«Русские народные традиции»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Искрина Татьяна Александровна

Конспект познавательного развлечения в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_narodnye_traditsii.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» с. БОЛЬШАЯ ЧЕРНИГОВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАБОЛЬШЕЧЕРНИГОВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Структурное подразделение «Детский сад №2»,

реализующее программы дошкольного образования.

 «Русские народные традиции»

Конспект познавательного развлечения в подготовительной группе.

                                                                               Подготовили:  Искрина Т. А.

                                                                                                     

2014 год

Цель:  -  приобщать  детей к истокам русской народной культуры и духовности на основе фольклора.  Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте. Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им уже рассказывали.  Воспитывать чувство привязанности к своей Родине. Восхищаться её красотой, вызывать в детях чувство гордости за свою страну, интерес к её истории и стремление сделать свою Родину богаче и краше.

Ведущий:

В белых шапочках гроздья рябины,

В снежной шали укуталась ель…

И весёлый, искрящийся иней

Спрятал в белых сугробах метель!

Окна в сказочном зимнем узоре,

Вьётся белый дымок над трубой.

Не нужны мне ни пальмы, ни море.

Русь моя, я навеки с тобой!

Я с твоими морозными зорями,

С холодами, с метелью, с пургой,

С колокольными праздными звонами,

Я с печалью твоей и тоской!

Мне милы наши русские зимы,

Снегопады, трескучий мороз,

Синеглазое небо России,

Хороводы мерцающих звёзд.

Моя тихая малая Родина,

Всё как в сказке, как в радужном сне…

Я стою красотой очарованный,

Это Богом даровано мне!

Ведущий:   - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей стране, о великой России – матушке, её обычаях и традициях. Наша страна многонациональная, т. е. в России проживают люди разных национальностей, но основное население – это русские люди. Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину. Мы побываем в русской избе, узнаем много интересного о том времени, в котором жили ваши бабушки и дедушки, поближе познакомимся с традициями нашего народа. Вы готовы?

Дети:   - Да!

Ведущий:  - Тогда, добро пожаловать.

 Хозяюшка:  - Здравствуйте, люди добрые, рады видеть всех у нас в горнице!

Нам ли сидеть по домам, да в окна глядеть

Давайте устроим праздник радостный

По обычаю по - старинному «посиделками» называются.

 У нас сегодня гостей со всех, волостей

Давайте с ними поздороваемся.

Приветствие.

1 хозяюшка:

 На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

2 хозяюшка:

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод.

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

1 хозяюшка:

 А играли как! В горелки !

Ах, горелки   хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души!

2 хозяюшка:

 Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

Проходите, будьте как дома!  

Гости (дети): 

Не беспокойся, хозяюшка

Мы дома не лежим и

В гостях не стоим

(3 ребенка проходят на лавочку, садятся)

2 хозяюшка: 

У нас для каждого найдется

И местечко, и словечко.

Гость:

Гости, люди подневольные, где

посадят, там и сидят.

(девочка и мальчик садятся на стульчики).

1 хозяюшка: 

Редкий гость никогда не в тягость.

Гость: 

Дома сидеть - ничего не высидеть.

Решили на людей посмотреть, да себя показать

(Группа детей проходит и садится на лавочку)

2 хозяюшка:

Давненько мы вас ждем, дожидаемся, праздник без вас не начинаем.                                        

Гость:

Туда голуби летают, где их не привечают!

(Группа детей проходит и садится на стульчики)

1 хозяюшка:

Удобно ли вам, гости дорогие. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило.

Гость: 

Гостям то, известное дело, хватило место, да не тесновато ли хозяевам.

2 хозяюшка:

 В тесноте да не в обиде.

Сядем рядком, да поговорим ладком.        

Приготовьтесь слушать сказ

Про Россию и про нас.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Русская народная песня «Как у наших у ворот»

  Хозяйка:  - Ребята, а почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда. Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки об избе, доме?

Дети:

Домом жить – не лукошко шить.

Домом жить – не развеся уши ходить.

Домом жить – обо всём тужить.

В родном доме и каша гуще.

В гостях хорошо, а дома лучше.

 Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

Без хозяина дом – сирота.

На своей улочке и курочка храбра.

Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай.

Хозяйка: 

Молодцы, ребята, хорошие вы пословицы сказали.

Ведущий: 

На Руси во все времена было много умельцев. Как талантлив русский народ! Из обыкновенного полена мастера могли вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы. А то и комод смастерят, куда убирали одежду. А какая ж русская изба без скрипа половиц, без разноцветных половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке или вязали своими руками.

Ведущий:

В старые времена был такой обычай у русских людей,  коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали.

 Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословиц и поговорки о труде?

Ответы детей: 

 «Умелые руки не знают скуки»,

 «Без труда нет добра»,

 «Дело мастера боится»,

 «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,

«Какова пряха, такова на ней и рубаха»

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без дела жить - только небо коптить.

Пилось бы да елось, да работа на ум не шла.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

Хозяйка: 

А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А русские народные сказки вы знаете?

Дети подходят к выставке книг русских народных сказок, называют их героев.

Хозяйка:

 Молодцы, ребята. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными?

Дети: - Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям.

Хозяйка:  - Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям.

Ведущий:  - Русский народ всегда славился своими песнями. А какие красивые песни сочиняли русские люди, как весёло плясали:

- Красны-девицы да добры-молодцы, снаряжайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь, песни петь да пляски водить.

Пляска «Светит месяц».

Хозяйка: 

У русского народа есть свои традиции. «Традиция» - это не русского слово. Оно переводится с латинского языка и означает «передача», т. е. традиция – это то, что передаётся от одного поколения другому. Мы поговорили с вами о традиции передавать сказки, песни, хороводы. А ещё бывают семейные традиции. Расскажите, какие традиции существуют у вас в семье?

Ведущий:

-  Ещё есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд – традиционная национальная кухня. У каждого народа обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо. Нац. кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране. Например, в Китае и Японии выращивают рис и поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (пшеницу, ячмень, рожь, овёс, гречку, различные овощи) Поэтому в России многие блюда готовят из муки. Только в России пекут знаменитые калачи (показать картинку). Есть такая пословица: «Щи да каша – пища наша».

- А теперь послушайте загадку:

«Мать толста,

Дочь красна,

Сын – сокол

Под небеса ушёл»  (печь)

- Правильно, это печка. Печь в старые времена была в доме очень важна. В печи готовили еду, выпекали хлеб. Она обогревала избу. Она ещё и лечила маленьких детей. Набегавшись по глубокому снегу, они грели ноги на печи. В наши дни печки – очень редкое явление.

Ведущий: -  Но есть традиции, которые возникли очень-очень давно и сохранились до наших дней. Относятся к ним и народные праздники. Ребята, знаете ли вы, какой праздник отмечают русские люди в конце зимы и в начале весны?

Дети коротко рассказывают, как празднуют Масленицу.

Ведущий: - Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа. Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны. Продолжается он целую неделю. Каждый день этой недели особенный.

- Понедельник – встреча Масленицы. Пекут блины, похожие на солнышко.

- Вторник – «Заигрыш». Строили  горки, крепости, вешали качели,делали чучело Масленицы.

- Среда – «Лакомка». Обязательно лакомились блинами.

 - Четверг  - «Широкая Масленица». Вся еда  - блинная. Пекли разноцветные блины(с морковкой, свеклой и крапивой, с гречневой муки).

- Пятница – «Тещины вечерки».  Семья шла на блины к бабушкам.

- Суббота – «Золовкины посиделки»  -  шли в гости к тетям и дядям.

- Воскресенье – «Прощеное воскресенье». Люди в этот день просят друг у друга прощения за причиненные обиды. В старину отвечали: «Бог простит».

- Ребята, и мы с вами отправимся на Масленичное гулянье.

Звучит музыка, входит скоморох.

Скоморох:  - Все на ярмарку спешите, торопитесь. Приходите без стеснения. Билетов не надо, предъявите хорошее настроение. Я принёс много товару разного, приходите, покупайте. Кому свистульку, кому ложку, кому гребешок, а кому пирожок?

Внимание! Внимание! Народное гуляние!

Торопись, честной народ, Масленица всех зовет!

Пусть каждый здесь поёт частушку

И за то получит сушку или сладкий пирожок,

Приходи скорей, дружок!

Частушки.

                                                                 Все.

                                                                 Мы частушек много знаем

                                                                 И хороших, и плохих.

                                                                 Хорошо тому послушать,

                                                                 Кто не знает никаких.

1. Начинаю я припевку первую начальную,

Я хочу развеселить публику печальную.

                                                                                2. Я сидела на окошке

                                                                                    Ехал милый мой на кошке,

                                                                                    Стал к окошку подъезжать,

                                                                                    Не мог кошку удержать.

3. Говорят, я боевая, боевая ну и что ж?

Моя мама боевая, ну а я тогда в кого ж?

                                                                               4. Поиграй, милой, в гармошку,

                                                                                   А я песни подпою,

                                                                                   Я сама себя потешу

                                                                                   И тебя развеселю.

5. Почему же не сплясать,

Почему не топнуть.

Неужели от меня

Половицы лопнут?

                                                                              6.  Ох, раз, ещё раз,

                                                                                   Мы поклонимся сейчас.

                                                                                   Начинаем перепляс,

                                                                                   Постараемся для вас!

Скоморох: 

Подходите, не стесняйтесь.

Сладостями угощайтесь.

А чем бы мне вас потешить?

Теперь игра – не развлечение.

А с большим-большим значением…

Проводится соревнование «Кто быстрее смотает клубочек».

 Выставляются 4 блюда с клубками, нить немного распущенна, по команде дети наматывают нитки на клубок.  Скоморох  хвалит детей за быстроту и ловкость, аккуратность.

Скоморох:

А ну, честной народ, поиграй-ка со мной!

Берегите ложки и трещётки.

Музыканты, не зевать!

Будем  русскую играть!

Ансамбль

Ведущий:

 Ребята! На гулянье хорошо нам гуляется,

Ну а нас уже хозяюшка дожидается.

Приготовила она угощение

Со сметаной, мёдом и вареньем.

Песня «Блины»

Хозяйка:

 Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов – не найти едоков.

Хозяйку потешьте да блинов моих поешьте.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Хозяйка угощает детей блинами.

Ведущий:

 Спасибо тебе, хозяюшка, за гостеприимство, за сказ интересный о нашей России-матушке.

Ребята, сегодня мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, вспомнили некоторые традиции. И чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

Стихотворение о России.

Родины себе не выбирают.

Начиная видеть и дышать,

Родину на свете получают

Непреложно, как отца и мать.

Родина, Родина, милые края,

Поле васильковое, песня соловья.

Нежностью, радостью светится она,

Родина, Родина на земле одна.

Россия. Как из песни слово, березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.

Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...

Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Изучение уровня представлений детей и их родителей о русских народных традициях и элементах русского-народного календаря

Изучение уровня представлений детей и их родителей о русских народных традициях и элементах русского-народного календаря...

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....