План по самообразованию. Развитие поисково- исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экспериментирования
материал

Шульжицкая Влада Владимировна

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №14 р.п. Мухен района имени Лазо Хабаровского края

ПЛАН

по самообразованию на тему:

«Развитие поисково- исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экспериментирования»

Воспитатель:  Шульжицкая Влада Владимировна

2016-2018 уч. год

Актуальность темы:

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, развития творческого воображения, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

     Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов экспериментирования.

     Задачи:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
  • Изучение методик, технологий экспериментирования .

Перспективный план работы

Содержание работы

Срок

Практический выход

Подбор и изучение литературы , информации по теме

Сентябрь 2016-2017 уч.года

Сентябрь 2017-2018 уч.года

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования

Октябрь

2016-2017уч.года

Анкетирование родителей и воспитателей.

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. Создание предметно-развивающей среды

Ноябрь

2015-2018 уч.года

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности»

Разработка программы кружка

Сентябрь

2016-2018 уч.года

Работа кружка «Эрудит», «Почемучки»

«Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами

В теч.

2016-2017 уч.года

Тематическое занятие

Использование элементов ТРИЗ при проведении экспериментов

В теч 2016-2017 уч.года

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Четыре стихии».

Изучение метода игрового проблемного обучения «Что? Зачем? Почему?»

Весна  2016уч. года

КВН –итоговое мероприятия по работе кружка . Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.

Поиск интересной информации

Осень 2016 уч. года

Совместный проект с родителями «Хлебная Лавка»

Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка. Изготовление моделей, схем, их использование в процессе экспериментирования.

В теч. 2016-2018 уч. года

Мастер –класс для педагогов ДОУ « Экологическое экспериментирование в ДОУ»

Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе. Участие на педагогическом совете. Посещение курсов повышения квалификации.

В теч. Всего периода изучения.

Консультации для воспитателей «Метод направленный на достижение идеального результата»

Мастер - класс на тему: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Создание «копилки опытов и экспериментов» и картотеки дидактических игр

В теч. Всего периода изучения

Картотека дидактических игр

, опытов и экспериментов

Обмен опытом на сайтах.

В теч

2016-2018 уч. года

Создание своего мини сайта

Разработка презентации, проекта по обобщению материалов работы

В теч. Всего периода изучения

Самоанализ и оценка знаний по изучаемым темам

Май

2018уч. года

Прогноз на будущее

Список литературы

- С.Н. Николаева;

- сост. Г. Горбашов и др. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (методические рекомендации);

- Н.А.Рыжова «Воздух-Невидимка»  («Наш дом – природа»);

- О.В.Дыбина и др. «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты в детском саду);

- А.И.Иванова. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.

-Т.А.Кандала, И.А. Осина, Развернутое перспективное планирование.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Старшая группа. По программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.  Гербовой,   Т.С.Комаровой. Волгоград. Учитель,2009 г

- Элиот, Д. Детская энциклопедия.  [текст]/ Д.Эллиот, К.Кинг, С.Кроуфорд, А.Крейг.V/2002 – 128c/

- Филонов, А. Книга эрудита. А.Филонов, Н.Рыльников. М.:2000. – 368с.

-  Уоттон,Э. Все обо всем. Атлас-определитель.[текст]/ Э.Уоттон, Д.Хайд, Д.Норман. М.: 2003. – 768с.

    - Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

«Развитие  познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...

План по самообразованию: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

План по самообразованию: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»...

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?- Отчего ветер дует?- Откуда приходит дождь?- Почему предм...

Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»...

План работы по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

План работы по самообразованиюна  2022 - 2023 учебный годТема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников впроцессе экспериментирования»...

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Актуальность темы:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Актуальность темы:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...