«Эмоции и чувства в профессиональной деятельности»
методическая разработка по теме

Сафонова Оксана Владимировна

Сценарий психологического тренинга для педагогов по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_pedagogov_17.11.15.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий психологического тренинга для педагогов по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания

«Эмоции и чувства в профессиональной деятельности»

 Задачи: 

1. Способствовать развитию навыков осознания и принятия своих чувств, укреплению уверенности педагога в себе.

2. Оказывать содействие при формировании умения анализировать воздействия на человека позитивных и негативных чувств.

3. Стимулировать готовность педагогов к общению друг с другом.

 Ход проведения:

Вступительное слово. Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.

Заметьте 16 столетий вспоминали императора. Для того чтобы вас вспоминали еще дольше и только добрым словом – позаботьтесь о себе прямо сейчас.

I. Разминка

 Упражнение «Возьми салфетки» (5–7 мин)

Цель: расслабление, создание веселой позитивной атмосферы.

Материал: бумажные салфетки.

Инструкция. Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, ведущий просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Упражнение  "Энергизатор" (10-15 мин)

Цель: создание веселой позитивной атмосферы.

Инструкция. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее:

- по росту,

- по цвету глаз начиная от светлых (от светлых до темных),

 - по алфавиту фамилий.

Вывод: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.

II. Основная часть

 Упражнение «Война и мир» (13-15мин)

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, направление отрицательной энергии в позитивное русло.

Инструкция. Каждому участнику предлагается чистый лист бумаги. - Представьте себе, что- это не лист бумаги, а кто- то с кем вы находитесь в ссоре, конфликтуете. Представили? Теперь у Вас появится возможность в течение трёх секунд рассчитаться с обидчиком. Сделайте с ним всё, что он заслуживает.Я начинаю счёт: раз… После того как время истекло, просим участником спокойно подышать, расслабиться, успокоиться эмоционально и физически. Затем предлагается сформулировать те эмоции, которые «герои битвы» испытывают в данный момент. Хорошо ли им? Спало ли напряжение? Нет ли ощущения горечи, стыда за учинённую расправу? Может быть ,наоборот, их переполняет чувство гордости за героизм и мужество? Может, есть ощущение освобождения? - И так, пар выпущен, возмездие свершилось. Что дальше? Вы физически расправились с врагом, уничтожили его не оставив шансов на восстановление. Но, в любом случае, всегда наступает тот день- первый день после окончания войны. И выясняется, что нужно продолжать жить, залечивать раны, возводить мосты, вступать в переговоры… Вот Вам новый лист бумаги. На столе вы найдёте карандаши, ножницы, краски, клей. У Вас есть ровно десять минут, чтобы помириться со вчерашним врагом. Форму примирения вы выберете сам: Это может быть стих, примирительная речь, рисунок… В своей работе вы можете использовать то, что осталось от первого листа, что будет символизировать новые отношения. Через десять минут нужно будет представить свой «примирительный подарок». Даётся время на изготовление «подарка» и его презентацию. Когда все подарки вручены, обращаем внимание участников на те чувства, которые испытывает сейчас каждый из них. Подчёркиваем, что для «войны» нам достаточно трёх секунд, а для того, чтобы вымостить дорогу к миру- в сотни раз больше времени .

Упражнение «Любимая работа» (3-5 мин)

Цель:  снятие мышечных зажимов.

 Педагогическая зарядка:

- ох уж эти детки (качаем головой);

- голова кругом (круговые движения головой);

- что с ними делать (поднимаем-опускаем плечи);

- но мы гордимся ими (выдвижение грудной клетки вперед);

- сбросим груз проблем (резкое опускание плеч);

- родители тянут нас в одну сторону, дети в другую (наклоны в стороны);

- но мы дружно скажем: все проблемы от нас, а деньги к нам!(работа руками);

- наша работа бесконечна (круговые движения руками);

- но мы любим свою работу (обхват себя руками);

- но мы, педагоги детского сада №6, знаем, что вместе мы сила (обхват за локти и наклон назад).

III. Рефлексия (3–5 мин)

Вопросы для обсуждения:

 Что больше всего понравилось?

Чего не хватило во время тренинга?

Хочется ли ещё участвовать в тренинге?

ПАМЯТКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И УСТРАНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО "ВЫГОРАНИЯ"

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

3. Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т. е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания".

5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы. При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".

7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

«ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКЛИ- АЛЕН»

1. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .

2. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

3. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

4. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

5. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

6. В выходной позвольте себе подольше поспать.

7. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.

8. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую- нибудь безделушку. (М. Беркли-Ален «Забытое искусство слушать», СПб., 1997. с 193-194)

9. Каждый вечер вставайте под душ и «смывайте» события прошедшего дня, т.к. вода издавна является мощным универсальным проводником.

10. Если у Вас имеются нарушения со сном, читайте на ночь стихи, а не прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

11. Высыпайтесь. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном обязательно проветривайте помещение. Это способствует улучшению сна.

12. Чаще совершайте прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие базовых эмоций и чувств у детей дошкольного возраста"

Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогают человеку глубже понимать происходящее, лучше разбираться в собственных чувствах. В данной статье приводятся прим...

презентация на тему Эмоции и чувства

это познавательный материал для родителей,дающий возможность получить полную формалировку таких понятий как эмоции чувства детей...

Развитие у детей эмоций, воображения, чувства цвета, красоты посредством изобразительной деятельности.

Материал написан из опыта работы воспитателя, много лет занимавшегося проблемами развития детского творчества в изобразительной деятельности и влиянии изобразительной деятельности на личность ребенка....

Статья "Выражение эмоций и чувств детей в изобразительной деятельности"

Как развить чусвтвенно-эмоциональную сферу ребенка...

Практические достижения профессиональной деятельности педагога «Воспитание патриотических чувств к истории родного города через театрализованную деятельность»

Вопрос "Как знакомить детей с историей родного города?" довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования....

открытое занятие, направление: "Социально – коммуникативное развитие детей в игровой деятельности", тема: "Эмоции и чувства"

 Для формирования положительного отношения к себе, к окружающему миру, к взаимодействию с другими детьми, ребенку необходим собственный практический опыт сотрудничества, который позволяет ...

Мир эмоций и чувств. Иллюстративно-демонстрационный материал для образовательной деятельности с детьми 3-7 лет

Иллюстративно-демонстрационный материал  предназначен для занятий с дошкольниками, на основе которых педагог сможет в игровой деятельности организовать занятия, направленные на формирование у дет...