Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ.
консультация (младшая группа) на тему

Тарасова Наталья Евгеньевна

Цели: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_mladshego_vozrasta_k_usloviyam_dou.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ.

                                    Педагогический проект.

«Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ».

Авторы проекта: Тарасова Наталья Евгеньевна, Лопатина Елена Николаевна        

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Дата реализации проекта: сентябрь-ноябрь.

Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца).

Цель: Создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства     семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей младшего возраста.

Актуальность: С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т. е  адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

Задачи:

  • Подготовить детей к поступлению в ДОУ через оказание психолого-педагогической помощи родителям и прогнозирование адаптации к нему.
  • Создать благоприятные условия адаптации.
  • Реализовать модель социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями.
  • Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов.
  • Выявление психолого-педагогических условий успешной адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
  • Формирование активной позиции родителей к процессу адаптации детей. Параллельно решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  • Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
  • Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
  • Развития чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений.
  • Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Проблема:

Проблема адаптации детей к ДОУ - одна из главных в работе воспитателей и родителей.

Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Проблемы адаптации детей к ДОУ занимают в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. В период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению на сегодняшний день особенно значима тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Для оптимального течения адаптации к детскому саду детей  младшего дошкольного возраста необходимо сотрудничество как педагогов и специалистов детского сада, так и родителей, объединяющих свои усилия и обеспечивающих  малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

Этапы работы над проектом:

1 этап - Подготовительный (организационный):

  • Подбор и изучение методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр.
  • Составление плана работы.
  • Сбор информации о ребёнке.
  • Оказание родителям информационно-консультативной помощи по подготовке ребёнка к ДОУ.
  • Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна.
  • Организация предметно-развивающей среды.
  • Уголок ряженья.
  • Игровые зоны.
  • Зона двигательной активности.
  • Разработка анкет для родителей.
  • Разработать алгоритм успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, включающий в себя.
  • Индивидуальный подход к ребёнку.
  • Учёт домашних привычек.
  • Гибкий режим.

2 этап - Основной (адаптационно - исследовательский).

  • Знакомство с семьёй.
  • Ознакомление родителей с системой ДОУ.
  • Беседа с родителями.
  • Создание эмоционально-благоприятной  атмосферы в группе.
  • Организация медико  - психолого - педагогического сопровождения ребёнка.
  • Доверительное взаимодействие с семьёй ребёнка.

3 Этап – Заключительный (результативность).

  • Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
  • Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома.
  • Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализация проекта).
  • Выставка фотографий « Из жизни детей в детском саду».

Ожидаемый результат: Реализуя в своей работе поставленные цели и задачи данного проекта анализ должен показать следующий результаты.

  • Благоприятный адаптационный период 3-4 лет.
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, а также становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействий участников образовательного процесса в ДОУ.
  • Доброжелательное отношение детей друг к другу и воспитателю.
  • Лёгкая степень адаптации детей к условиям детского сада.
  • Активное участие родителей в жизни группы и детского сада.

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе социализации индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС  ДО  является  поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный  период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность-здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в станах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и приспособление к её условиям приведёт к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия.

  • Процесс привыкания будет постепенно для каждого ребёнка индивидуально.
  • Создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы.
  • Оказание положительной эмоциональной поддержки ребёнку в период его пребывания в детском саду.
  • Выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающих в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители).

Результатом использованных методов, приёмов, мероприятий - стал спокойный, ровный процесс адаптации, в ходе которого дети обрели различные новые навыки самообслуживания, умение контактировать с детьми и взрослыми, активно участвовать в совместных играх и занятиях.

Совместное участие в данном проекте помогло ещё больше сплотить детей и родителей нашей группы.

Приложение. Примерные игры в помощь воспитателю при адаптации.

  1. « Чьи вещи».

Цель: Закрепить имена работников детского сада.

Заготовить атрибуты различных профессий (градусник-медсестра, врач; половник-повар, музыкальные инструменты - музыкальный руководитель и т.д). Взрослый говорит, что к ним в гости приходили разные люди, и все они забыли какую-нибудь свою вещь; просит ребят разобраться, где чьё.

Дети должны не просто назвать профессию, но и назвать хозяина этой вещи. Например: « Этот градусник оставила Татьяна Сергеевна, наша медсестра.

  1. « Найди игрушку».

Цель: Знакомство с пространством и функциональным устройством группы.

Ведущий (сначала взрослый, потом дети) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из её помещений, после чего предлагает остальным найти её. Например: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».

  1. « Как пройти?».

Цель: Помочь ориентироваться в детском саду.

Вариант игры «схема».

«У совёнка Фили заболели ушки. Что ему делать? Пойти к врачу. Но Филя не знает, где находится медицинский кабинет, надо ему помочь». Дети должны описать путь до кабинета. Затем можно предложить детям «проводить» Филю к врачу.

  1. « Чей голосок?».

Цель: Знакомство детей друг с другом, узнавать друг друга по голосам.

Дети садятся полукругом, ведущий - впереди всех, спиной и играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал.

  1. «Назови имя».

Цель: Знакомство детей друг с другом.

Тот, кому бросают мяч, поймав его, называет своё имя.

Усложнение: Поймав мяч, назови имя детей, стоящих слева и справа от тебя.

Вариант игры: Дети со взрослыми стоят в кругу. Ведущий держит мяч. Названный ребёнок ловит мяч, называет своё имя и имя того, кому бросает мяч.

Советы родителям в адаптационный период.

  1. Начать водить ребёнка в ДОУ за месяц до выхода на работу.
  2. Первое время приводить ребёнка на 2-3 часа.
  3. Если ребёнок трудно привыкает к детскому саду  (1группа адаптации, то мама может находиться в группе вместе с ребёнком, чтобы познакомить ребёнка с окружающей его обстановкой и «влюбить» в воспитателя).
  4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребёнка в детском саду не оставляйте его на сон и приём пищи.
  5. Первые 2-3 недели ребёнка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.
  6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребёнок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому  в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.
  7. Тщательно одевать ребёнка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребёнка и соответствовала погоде.
  8. Помнить, что период адаптации - сильный стресс для ребёнка, поэтому нужно принимать ребёнка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.
  9. Если у ребёнка есть любимая игрушка, пусть он берёт её с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.
  10.  Интересоваться поведением ребёнка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.
  11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социальная адаптация детей младшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все по­зволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемо­гущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и за­нимательным. ...

Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада "В детский сад хожу без слез"

• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный поход к ребенку, среды;• обогащение предметной среды активизирующим  игровым и дидактическим материалом;• организация и пр...

Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада. Материал будет полезен и педагогам и родителям....

Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ.

Цели: Создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей младшего возраста.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8946615...

Адаптация детей младшего возраста в условиях детского сада

Хочу поделиться опытом, как проходит адоптация детей младшего возраста в условиях нашего детского сада"Сказка"....

План работы по проекту в младшей разновозрастной группы «Улыбка» Тема: «Адаптация детей младшего возраста к условиям Структурного подразделения и группы ».

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребе...