Консультация на семинаре для педагогов
консультация на тему
Развитие пространственного восприятия детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_vospriyatie_prostranstvenogo.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного
вида №4
Консультация на семинаре с педагогами МБДОУ №4
Тема: Развитие пространственного восприятия детей дошкольного возраста
Выполнила: педагог- психолог
Шаланова О.В.
Городской округ г.Выкса, 2015
В понятие восприятии пространства входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося. Пространственное восприятие у детей развивают в различных видах деятельности: по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь
Полноценное развитие пространственных представлений обеспечивает в дальнейшем правильное формирование речевых функций, счетных операций, чтения, письма, конструктивного мышления. Любые нарушения пространственных представлений затрудняют формирование высших психических функций и препятствуют ходу нормального развития личности в целом.
Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или их пространственными признаками. Они выражаются понятиями о направлениях (вперед – назад, вверх – вниз, налево – направо), расстояниях (близко – далеко), отношениях (ближе – дальше), местоположении (в середине), протяженности объектов пространства (высокий – низкий, длинный – короткий).
Развитие пространственных восприятий начинает формироваться у ребенка постепенно. Самым первым и главным этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения напряжения и расслабления мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка с взрослым.
В книге отечественного психолога Л.С. Выготского "Мышление и речь" сказано, что "понятие образуется, когда сформируются ощущения". А значит, в первые годы жизни ребенка нужно сформировать у него ощущение пространства.
Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т.е. формируется и созревает телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Нечетко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи.
Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании ребенку бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность. Кроме того, у ребенка нередко возникают трудности при овладении чтением и счетом.
В более же узком значении выражение “пространственная ориентация” имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится:
а) определение “точки стояния”, т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: “Я нахожусь справа от дома” и т. п.;
б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: “Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня”;
в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: “Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч”
Основные этапы работы по формированию пространственных представлений
Уровень развития пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития ребенка и его готовности к школьному обучению. Исследования показывают, что недоразвитие пространственных представлений вызывает затруднения, при овладении навыками чтения, письма, счета.
К 7 годам у ребенка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:
1. Пространственные признаки предметов (форма, величина).
2. Пространственные отношения между предметами.
3. Направления в пространстве.
1. Ориентировка на собственном теле, дифференцирование правых и левых его частей.
Эта работа начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуются следующие виды заданий:
- Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, педагог называет ее сам, а дети повторяют. У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Обратить на это внимание и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми.
После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха, брови. Воспитанников следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела. Затем воспитанникам предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо.
2. Ориентировка в окружающем пространстве.
Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у воспитанников представлений о правой и левой стороне тела, а также на речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:
а) Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.
Сначала педагог дает задание определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от ребенка:
- перечисли предметы, находящиеся справа и слева;
- положить предмет справа или слева от себя;
- повернуть голову вправо или влево;
- наклонить голову к правому плечу или к левому.
б) Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.
Сначала педагог уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой, например, лису и положить ее около левой руки. Задать вопрос: «Где находится кукла, справа или слева от лисы?" Далее детям предлагается задание по инструкции педагога: положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - слева или справа.
в) Определение объектов и предметов в пространстве.
- Стоя в колонне по одному, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
- Расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
- Сидя за столом, определить его правый и левый края.
- Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
г) Знакомство со схемой тела стоящего напротив.
- Вызванный воспитанник, стоя спиной к детям, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный воспитанник правильно выполняет инструкцию.
- Не опуская поднятой руки, воспитанник поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.
д) Определение правых и левых сторон живых и неживых объектов, находящихся напротив.
- Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде педагога один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т.д., затем роли меняются.
е) Определение направлений в пространстве.
- Определить след правой и левой ноги (по рисунку).
- Определить на рисунке «Семья на прогулке», с какой стороны относительно других находится каждый из членов семьи.
ж) Графическое воспроизведение направлений.
Предварительно детей просят показать рукой в воздухе направления: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо.
- Расположить карточку со стрелкой, ориентируясь на заданные направления.
- Графические диктанты.
Недостаточная сформированность пространственного различения выражается в ряде типичных ошибок, по - разному проявляющихся в различных видах деятельности, в поведении детей:
- пространственные ошибки при выполнении правил расположения учебного инвентаря на партах и требований педагога, связанных с направлением движения ребенка (вперед, назад, в сторону);
- неумение соотнести букву и линии тетради, т.е. ориентироваться в пространстве листа тетради, смешения верха и низа сходных букв, зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону;
- глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок на пространстве листа, трудности в овладении пропорций в рисунке;
- неправильное направление движения при перестроении под команду, трудности переключения с одного направления движения на другое и т.д.
Качественно проведенная работа по формированию пространственного мышления, предупреждает дисграфию у младших школьников, развивает зрительную память, активизирует познавательную деятельность, повышает речевой уровень детей.
ЛИТЕРАТУРА
1.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983, С. 147
2. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду М., «Просвещение», 1977. С. 123
3. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961. С. 149
4. Запорожец А. В. Психология, М., 1953. С.153
5.Мусейибова Т.А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. -СПб., 1994.
6. Мусейибова Т.А. Формирование некоторых пространственных ориентаций. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.
Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...
Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"
Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...
Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"
Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...
Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"
Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
Семинар для педагогов ДОУ "Современные игровые технологии развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста". Презентация к семинару.
В семинаре рассказывается о коммуникативных играх для деетй дошкольного возраста, которые могут быть использованы во время образовательной деятельности, в развлечениях, а также рекомендованы род...