым во все времена.

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_na_2018-2019_god.docx58.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                                

детский сад «Сказка»

п. Лиственичный

ПЛАН

РАБОТЫ ПЕДАГОГА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Стрельцова Наталья Леонидовна

Воспитатель второй младшей группы «Солнышко»

План по самообразованию на 2018 - 2019 учебный год

Тема самообразования:«Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»на период  с 15.09.2018.- 30.05.2019.

Цель работы по теме самообразования:  создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.

Для достижения поставленной цели  определила ряд задач:

- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

- рассмотреть основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми  используемые в проведении и  описании педагогического опыта;

- разработать перспективное планирование по экспериментальной деятельности;

- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

- внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения детей;

- развивать познавательную активность детей в процессеэкспериментирования;        

- объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников;

- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

Пояснительная записка

В каждом маленьком ребенке –

И мальчишке, и девчонке

Есть по двести грамм взрывчатке

Или даже полкило,

Должен он бежать и прыгать,

Все хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется,

Трах-бабах…...и нет его.

Каждый маленький ребенок

Вылезает из пеленок,

И теряется повсюду,

И находится везде.

Он ужасно огорчится,

Если что-нибудь случится,

Если что-нибудь случится

В целом мире без него.

Стихи этой замечательной песенки как нельзя лучше отражают деятельность наших любимых современных детей. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?

- Отчего ветер дует?

- Откуда приходит дождь?

- Почему предметы падают вниз?

Эти ставшие уже классическими вопросы так же как и тысячи других, дети задают взрослым во все времена.

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок может сразу ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить. Задавайте ему наводящие вопросы, подведите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.

 Давайте вспомним известное китайское изречение:

То, чтоя услышал, я забыл,

То, что я увидел, я помню,

То, что я сделал, я ЗНАЮ.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, наблюдательность, пытливость ума, его стремление к познанию мира, развитие всех его познавательных способностей, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях т.е развивается творческая личность.

Согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

Ожидаемый результат.

Для детей:

- расширение знаний о свойствах воды, воздуха, песка, и их роли в окружающем мире;

-проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;

- развитие наблюдательности;

- развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;

- проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач.

Для педагогов:

- повышение профессионализма по данной теме;

-  внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

-  самореализация.

Для родителей:

- повышение компетентности родителей воспитанников по данной теме;

- возможность применять опытно – исследовательскую деятельность с детьми в домашних условиях;

- укрепление детско - родительских отношений.

- качественное и заинтересованное участие родителей в образовательном процессе ДОО.

Перспективный план  работы по теме самообразования

на 2018-2019 учебный год

        

Этапы работы

Содержание работы

Сроки  

Примечания

результат

Теоретический этап

(начальный)

Изучение методической литературы,интернет  ресурсовпо заданной теме, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

В течение года

Аннотация на методическую литературу

Изучение состояния организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ.

Сентябрь

2018 г.

Анкета для педагогов

Практический

этап

(основной)

Выявление степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка

Октябрь

2018 г.

Анкета для родителей.

Составление перспективного планирования по теме самообразования.

Ноябрь – декабрь

2018 г.

Перспективные планы (3).

Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты).

В течение всего

 периода

Консультации для родителей.

Привлечение родителей к оснащению и оформлению развивающей предметно-пространственной среды в группе для развития поисково- познавательной деятельности детей.

Декабрь

2018 г.

Привлечение родителей к оснащению в группе центра «Почемучка».

Проведение мастер – класса для родителей: «Игры с водой. Чем занять ребенка в ненастный день».

Декабрь 2018 –

Конспект  мероприятия. Презентация: «Опыты с водой».

Проведение ООД «Весёлая прогулка» по познавательному развитию с элементами экспериментирования.

Январь

2019 г.

Конспект  мероприятия

Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

В течение года

Разработкасемейного проекта «Опыты на кухне».

Февраль

2019 г.

Методическая копилка

Проведение деловой игры с педагогами ДОУ «Что? Где? Почему?».

Март

2019 г.

Конспект  мероприятия

Конкурс среди родителейподелок из бумаги «Бумажная фантазия».

Март

2019 г.

Выставка поделок

Заключительный этап

Проведение мастер - класса для педагогов ДОО «Изготовление дидактических пособий по сенсорному воспитанию (ранний возраст).

Апрель

2019 г.

Презентация  мероприятия

Перспективно - тематический  план работы с детьми

Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

Месяц

Мероприятия

Цель и задачи

Ответственный

Сентябрь

Тема: «Человек»

Знакомство со строением тела человека.

Воспитатели

групп

Музыкальная игра «Где же, где же, наши ножки? »

Учить ритмично и выразительно двигаться, владеть своим телом.

Воспитатель

группы, музыкальный руководитель

На прогулке -     малоподвижная игра «Попрыгай!»

Закрепить знания детей о частях тела, развивать мелкую и общую моторику тела.

Воспитатель

группы

ООД «Уроки Мойдодыра»

Закрепить знания детей о предметах личной гигиены, культурно-гигиенических навыках - последовательность действий.

Воспитатель

группы

Проблемная ситуация«Что было бы, если бы у нас не было помощников (части тела)?»

Закрепить представление детей о внешнем строении человека.

Учить высказывать своё мнение, делать простые умозаключения.

Воспитательгруппы

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Закреплять знания детей о строении человека, частях тела.

Воспитатель

группы

ООД «Айболит в гостях у детей»

Формирование познавательно-речевых навыков в процессе ознакомления со своим телом.

Воспитатель группы

Октябрь

Тема: «Физические явления. Теплота»

Научить определять температурные качества веществ и предметов.

Воспитатели

групп

Д/и «Чудесный мешочек»

Познакомить с предметами, проводящими тепло.

Воспитатели

групп

Воспитатели

групп

ООД  «Где живёт теплота?».

Закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.)

Воспитатели

групп

Наблюдение – Кому нужно тепло?

Формирование у детей элементарных понятий о важности тепла и его значении в жизни человека.

Воспитатели

групп

Игроваяситуация «От чего кружка стала тёплой?»

Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитатели

групп

Д/и «Тёплый – холодный».

Ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло.

Научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый.

Воспитатели

групп

ООД «Тепловые банки».

Создать условия для развития умения дифференцировать предметы по температурному признаку (горячий, теплый, холодный).

Воспитатель

группы    

Проблемная ситуация

«Как согреть Кате ручки?»

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Воспитатель

группы

Ноябрь

Тема: «Неживая природа. Воздух»

Знакомство со значением воздуха для жизни на Земле.

Воспитатели

групп

Чтение сказки «Добрый воздух».

Учить обнаруживать воздух в окружающем пространстве.

Воспитатель

группы

 Наблюдение на прогулке за ветерком.

Познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер.

Воспитатель

группы

ООД «Невидимка – воздух».

Подвести детей к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый.

Воспитатель

группы

Игровая ситуация «Поможем галчонку найти воздух».

Учить обнаруживать воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Воспитатель

группы

Свободная деятельность детей – игры с вертушками.

Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, о его особенностях, значении для человека.

Воспитатель

группы

Праздник мыльных пузырей

Закрепить у детей элементарные представления о свойствах воздуха: невидимый, лёгкий.

Воспитатели

групп, музыкальный руководитель

ООД «У нас в гостях Пятачок с воздушным шариком»

Знакомить с качественными характеристиками воздуха.

Развивать умение детей решать проблемные задачи.

Воспитатель

группы

Развлечение «Воздух, ты где?

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха

Воспитатели

групп

Декабрь

Тема: «Неживая природа. Вода».

Выявление свойства воды - прозрачная, без запаха, может быть и цветной.

Воспитатель

группы

Чтение сказки «Путешествие капельки».

Знакомство с  разными состояниями воды, значением ее для природы и человека.

Воспитатель

группы

Поручения в уголке природы (полив комнатных растений).

Выяснить, как вода и рыхление влияют на рост растений.

Воспитатель

группы

ООД «Цветные капельки».

Выяснить с детьми свойства воды. Показать, что вода может иметь цвет.

Воспитатель

группы

«Делаем облако»

В процессе эксперимента, смоделировать процесс формирования облаков

Воспитатель

группы

Работа в книжном уголке  - заучивание потешки «Водичка, водичка…» по мнемотаблице.

Уточнение представлений детей о значении воды в нашей жизни.

Воспитатель

группы

Наблюдение «Зачем нужна вода растениям?».

Объяснить, на основе опыта, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

Воспитатели

групп

ООД «Где живут капельки воды?»

Обобщить знания детей о воде, ее применении; научить экономно расходовать воду.

Воспитатели

групп

Д/и «Как вода гулять отправилась».

Дать представление о там, что воду можно собирать различными предметами: губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Воспитатели

групп

Январь

Тема: «Неживая природа. Снег. Лёд».

Знакомство со свойствами снега (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле) и льда.

Воспитатели

групп

Игровая ситуация «К нам пришел снеговик»

Учить давать характеристику состоянию и свойствамводы.

Воспитатели

групп

ООД «Поможем Степашке – как из снега получить воду?»

Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

Воспитатели

групп

Д/и «Согреем снежинку».

Познакомить со свойствами снега в зависимости от температуры воздуха

Воспитатели

групп

 «Цветные льдинки» - сделать вместе с детьми украшение на деревья

Объяснить, что воду можно покрасить и она при замерзании превращается в лёд - твердое вещество, плавает,  тает, состоит из воды.

Воспитатели

групп

ИКТ мультфильм «Маша и медведь» серия - «Следы на снегу».

Развивать наблюдательность.

Учить высказывать своё мнение.

Воспитатели

групп

ООД «Что растёт вниз головою, и не летом, а зимою».

Продолжать знакомить детей со свойствами воды: превращение в лёд (сосульку), в тепле тает и снова превращается в воду.

Воспитатели

групп

Д/и «Ледяная горка для куклы Маши» -  на прогулке.

Познакомить детей с процессом получения льда из воды.

Изучение свойства льда.

Воспитатели

групп

Развлечение «Праздник снега»

Создание радостной и праздничной атмосферы у детей посредством игр со снегом.

Воспитатели

групп, инструктор по физкультуре

Февраль

Тема: «Физические явления. Звук»

Знакомство детей с происхождением звуков.

Воспитатели

групп

Д/и «Узнай, что звучит».

Научить определять происхождение звука, предмет по издаваемому звуку.

Воспитатели

групп

Вечер загадок от бабушки Арины» (физические явления).

Формирование мыслительных операций – анализ, сравнение.

Развивать познавательную

деятельности детей. 

Воспитатели

групп

ООД«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.

Воспитатели

групп

Дидактическая игра «Определи по звуку».

Упражнять органы слуха в определении и различении разных звуков.

Воспитатели

групп

Игровая ситуация «Почему Мишутка пищал?» 

Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера. 

Воспитатели

групп

Музыкально-дидактическая игра «Музыка или шум».

Закреплятьумение определять происхождение звука, предмет по издаваемому звуку и различать музыкальные и шумовые звуки.

Воспитатели

групп,

музыкальный руководитель

ООД «Коробочка с секретом».

Развитие познавательной активности ребенка  в процессе анализа различных звуков.

Воспитатели

групп

Дидактическая игра «Кто сказал - Мяу?»

Тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Воспитатели

групп

Март

Тема: «Рукотворный мир. Свойства материалов. Бумага»

Знакомство с видами бумаги, с историей возникновения и изготовления бумаги, с её назначением и свойствами.

Воспитатели

групп

ООД«Мир бумаги»

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества и свойства.

Воспитатели

групп

 Художественное творчество – складывание оригами «Красивый цветок».

Расширение представлений детей о бумаги.

Формировать умение распознавать качества бумаги (цвет, гладкость, шершавость) и свойства (мнётся, рвётся).

Воспитатель

группы,

ООД «Откуда к нам пришла бумага?»

Способствовать развитию интереса детей к познавательно исследовательской деятельности, обновить знания детей о процессе изготовления бумаги.

Воспитатель

группы

Проблемная ситуация «Можно ли склеить бумагу водой?»

На основе опыта, объяснить детям, что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличии от сухого.

Воспитатели

групп

Воспитатель

группы

ООД «Бумажный мост».

Знакомство со свойством бумаги – плотность.

Воспитатель

группы

Д/и Цветы лотоса».

Пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. 

Воспитатель

группы

Игровая ситуация «Поможем Хомке перенести горох на листочки бумаги».

Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать.

Воспитатель

группы

Апрель

Май

Тема: «Неживая природа. Камни»

Формирование представлений о разнообразии и особенностях камней.

Воспитатель

группы

Беседа «Что мы знаем о камнях».

Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения и навыки.

Воспитатель

группы

Работа в центре экспериментирования

Д/и «Каменная дорога».

Продолжать знакомить детей со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, большие, маленькие, могут хорошо вдавливаться в мокрый песок.

Воспитатель

группы

Рассматривание альбома «Простые и ценные камни».

Развитие наблюдательности.

Познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, окраске, прочности.

Воспитатель

группы

ООД «Удивительные камешки».

Закрепление умения определять качества и свойства предметов путём исследования.

Воспитатели

групп

Д/и «Достань камешек».

Закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.

Воспитатель

группы

Чтение «Сказка о камешке».

На примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

Воспитатель

группы

ООД «Камешек, ты откуда?

Учить разрешать противоречия, самостоятельно находить признаки отличия и сходства, камней, устанавливать связи между явлениями природы.

Воспитатель

группы

Игровая ситуация «Как камень кота наказал».

Обобщить и систематизировать знания о камнях.

Воспитатель

группы

Тема: «Неживая природа. Песок»

Знакомство со свойствами песка.

Воспитатели

групп

Проблемная ситуация «Как играть в песок без совка».

Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать.

Воспитатели

групп

Эксперимент «Песчаный конус».

Проблемная ситуация «Можно ли в песках проложить надежную дорогу?

На основе эксперимента, показать детям движение песка.

Воспитатель

группы

На прогулке - с/р игра «Песочный замок».

Продолжать знакомить детей с элементарными свойствами песка: влажный - формуется; сухой - сыплится.

Воспитатель

групп,

ООД «Пирожки для Мишки».

Расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

Воспитатель

группы

С/р игра на прогулке «Домик для крота».

Закрепить представления об элементарных свойствах песка и камней.

Воспитатель

группы

 Работа в центре экспериментирования – «Песочная страна».

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Воспитатель

группы

ООД«Мы – волшебники».

Продемонстрировать свойства песка: сыпучесть, рыхлость; изменение его свойств при взаимодействии с водой.

Воспитатель

группы

Д/и «Найди шарик».

Закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.

Воспитатель

группы

Перспективный план работы с педагогами ДОУ

На 2018-2019 учебный год

Месяц

Мероприятия

Цель и задачи

Сентябрь

Анкетирование педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Изучение состояния организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ.

 Выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

Октябрь

Рекомендации по созданию и оснащению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для обучения правилам опытно-экспериментальной деятельности. 

Создание условий для комфортной и безопасной среды для ребёнка в группе.

Ноябрь

Консультация «Требования к проведению наблюдений».

Расширение знаний педагогов в вопросах организации и проведению с детьми наблюдений.

Декабрь

Семинар-практикум «Детское экспериментирование – ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Поделиться опытом работы с педагогами ДОУ, продемонстрировать и осуществить совместно несколько опытов-экспериментов.

Январь

Открытый показ ООД «Весёлая прогулка» по познавательному развитию с элементами экспериментирования.

Дать детям возможность включаться в совместные с взрослыми практические познавательные действия, изучая свойства снега.

Февраль

Консультация «Формирование познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке».

Познакомить педагогов с особенностями детского экспериментирования и с методическими требованиями к подготовке и проведению экспериментов

Март

Деловая игра «Что? Где? Почему?».

Расширение знаний педагогов о развитии познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Апрель

Доклад  «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ».

Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Май

Отчётная презентация по теме самообразования.

Представление результата работы за год.

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Мероприятия

Цель и задачи

Сентябрь

Анкетирование родителей.

«Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома».

Индивидуальные беседы по результатам опроса.

Выявление степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

Октябрь

Оснащение центра поисково-исследовательской деятельности Почемучка».

Родительское собрание «Детское экспериментирование. Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?».

Домашнее задание - изготовление вертушек.

Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе.

Ноябрь

Информация для родителей. Папка-передвижка: «Правила при организации исследовательской работы с детьми дома».

Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Декабрь

Мастер - класс: «Игры с водой. Чем занять ребенка в ненастный день».

Презентация: «Опыты с водой»

Предложить практические рекомендации, по организации игр и экспериментов с водой.

Январь

Фотовыставка «Маленькие фокусники»

Побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Февраль

Семейный проект «Опыты на кухне».

Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

Ознакомление родителей с

методами и формами работы попознавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников.

Март

Конкурс поделок из бумаги «Бумажная фантазия».

Укрепление детско-родительских отношений

Апрель

Оформление коллекции «Эти удивительные камни».

Привлечение родителей к оснащению центра «Почемучка».

Май

Родительское собрание «Наши успехи». Форма - Круглый стол с представлением презентации.

Обсуждение полученных результатов проведенной работе попоисково-исследовательской деятельности.

Анализ  литературы:

1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 112 с.

2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом:

занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. /Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших

Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.

Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.:

Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

6. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для

дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников:

Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.

9. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

10. Зубкова Н.М Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. // СПб.: Речь 2006 – 64 с.

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной     деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

План по самообразованию: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»...

Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»...

План работы по самообразованию "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

1.Изучить методическую литературу по данной теме.2.Обобщить и проанализировать опыт других педагогов по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников.3.Подобрать и оформить информацию ...

План работы по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

План работы по самообразованиюна  2022 - 2023 учебный годТема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников впроцессе экспериментирования»...

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Актуальность темы:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Актуальность темы:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...