методическая разработка "Развитие эмоционально-личностных состояний"
учебно-методическое пособие на тему

Коррекционно-развивающее пособие "Сказочный сундучок" для детей дошкольного возраста с проблемами эмоционально-волевой сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования  администрации Павловского муниципального района

Районный  конкурс

  «АУКЦИОН КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ  ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

Номинация: «Развитие эмоционально – личностных состояний»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ПОСОБИЕ

«СКАЗОЧНЫЙ СУНДУЧОК»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7  ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ

ЭМОЦИОННАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ  СФЕРЫ

И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Автор – разработчик:

        педагог – психолог

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения  детского сада № 20 г. Павлово

Пугачева Елизавета Александровна

г. Павлово – 2014 г.

Аналитико-прогностическое обоснование

коррекционно-развивающего пособия.

«Эмоции являются центральным звеном

психической жизни человека,

 и, прежде всего, ребёнка».

/ Л. С. Выготский/

         Проблема специфики эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании личности в целом. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет уважения его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства.

          Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение  в становлении личности растущего человека имеет понимание своих  эмоций и чувств. 

           Развитию способности к самовыражению и самопознанию, гармоничному развитию личности ребёнка помогает использования арт-терапии. Арт-терапия позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти её разрешение через переконструирование, моделирование этой ситуации. Одним из эффективных методов арт - терапии в  работе с детьми с особыми потребностями, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, является  сказкотерапия. Сказкотерапия - это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением ребенка в реальной жизни, который, благодаря своей сказочной форме, расширяет сознание ребенка, помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и формирует позитивное отношение ребенка к своему «Я». Сказкотерапия интересна еще и тем, что она позволяет  малышу полностью погрузиться в сказку, прочувствовать ее. Этот способ является одним из самых  универсальных и доступных для детского восприятия. Именно поэтому,  этот метод лег в основу разработки нашего  коррекционно-развивающего пособия для  детей с  ограниченными возможностями здоровья, который помогает педагогу решать эмоциональные и поведенческие  проблемы детей: неврозы, застенчивость страхи, агрессию.

Цели и задачи развития и  коррекции нарушений

в развитии детей

Цель: Содействие  устранению или ослаблению недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сфере детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • Формировать у детей    потребность  в эмоциональном общении  с окружающими людьми посредством сказки.
  • Формировать  умения  конструктивно строить взаимоотношения с окружающими;
  • Формировать  умение  ребенка принимать себя таким, какой есть, осознавая собственную ценность;
  • Формировать осознанное  отношение детей  к нормам социального поведения;
  • Формировать  навыки  адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок (ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает  обогатить  его собственный жизненный опыт).

Описание правил и вариантов использования пособия

Этапы

Цель

Формы работы

Ориентир

 Знакомство с персонажами сказки.

На основе знакомства детей  с эмоциональными состояниями персонажей сказки (изменение мимики, жестов, внешнего облика), обучение их определять свое настроение, состояние.

- Приветствие « Страна Настроений»

- Упражнение « Дерево настроения»

- Игра

 « Пиктограммы»

(см. Приложение)

 Ребенок проявляет способность распознавать

свое  собственное настроение,

 ориентироваться в схематичных изображениях эмоций ( радость, злость, страх, грусть).

Знакомство с главным героем сказки

Развитие  интереса  ребенка к главному герою сказки.

Формирование умения различать эмоциональное состояние главного героя  и соотносить со своими собственными переживаниями.

Развитие внимания,  наглядно-действенного мышления, памяти.

-  Рассказ  о Совёнке

-  Игра « Зеркало».

(см.  Приложение)

- и/у «Сложи разрезную  картинку»

Ребенок сравнивает себя со сказочным героем;

определяет то, или иное его эмоциональное проявление.

Первичное рассказывание сказки.

Развитие  у ребенка  положительных эмоций, и желания погрузиться в сказку.

Развитие воображения, познавательного интереса к сказке.

- Ритуал входа в сказку

- Приглашение  ребенка в путешествие по сказочной стране

(аудиозапись музыки

Карла  Орфа

 «Осень  Гномы»)

- Рассказывание сказки педагогом

- Игра «Подбери ключик».

- Игра «Музыка и эмоции».

(см. Приложение )

Ребенок способен эмоционально откликаться на музыкальное произведение, воображаемые события.

Вторичное рассказывание сказки.

Способствование осмыслению  детьми  своего отношения к героям сказки, пониманию главной идеи сказки, развитию эмпатии.

- Рассказывание сказки педагогом

- Рисование ребенком своего настроения

-  Игра « Я радуюсь, когда…»

Ребенок способен

соотносить содержание услышанного с личным опытом

Анализ сказки.

 Формирование способности  детей устанавливать причинно-следственные связи событий, поступков героев,  их эмоциональных состояний.

Расширение представлений ребенка  о способах преодоления возникающих  

трудностей.

- Обсуждение в форме игры « Сказочные уроки»

- Игра « Волшебный мешочек»

- Игра « Назови похожее»

Ребенок способен

высказывать свое мнение, давать оценку поступкам героев.

Совместное рассказывание сказки педагогом-психологом и ребенком

Содействие формированию у детей навыков речевого общения и способов саморегуляции.

- Моделирование ребенком сюжета сказки (при помощи пиктограмм) во время чтения её педагогом.

- Игра « Лото настроений».

- Упражнение

« Способы повышения настроения»

Ребенок способен выделять по ходу чтения  различные эмоциональные состояния героев  

Совместное проигрывание сказки.

Развитие эмоциональной отзывчивости  и желания подражать нравственным поступкам героев.

Совершенствование  умения управлять своим настроением.

- Игра «Веселые Гонзики»

- Игра  « Забавные облака»

(см. пособие)

Ребенок способен договариваться,

учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.

Подведение итогов, рефлексия

Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

Развитие умения выражать своё настроение в рисунке.

- Упражнение «Рисование своего настроения»

- Ритуал прощания

Ребёнок способен к рефлексии, умеет выражать своё эмоциональное состояние в рисунке.

Результаты практического применения и освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья

Реализация поставленных задач  позволила   создать условия для свободного выражения детьми  с ОВЗ  своего эмоционального состояния, чувств, осознания  собственной ценности; умения свободно общаться со взрослыми и сверстниками; условия для формирования у дошкольников  осознанного отношения к нормам социального поведения.

Список используемой литературы:

  1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 144 с.
  2. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2008.- 320 с.
  3. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик – семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развитии детей 5-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218 с.
  4. Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально- волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 139 с.
  5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2010. 5-е изд.- 208 с., илл.
  6. Лещинская – Гурова О.В. «Игра и психологическое здоровье дошкольника» учебно- методическое пособие. Нижний Новгород, 2002, 106 с.
  7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010.- 400 с.
  8. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 118 с.

Приложение

  1. Игра «Пиктограммы».

 На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая её остальным. После этого дети по очереди пытаются изобразить эмоции, нарисованные на  карточках. Зрители  должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

          Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей.

2. Упражнение «Зеркало».

Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!» После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки. 

         Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

       Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

3. Игра «Я радуюсь, когда…» 

Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

        Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях, как с родителями, так и со сверстниками.

4. Упражнение «Музыка и эмоции».

 Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки. Музыка бывает  веселая  и грустная, довольная и сердитая, смелая и  трусливая, праздничная и будничная, задушевная и  отчужденная, добрая  и усталая, теплая  и холодная, ясная  и мрачная.

         Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

5. Упражнение «Способы повышения настроения».

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

6. Игра «Волшебный мешочек». 

Перед этой игрой с ребенком обсуждается, какое у него сейчас настроение, что он чувствует или, может быть, он обижен на кого-то. Затем необходимо предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции - злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

7. Игра «Лото настроений».

Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

       Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

8. Игра «Назови похожее».

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

9. Упражнение «Мое настроение».

Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.

10. Игра «Подбери ключик».

Педагог – психолог обращает внимание детей на волшебный сундучок, замочная скважина которого определённой формы.  Взрослый просит ребёнка подобрать ключик к замочку, предложив несколько вариантов ключей (разной геометрической формы)ю

Методические рекомендации к использованию коррекционно-развивающего пособия «Сказочный сундучок»

  1. Организационная часть.
  • Приветствие «Страна Настроений» (звучит спокойная, волшебная  музыка, на которую педагог-психолог обращает внимание ребёнка)

 Педагог предлагает пришедшему ребёнку поздороваться с помощью волшебной палочки.

  • Упражнение «Доброе тепло» (педагог и ребёнок берутся за руки с закрытыми глазами, чтобы передать своё тепло друг другу)
  1.  Мотивационная часть.

Педагог предлагает ребёнку оглядеться в комнате и найти  что-то необычное, сказочное. В случае затруднения, педагог-психолог направляет малыша в сторону сказочного дерева. Взрослый рассказывает дошкольнику о том, что дерево это не простое, а волшебное: у него на веточках висит необычная корзиночка, в которую каждый день заглядывает солнышко. С каким настроением приходят в эту сказочную комнату гости, такое настроение  бывает и у солнышка. Далее педагог спрашивает о настроении пришедшего ребёнка. Узнав об эмоциональном состоянии ребёнка, предлагает выбрать из корзиночки солнышко с нужной эмоцией и прикрепить его на  дерево. Затем взрослый приглашает ребёнка отправиться в путешествие по сказке.

  1. Практическая часть.

Педагог - психолог надевает на руку игрушку Совёнка и начинает повествование:

«В одном сказочном лесу жил-был Совенок. Было ему шесть лет. Жил он с папой и мамой, которые его очень- очень  любили.  Совенок ходил в лесной детский сад. Утром  мама приводила его туда, а вечером забирала его  домой. Вместе с родителями вечером они гуляли, играли, летая по сказочному лесу.

      Но в садике  у  Совенка не было друзей, и  поэтому он  каждое утро  плакал, расставаясь с мамой. К тому же, Совенок всего боялся: и темноты, и громких непонятных звуков, и многого другого.  Поэтому  в детском саду  он, чаще всего, играл один, или сидел у окна и ждал, когда за ним наконец-то придет мама.

      Однажды, воспитательница повела всех  малышей на экскурсию. Все зверята шли парами, держась  за лапки и крылышки, и только Совенок шел один, позади всех. Внезапно налетел сильный-сильный  ветер.  Он подхватил маленького Совенка и унес его далеко от садика.  От страха Совенок закрыл глаза, а когда открыл их, увидел, что сидит он на незнакомом дереве. Малыш очень испугался и заплакал. Вдруг он почувствовал, что кто-то обнимает и гладит его по головке. Оказалось, что  Дерево, на котором сидел Совенок, было волшебным – это оно  обнимало его своими веточками и ласкало листвой.

-  Не плачь,  малыш!  Посмотри,  какой   сундучок есть у меня,- сказало Дерево.  Он тебе нравиться?

- Да, он очень красивый, а что в нем?- поинтересовался Совенок.

- Живут в нем мои друзья – Гномики Добряк,  Весельчак и Смельчак.  Раньше они были самыми добрыми, самыми смелыми  и веселыми и  всем в лесу помогали. Их все любили. Но  случилось  ужасное  -  Злая Волшебница заколдовала их, украв у них их звонкие волшебные колпачки. И теперь,  один из них стал таким трусливым, что боится и темноты и грозы и даже каждого лесного шороха,  второй - все время плачет, а третий стал таким  злым, что обижает всех вокруг.  Помоги мне, пожалуйста, расколдовать  их,-  попросило Дерево.

- Я бы с радостью, но как это можно сделать?- спросил Совенок.

- В первую очередь нам надо открыть сундучок. Совенок, помоги мне, пожалуйста, подобрать к нему ключик.

Дерево протянуло Совенку несколько ключиков. (игровое упражнение «Подбери ключик» с ребёнком)

Совенок подобрал ключик к замочку и открыл сундучок.

Тотчас из сундучка выглянул сердитый Гномик и погрозил ему кулаком.

Совенок испугался и вспорхнул на другую ветку. А Дерево шепнуло ему:

- Не бойся, малыш, попробуй ему улыбнуться!

 Совенок улыбнулся сердитому Гномику  и робко прошептал: « Давай,  с тобой дружить!»

Гномик от неожиданности улыбнулся в ответ,  и на его голове появился  колпачок с бубенчиком. (педагог незаметно меняет эмоцию у Гномика) И они  запели вместе песенку: «Не дерись, не сердись, лучше с нами  подружись!»

В это время из сундучка послышался громкий плач. Это плакал грустный Гномик.

Совенок заглянул в сундучок и спросил Гномика: - Что ты плачешь, кто тебя обидел?

А  потом протянул ему своё крылышко и позвал играть.  После веселой игры на головке у Гномика тоже появился колпачок. (педагог незаметно меняет эмоцию у Гномика)

За их увлекательной игрой из сундучка, дрожа от страха, наблюдал Гномик-трусишка. Ему очень хотелось с ними поиграть, но было страшно выбраться из сундучка.

Совенок с Гномиками помогли ему выбраться из сундучка, обняли его, и успокоили:

- Не бойся! Мы твои друзья!  И с нами ты можешь ничего не бояться. Мы всегда защитим тебя, придём на помощь!

Гномик успокоился, на его лице появилась улыбка, и он смело шагнул друзьям навстречу со звенящим на голове бубенчиком. (педагог незаметно меняет эмоцию у Гномика)

Гномики стали благодарить Совенка, а Дерево с улыбкой наблюдало за ними, а потом сказало: -  Спасибо, тебе Совенок,  что ты не испугался и помог моим Гномикам освободиться от  чар Злой Волшебницы. Теперь они и твои друзья!  Запомни -  друзей в беде не бросают, всегда выручают и помогают!

А сейчас они проводят тебя домой. И они, попрощавшись с Деревом, все вместе побежали по лесной дорожке, напевая песенку о дружбе.

Текст сказки может немного изменяться педагогом-психологом, в зависимости от выявленной психологической проблемы ребёнка. Проблема малыша переносится на главное действующее лицо – Совёнка.

Варианты игр с пособием:

Игра «Солнце, Облака и Месяц» (может использоваться не только на подготовительном этапе,  но и для детей с глубокими нарушениями).

Педагог – психолог рассказывает детям сказку:

«На ночном небе светят звёзды:  ярко, как фонарики. Когда наступает утро, небо становится светлым. Всходит доброе Солнышко. Его любят все люди, вся природа: звери, птицы, цветы и деревья. Вокруг Солнца проплывают Облака, разные по форме и цвету. Они двигаются то медленно, то быстро, обгоняя друг друга и играя в догонялки. Однажды Солнце почему – то не появилось на небе в срок. Облака перестали улыбаться и играть.  Одно  Облачко испугалось и всё время повторяло: «Как страшно без Солнца! Я боюсь, боюсь!» Другое облако так расстроилось, что даже стало плакать: «Кап-кап!» - и пошёл дождик. Ещё  одно Облако обиделось, рассердилось на своих друзей и на Солнце, нахмурило брови, стало ругаться и даже драться с другими Облаками. От этого появилась молния,  загремел гром.  Только одно Облачко не испугалось, не заплакало и не рассердилось.  Оно всех успокаивало: «Не бойтесь, не грустите и не злитесь! Солнце обязательно взойдёт, и мы все успокоимся. Давайте будем улыбаться, танцевать, тогда Солнце к нам вернётся». Облака послушались и перестали злиться и грустить, стали улыбаться, петь и танцевать.

И тут произошло чудо – Солнышко выглянуло и согрело всех своими лучами и улыбкой. Вечером Солнце, как обычно, ушло спать, а на небе появился Месяц. Он спел Облакам колыбельную песенку, и они заснули волшебным сном.  Месяц улыбнулся и от удовольствия даже закрыл глаза.  А звёздочки освещали небо и радовались, что все отдыхают, а на небе царят покой и дружба.  

Дети отвечают на вопросы и выполняют задания:

- Найдите глазами Облако, которое улыбается.

Какое у него настроение? Какое чувство оно испытывает?  (Те же вопросы задаются по отношению к другим Облакам.)

- Какое настроение у Облака, которое находится справа от весёлого? (Грустное, печальное.)

- Какое Облако находится слева от злого?  (Испуганное.)

- Какое Облако висит ниже (выше) всех?

- Кто висит выше всех?  (Солнце).  Ниже  всех?  (Месяц, звёзды)

- У кого на  небе одинаковое настроение?

- Постарайтесь проследить ( «нарисовать») глазами дорожку от весёлого Облака к злому (от испуганного Облака к Солнцу, от Месяца к Солнцу) и т.п.

 Игра «Забавные облака»

По небу плыли облака, а я на них смотрел.

И два похожих облачка найти я захотел.

 Я долго всматривался ввысь и даже щурил глаз,

 А что увидел я,  то вам все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое смеется надо мной:

- Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

- Мне весело с тобой!

И долго – долго облачку махал я в след рукой.

А вот другое облако расстроилось всерьез.

Его от мамы ветерок вдруг далеко унес.

 И каплями — дождинками расплакалось оно…

И стало грустно – грустно так, а вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное страшилище летит

И кулаком громадным сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья, но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище пустилось наутек.

 А маленькое облачко над озером плывет,

 И удивленно облачко приоткрывает рот:

-Ой, кто там, в глади озера пушистенький такой,

Такой мохнатый, маленький

Летим, летим со мной!..

Так очень долго я играл и вам хочу сказать,

Что два похожих облачка не смог я отыскать.

(Ребёнку даётся задание показать на своём лице ту эмоцию, которую выражает облако)

  1. Рефлексивная часть.
  • Подведение итогов

Педагог-психолог: «После сказочного путешествия мы много узнали о радости и грусти, о доброте и отзывчивости, о злости и равнодушии. Как ты думаешь, все ли жители волшебного леса остались довольны? Всем ли нуждающимся мы помогли? Вспомни, какие герои встретились на нашем пути. Чем мы сумели помочь гномикам, Совёнку, сказочному дереву? В какую сказку тебе хотелось бы отправиться в следующий раз? Кого бы ты хотел там встретить?» ( Эта информация пригодится педагогу- психологу для учитывания интереса  ребёнка при составлении нового варианта сказки).

  • Упражнение «Рисование своего настроения»

(Звучит аудиозапись музыки Д. Христова «Золотые капельки». Ребёнку предлагаются разнообразные изобразительные материалы и бумага для выполнения упражнения).

  • Ритуал прощания с помощью волшебной палочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "перспективный план по теме эмоционально-личностное развитие ребенка средствами валеологических игр в младшей, средней, старшей группах детского сада" для воспитателей детского сада.

В учебно-методическом пособии опубликован материал для работы воспитателей с детьми младшей, средней и старшей группах по теме "здоровье", "безопасность" (развивающие, подвижные игры, игры-упражнения,...

Методический материал по теме: «Эмоционально-личностное развитие детей средствами экологических игр».

Методический материал включает в себя набор игр по экологическому воспитанию детей. Игры представлены в виде слайдов, которые можно использовать в совместной деятельности и в непосредственно образоват...

Методическое пособие для педагогов-психологов. Диагностика эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста. Тест «Рисунок семьи".

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характери...

Методическая разработка в форме образовательной деятельности по профилактике нарушения и коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников «Новые приключения колобка»

Методическая разработка в форме образовательной деятельности   по профилактике нарушения и коррекции  эмоционально-личностной сферы дошкольников  «Новые приключения колобка&r...

Методические направления по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников с заиканием

Методические направления по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников с заиканием...

Песочная терапия, как средство оптимизации эмоционально-личностной сферы ребёнка. (методические рекомендации)

Развитие эмоциональной сферы, гуманных  чувств, осознание нравственных понятий детей и повышение адаптационных возможностей детей раннего дошкольного возраста через использование метода песочной ...