Развитие у детей эмоций, воображения, чувства цвета, красоты посредством изобразительной деятельности.
статья на тему

Материал написан из опыта работы воспитателя, много лет занимавшегося проблемами развития детского творчества в изобразительной деятельности и влиянии изобразительной деятельности на личность ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие у детей эмоций,

воображения, чувства цвета,

красоты посредством

изобразительной деятельности».

Воспитатель:  Мехова Зинаида Степановна.

ГБДОУ детский сад №2

Кронштадтского района

Санкт-Петербурга.

2015год.

Говорят, если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность  значит, он как человек, состоялся. В раннем детстве формируются духовные силы – основа становления личности. Ребенок должен пройти эмоциональную школу воспитания положительных чувств ко всему живому, к своей семье и родным людям, к окружающей природе, музыке, искусству, литературе, истории народа.

Мир радости, добра, красоты… Воспитателю нужно ввести в него детей, открыть его для них. Мир, в котором мы живем, огромный, сложный, загадочный, часто непонятный даже для взрослых. А нам, педагогам, родителям нужно подготовить к жизни в нем детей, научить понимать и различать добро и зло, фантазировать и предполагать, как изменить зло, сохранить красивое, удивительное, что есть в мире людей, их отношений. Но пока детям ближе и понятней мир радужного детства, сказки, игр, радости, добра и красоты, а для воспитателя это главная задача – воспитание чувств ребенка через красоту, добро, радость.

Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости, воображения. Только на эмоциональном уровне  возможно установить прочные связи ребенка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда рядом, они вызывают у детей радость познания мира, человеческих взаимоотношений, ценностей. Часто для детей красиво то, что ярко, броско, а научить видеть истинную красоту – это задача воспитателя, взрослых.

В вопросах воспитания у детей положительных эмоций, воображения, чувства цвета, красоты велика роль изобразительной деятельности. Ребенок начинает рисовать раньше, чем говорить. Его «каракули» - это первое проявление отношения к окружающему миру, выражение своих эмоций, желание показать их, познать мир вокруг и определить его для себя, себя в нем.

Дети младшего возраста очень эмоциональны, восприимчивы, но далеки от реального мира. Только со старшего возраста можно вводить много новой информации, так как дети уже могут ее осмыслить, переработать, соотнести с личным опытом и представлениями, они в состоянии изменить свое мнение, представление об окружающем в сторону реальности. Все это они стремятся отразить в своих рисунках. Дети рисуют то, что их задело, взволновало, что им нравится. Они утверждают себя как личность через свои рисунки. Здесь важно им помочь и направить: осторожно, ненавязчиво, чтобы рисунки были яркими, содержательными. Что может помочь в этом? Наблюдения в природе, знакомство с искусством, литературой, народной сказкой и игрушкой, эксперименты с изобразительными материалами. Это кропотливая ежедневная работа в группе, на прогулке, во время экскурсий, игровой деятельности, чтения литературы и т.п.

Мир природы огромен, в нем много загадок, красок, форм. Дети очень активны: все увиденное они стремятся потрогать, рассмотреть, обследовать со всех сторон, найти свои определения и объяснения для всего вокруг. Предметы, явления  погоды, объекты живой и неживой природы наблюдаем постоянно, изо дня в день, от сезона к сезону. Только так дети научатся замечать постепенный переход явлений из одного состояния в другое, смену окраски листьев на деревьях, изменения на небе, земле; видеть в каждом предмете и явлении красивое, неповторимое, отличающее от других. Это такой простор для развития детской фантазии! Побуждаем детей думать, на что похожи облака, лужи, комки снега, листья, летящие с деревьев и т.п. Такие повторяющиеся наблюдения хорошо развивают у детей зрительную память, восприятие цвета, формы предметов, речь детей, воображение, вызывают  положительные эмоции, будят желание передать все это в рисунке, рассказе.

Параллельно знакомим детей с пейзажной живописью, жанровой, портретами, натюрмортами. Произведения художников подбираем так, чтобы были доступны детям в восприятии изображенного. Дети очень отзывчивы на творчество, когда понимают, что художники рисуют именно то, что их взволновало, понравилось, они запечатлели картины природы для нас, зрителей. Знакомлю детей с «языком» художественного полотна, даю знания о форме, цвете, композиции. Дети часто удивляются, что нарисовано как есть, как бывает рядом. Им это нравится. Этим принципом можно пользоваться при обучении детей рисованию. Наблюдения в природе, изучение пейзажей помогают понять детям роль цвета в рисовании. Только оттенков зеленого цвета весной можно насчитать достаточное количество, чтобы понять многообразие цветовой гаммы. Постепенно,  благодаря наблюдениям, они узнают, что небо не только синее или серое. Оно  может быть розовым, алым, желтоватым, ярко – голубым, черным.  Это зависит от состояния погоды, ветра, времени, суток, времени года. Чтобы передать такое небо в рисунке, следует получить краску нужного оттенка. Это побуждает детей искать пути получения новых цветовых оттенков и сочетаний, смешивать краски, использовать в работе разные материалы.

Поразительно проста и изысканна форма изделий народно-прикладного искусства. Малыши радуются матрешкам, дымковским игрушкам, игрушкам-свистулькам, а старшие дети увидят в них красоту формы, цвета, яркость красок и их сочетание между собой, расскажут о назначении предмета, если им помочь. Многое им не совсем понятно с позиций сегодняшнего дня и уровня развития современных детей. Зачем делать игрушки, посуду самим, если их можно купить в магазине красивые, из разных новых материалов. Но когда на занятиях лепкой у детей получаются лошадки, чашки или фигурки людей, они отлично понимают, что  можно и сейчас радоваться лепной фигурке, сделанной своими руками. Малыши очень огорчаются, если их поделка развалилась, испортилась. Конечно, они ждут помощи, но многие будут пытаться исправить самостоятельно, что очень ценно.

Изделия народно-прикладного искусства интересны с точки зрения цвета, обучению использования цвета в рисунках, поделках.  У  дымковской игрушки  яркие, сочные чистые краски. Изделия  хохломы отличают золото, зелень, травяной узор.  Гжель – царство бело-синих красок, сказочных птиц. Дети видят это буйство красок, форм. Им кажется, что так просто передать эту красоту в своей поделке и очень удивляются, когда у них получается не сразу. А меня радует то, что они с желанием, настроением, не боясь неудач, берутся за работу. Эта видимая простота народных изделий в форме, цвете, размере частей помогает дошкольникам в создании рисунков, поделок  на любые другие темы.

Использование произведений художественной литературы, поэзии, сказок в развитии у детей воображения, творчества – большой, особый разговор. Они часто и тема работы и часть ее, вызывающая эмоции, переживания, будящие воображение. Часто специально читаю детям тексты без иллюстраций, чтобы они  могли сами представить картину действия, персонажей, внешний вид, обстановку, краски. Об одном и том же событии, явлении можно прочесть тексты разных поэтов и отметить, чем они отличаются. Например, тема весны или осени в произведениях А.С.Пушкина, И.Сурикова, С.Есенина. Поэты по-разному воспринимают  и чувствуют, происходящее в природе, по-разному рассказывают читателям об этом. Интересно, что и дети выбирают понравившееся произведение со своей индивидуальной мотивацией.

Добрый мир сказки, всегда побеждающий зло и утверждающий победу справедливости, радует детей, вносит в их души покой и уверенность. Сказка в простой форме учит понимать характеры персонажей. Это народная мудрость, простая и ясная: добро должно победить. Рассматриваем иллюстрации, выполненные художниками. Отмечаем, как прорисованы персонажи, какими красками, почему. Это главный вопрос: отношение художника к своим персонажам через цвет, украшения, композицию, форму. Дети учатся этому у художников-иллюстраторов.

Изобразительная деятельность не может быть без материалов: красок, кистей, бумаги и т.п. Гуашь, акварель, мелки – каждый из этих материалов обладает своими изобразительными возможностями. Акварель прозрачна, изящна, легка, живописна. Гуашь рисует плотно, четко передает границы рисунка, деталей. Карандаш поддается разной силе нажима и рисует по-своему. Одна и та же тема, выполненная разными материалами, удивляет детей выразительностью образов. Задача научить детей пользоваться разными материалами, знать их свойства и секреты, что тоже поможет детям в развитии воображения, передаче образов.

Трудно выделить что-либо одно, потому что вся работа подчинена одной цели: развивать у детей эмоции, воображение, чувство цвета и красоты посредством изобразительной деятельности.

Литература:

1.Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество. Под редакцией А.А. Грибовской. – М., 2009.

2.О.Л.Иванова, И.И.Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб, 2011.

3.Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2006.

4.А.Д.Алехин. Когда начинается художник. – М., 1993.

5.Н.А.Ветлугина. Художественное творчество в детском саду. – М., 1972.

6.Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина. Художественная культура детям. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности (1 младшая группа)

Занятия рисованием, лепкой, конструированием - одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...

Статья из опыта работы. "Развитие у детей младшего дошкольного возраста личностных качеств посредством театрализованной деятельности".

Театрализованная деятельность играет большую роль в развитии нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста....

Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.

Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...

Перспективное планирование игр – занятий по развитию речи детей 3-4 лет, имеющих ОНР, посредством театрализованной деятельности.

Система введения детей в театр и использования театрализованной игры как средства речевого и общего развития  воспитанников....

Презентация из опыта работы по теме:" Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности"

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мир...

Развитие у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств посредством театрализованной деятельности

Дошкольное детство  - это период освоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активно жить в человеческом обществе, сталкивается с множеством проблем и трудностей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа «Волшебные краски» предусматривает работу детей с различными материалами: рисование кисточками, фломастерами, карандашами.Система занятий построена с учётом принципов последовате...