«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Щеглова Анна Александровна

 

«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»

( из опыта работы)

«Детский рисунок, процесс рисования –

                                                        это частица духовной жизни ребенка.

                                                     Дети не просто переносят на бумагу

                                          что-то из окружающего мира,

                                                    а живут в этом мире, входят в него,

                                                     как творцы красоты, наслаждаются

                   этой красотой».

В.Л. Сухомлинский

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

         Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционного рисования.

Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек – творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия, побуждающие ребёнка к рисованию, можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие возможности. Рисуя то, что нравится и интересует ребёнка, он получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он очень дорожит им и хочет снова и снова испытать его. Изучив возможности нетрадиционной техники рисования, я пришла к выводу, что это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

         Актуальность данного вопроса  заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека.

Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности ребенка.

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Проанализировав рисунки дошкольников,  пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

 Поэтому одной из  приоритетных целей своей педагогической деятельности считаю, развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами  изобразительного искусства и нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

Достижение обозначенной  цели я осуществляю через решение следующих задач:

- овладевать элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности;

 - дать знания о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;

 - развивать художественно-творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира;

 - развивать мелкую моторику;

 - формировать творческую активность, художественный вкус.

       Для того чтобы детское творчество успешно развивалось у моих детей, я решила найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свои творческие задумки.

       С сентября 2010 года  мои воспитанники (дети от 5 до 7 лет) получают дополнительное образование по эстетическому развитию. Они посещают кружок «Умелые ручки», который реализует программу   «Изобразительная деятельность». За основу этой программы взято  пособие «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой.  

        Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;

В содержание программы включены моделирование, экспериментирование, развивающие  и художественно-дидактические игры, творческие задания. В системе работы используются нетрадиционные методы и техники рисования. Приложение№1

Занятия в кружке проводятся с небольшой подгруппой (6-8 детей). Занятия проходят 2 раза в неделю во второй половине дня по 25-30 минут в уголке изодеятельности.

Занятия планируются с учётом возрастных особенностей, на основе индивидуально-дифференцированного подхода, интереса и желания детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности, носят творческий характер, отличающийся от обычных занятий:

  1. Приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование по желанию детей.
  2. Дети осваивают нетрадиционные способы изображения (рисование свечой, монотипия, рисование губкой, мыльная живопись, набрызг, рисование тычком, изолентой и т.д.)
  3. Познают свойства материалов (бумага, природные материалы)

У них возникает желание экспериментировать для создания художественных образов, композиций.

  1. Малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.
  2. Форма организации занятий кружка носит свободный характер. Дети могут отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование на каждый месяц.                                                 Приложение№2

В  образовательном процессе кружка используются разнообразные формы работы с детьми. Приложение№3.В основе образовательного  процесса кружка  лежат следующие педагогические принципы:  

- уважения личности ребёнка;

- деятельности. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;

- креативности. Создание условий для творческой активности детей;

- вариативности. Свобода выбора ребёнком способов решения творческих заданий.

Методика моей работы с детьми построена таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие  самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность.

Анализируя работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, в кружковой работе в начале года, я отметила, что в процессе творчества дети не умеют  воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, не проявляют инициативу. Мониторинг показал следующие результаты:

Год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2012г

2дет. - 15%

5дет. - 38%

6дет. - 46%

2013г.

4дет. - 30%

4дет. - 30%

5дет. - 38%

2014г.

2дет. - 15%

8дет. - 61%

3дет. - 23%

Создавая ситуации незавершенности, ориентирующих детей на поиск наибольшего количества конструктивных решений игровых проблемных ситуаций, детям  не давала готовых рецептов по воссозданию конкретного образа,  объяснялись только общие принципы работы, а способ решения поставленной задачи они находили сами. С этой целью широко использовала прием «оживления» (перевоплощения) исходной детали. Детям  предлагала задания оживить листик дерева, ватную палочку, трубочку и т.п.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Результатом работы  явилось повышение творческого потенциала дошкольников. Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к дизайн-искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения.

В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления.

Результаты творчества кружка «Умелые ручки» представлены систематическими выставками, участием детей в конкурсах разного уровня, оформлении работами интерьера детского сада.                     Приложение№4

Результаты диагностики развития творческих способностей детей свидетельствуют о положительной динамике:

Год

высокий

средний

низкий

2012г.

6дет. - 46%

4дет. - 30%

3дет. - 23%

2013г.

8дет. - 61%

3дет. - 23%

2дет. - 15%

2014г.

9дет. - 69%

3дет. - 23%

1дет. - 7%

Вывод: введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.

Но какие бы новшества не вносил педагог в свой процесс воспитания и обучения, они обязательно должны продумываться, адаптироваться на конкретный возраст и конкретную группу детей, здесь и должен проявиться творческий потенциал воспитателя, умение прочувствовать материал, пропустить его через себя.

   В своей работе стараюсь придерживаться и следовать определенным правилам:

  • только с улыбкой встречать детей;
  • уважать личность каждого ребёнка;
  • относиться к ребёнку как к партнеру, быть демократичным;
  • позволять им делать ошибки и верить в ребёнка;
  • давать только положительную оценку действиям детей;
  • сравнивать его успехи только с собственными результатами;
  • не сообщать истину, а открывать.

Развивая творчество у детей, я в то же время учусь вместе с ними быть творческим, современным педагогом. Стараюсь все время находиться в поиске нового, интересного, чтобы наша жизнь в группе не стояла на месте. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники изобразительного творчества открывают огромные возможности развития детей, удивляют их и восхищают, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...

Педагогический опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Педагогический опыт на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"...

Педагогический опыт по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельно...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Цель работы...

Инновационный опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования: актуальность, новизна опыта, результативность....