Методическая разработка в форме образовательной деятельности по профилактике нарушения и коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников «Новые приключения колобка»
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Киреева Буляк Рашитовна

Методическая разработка в форме образовательной деятельности   по профилактике нарушения и коррекции  эмоционально-личностной сферы дошкольников  «Новые приключения колобка»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребенка  детский сад  «Ромашка» с. Михайловка

Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

 Методическая разработка в форме

образовательной деятельности

 по профилактике нарушения и коррекции

эмоционально-личностной сферы дошкольников

 «Новые приключения колобка»  

                                                                                 Автор – составитель:

Киреевой Буляк Рашитовна

                                                                                       педагог – психолог МДОБУ ЦРР детский сад «Ромашка»

с. Михайловка

                                                                                             

                                             

 

Актуальность 

   Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. Опираясь на свой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста, могу сказать, что в наше время редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Как никогда участились негативные проявления эмоционально-личностной сферы ребенка. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольников 

Цель:  Развитие и укрепление эмоционально-личностной сферы дошкольников.

Задачи:

  • расширять представления детей об эмоциях;
  • учить понимать свои чувства и чувства других;
  • развивать умение определять настроение по схемам, мимике, движениям, жестам;
  • закреплять умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимику лица.
  • помочь укрепить уверенность в себе, развить самосознание;
  • продолжать развивать эмпатию, воображение;
  • помочь ребенку отреагировать на  имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др.), препятствующие его полноценному личностному развитию;
  • совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоцияи

Этапы занятия:

  • Ритуал приветствия.
  • Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия,  групповая дискуссия, релаксационные методы, арттерапия)
  • Рефлексия занятия — оценка занятия.
  • Ритуал прощания.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Возраст участников: Старший дошкольный возраст.

 

Оборудование:  игрушка «Колобок», картинки животных (зайца, волка, медведя, лисы) с разными эмоциями (страха, злости, удивления, радости),  магнитофон, аудиозапись музыки: “Шествие гномов” Э. Григ, «Петя и волк» Прокофьев С.С., «Вальс дождя» Ф.Шопен, «Полька» М.И. Глинко,  клубок ниток, пиктограммы  с изображением эмоций, «сухой дождик», ватман, краски, кисточки. 

Предварительная работа:

  • знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, удивление, злость.
  • прослушивание музыкальных произведений.
  • проведение психологических игр и упражнений.

Ход занятия:

Приветствие: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте мы поприветствуем друг друга:

                                    Здравствуй солнце, (дети поднимают руки вверх)

                                    Здравствуй я, (показывают на себя)

                                    Здравствуй все мои друзья! (обнимают соседей справа и слева за плечи)

     Дети, вы любите сказки? Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по сказке. А поможет нам волшебный клубочек. С его помощью мы с вами окажемся в сказке! Я предлагаю вам сесть в круг. Мы сейчас все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим друзьям. Итак, обмотайте два раза  конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Олег, Максим)! Ты мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры).

Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутинка» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Олегу, она тоже произносит добрые слова: «Олег! Ты мне нравишься, потому что ты помог мне найти мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока мы все не будем опутаны «паутиной».

Клубочек вернулся ко мне. “На что похоже то, что у нас получилось? ”. Посмотрите – мы все с вами в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились и стали единым целым! Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Я её смотаю обратно в клубочек и мы окажемся в сказке (включаем световой эффект, звучит музыка «в гостях у сказки»)

  Основная часть.

  Название сказки  вы узнаете, если отгадаете загадку:

Формой он похож на мяч

Был когда-то он горяч

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы узнали? (Колобок)

Правильно, это Колобок. (Педагог – психолог  берет в руки колобка). Испекла бабка колобок и на окошке оставила студить. Веселый, доверчивый колобок! Помните, сколько опасностей было на его пути? Ребята, а как вы думаете, почему Колобок к нам сегодня пришел? Да, колобок  просит нас помочь ему избежать неожиданных неприятностей. Как можем мы с вами ребята помочь Колобку? (предложить спрятаться, изменить сюжет сказки). Я предлагаю отправиться с ним в путешествие.

Посмотрим кто же нас встречает  и с каким настроением.

  • (звучит страшная музыка. Педагог-психолог показывает зайца с

эмоцией страха)

   Кто же это?  Как вы думаете, какое чувство испытывает  заяц? Как вы догадались? Что его могло напугать? (ответы детей)

А боится, он по тому, что не умеет различать настроение и чувства других зверей. Поможем зайцу?

Игра «Азбука настроения»

Садитесь за столы.

Бывают чувства у зверей 
У рыбок, птичек и людей
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение
Кто веселится?
Кто грустит,
Кто испугался,
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения

(У детей на столах лежат конверты с набором из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием).

Внимательно рассмотрите свои карточки.  А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой ваш персонаж удивлен, радуется, злиться … и т. д.

Упражнение « У страха глаза велики»

- Давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.) А затем и вовсе исчезает. ( Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу и скажите «Страх, страх, страшилка, брысь, брысь, брысь и в смешинку превратись».

(Заяц благодарит детей и колобка, за преодоление страха и  помощь.).

(Звучит гневная музыка. Педагог-психолог показывает картинку волка с эмоцией злости.) 

    Кто к нам пожаловал? Как вы думаете, какое чувство испытывает  волк?  

 Как вы догадались?  Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся,

зубы соединены. Рот может быть перекошенным у того, кто испытывает злость.  Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился. Что происходит с глазами? Покажите! Глаза  стали узкими, как щелочки.

Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции?  

Как вы думаете, что могло волка разозлить. (ответы детей). Что мы волку порекомендуем,

для избавления от гнева?  (ответы детей )  Предлагаю  поиграть в игру «Море волнуется» и показать волку другие эмоции. Встаньте свободно, начинаем игру:

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Фигура удивления, замри! (страха, грусти, злости, радости)

 Никто не двигается. Сейчас волк выберет наиболее яркую фигуру.

 Молодцы! Я думаю, ваши советы помогут  волку  научиться справляться со своими эмоциями.

А мы отправляемся дальше.

  • (Звучит необычная музыка.  Педагог-психолог показывает медведя

с эмоцией удивление.)

Кто же нас встречает и с каким чувством? Правильно, это удивление! Я вам расскажу чему же удивился медведь, может вы тоже удивитесь?

 Игра - релаксация «Сухой дождь».

Прислушайтесь, что за звуки? Это дождь шумит. Пойдём, посмотрим (аудиозапись - Шопен «Вальс дождя»).

К нам прилетела дождевая тучка, но дождь не простой, а волшебный (на зонтике разноцветные атласные ленты). Погладьте его.

Наш дождь разноцветный, сухой, тёплый, веселый, добрый, ласковый, нежный. Дождик нас радует, успокаивает.  Можно немного потанцевать под музыку.

             Дождик, дождик, мой дружок,   ты пролейся на лужок,

             По рукам и по лицу,  ты пляши без лени,  первый, весенний.

Так приятно гулять под нашим дождиком.   Наш волшебный дождик словно смывает все переживания, страхи, усталость и наполняет нас здоровьем и весенним настроением.

Дождь закончился, а мы продолжаем наше путешествие с колобком.

  • (звучит радостная музыка. Педагог-психолог показывает картинку лисы с эмоцией радости.)

Посмотрите еще один герой сказки? Какое чувство испытывает лиса?  

«Мне тоже кажется, что лиса очень радостная, довольная! Чему же она так обрадовалась? (ответы детей)

А вы знаете мы можем подарить в ее сказку новое чувство – Любовь.

К кому мы испытываем любовь? Кого мы любим?

(Родителей, дедушку, бабушку, близких, друзей…)

«А где живет Любовь? Как вы думаете?»

Верно, любовь живет у нас в сердцах! Она позволяет заботиться о себе и близких людях, помогает создавать хорошее настроение, дает силы на свершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел. Чувствуете тепло ваших сердец? Так поделитесь частью своего тепла, подарите любовь лисичке, чтобы она колобка не съела, а полюбила»

(Дети жестами показывают, как они отдают любовь)

    Колобок благодарит детей за удивительное путешествие, за помощь и советы, которые помогли  понять чувства и  настроение сказочных героев и избежать неожиданных неприятностей.

  Теперь он хочет со всеми дружить и приглашает всех зверей на необычную полянку настроений! Но только, где же найти эту полянку. Дети, может быть мы ее нарисуем?   Чем же мы будем рисовать, чтобы полянка была необычная и с настроением. Я предлагаю раскрасить ладошки в веселые цвета, вашего настроения, нарисовать глазки, носик, ротик и придумать солнечную, веселую,  необычную полянку и с вашими настроениями. (Коллективная работа.  Дети рисуют ладошками солнце, цветы, бабочки, пенечки и т.д.)

  Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное добрые и отзывчивые, не оставили колобка в беде, помогли зверям понять их чувства, порадовали своим творчеством!  Но нам  пора возвращаться  в группу. Попрощаемся со сказкой. Закройте глаза . Когда я посчитаю до пяти, вы откроете глаза и окажетесь в группе».

Рефлексия

Вот мы и в группе.

Психолог рассаживает детей в круг на ковер и предлагает сказать, понравилось ли детям путешествие? С какими чувствами мы сегодня встречались? Про какое новое чувство мы узнали? Замечательно!

     Ритуал прощания.

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим.

На этом наша встреча заканчивается. До свидания!

Список используемой литературы:

  1. Программа Эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С.В.,   Слободяник Н. П. Практическое пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 208 с.; ил.
  2. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет. Пособие для практических работников детских садов/ Автор – составитель И.А Пазухина – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», - 272С, ил.
  3. Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психо- коррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет). – М.: Национальный книжный центр, 2011. – 136 с. (Психологическая служба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект методической разработки организации непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Составление сказки: «Приключения Тыквы на улицах города»» (по ознакомлению с правилами дорожного движения)

Методическая разработка организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению и закреплению правил дорожного движения....

Методическая разработка логопедической непосредственно образовательной деятельности в группе с тяжелыми нарушениями речи «Пластилиновые звуки» (модификация арт-терапевтической техники работы с мандалами)

Цель: раскрытие творческого потенциала дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, проработка внутренней позиции отношения к миру.Программные задачи:Коррекционно-образовательные:- расширение представлен...

Методическая разработка: "Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у воспитанников подготовительной к школе группы с ТНР «Приключения Джейка и пиратов Нетландии».

Цель: Обобщить и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группы.Задачи:Воспитательные: -Воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса;-интерес ...

Методическая разработка интегрированной совместной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие колобка»

Создание игровой ситуации способствующей формированию эмоциональной отзывчивости, активизация речи...

Методическая разработка представлена конспектом образовательной деятельности в форме новой образовательной практики – создания игрового занятия на тему " Печенье для Мишки в день рождения" в рамках сюжетно-ролевой игры .

Методическая разработка представлена конспектом образовательной деятельности в форме новой образовательной практики – создания игрового занятия на тему « Печенье для Мишки в день рождения...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

 Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественн...