Изучаем права вместе с любимыми персонажами
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Григорьева Ирина Васильевна

Конспект НОД по правовому воспитанию в старшей логопедической группе.

Каледоскоп сказок.

Тема: Изучаем права вместе с любимыми персонажами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovoe_vospitanie.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.

Конспект

НОД по правовому воспитанию

в старшей логопедической группе.

Каледоскоп сказок.

Тема: Изучаем права вместе с любимыми персонажами.

Воспитатель

МДОУ «Золотой ключик» п. Ванино

Григорьева Ирина Васильевна.

Каледоскоп сказок.

Тема: Изучаем права вместе с любимыми персонажами.

Цель: Способствовать формированию основ правовых знаний.

Программные задачи: Формировать у детей представления о правах человека         на основе литературных произведений.

        Упражнять детей в умении анализировать поступки сказочных героев,         уметь называть нарушенные в сказке права.

        Развивать связную и диалогическую речь, совершенствовать общие         речевые         навыки (чёткость дикции, интонационная         выразительность речи).

        Совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи         имён существительных с суффиксам - их, - иц, -  онок,- енок, - ат, - ят,         употребление в речи предлога в).

        Координировать речь с движениями, развивать творческое         воображение, подражательность, игровое творчество.

        Формировать умения взаимодействовать и сотрудничать в процессе в         процессе коллективной работы.

        Развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую         моторику.

        Развивать коммуникативные навыки.

        Развивать эмоциональную отзывчивость.

        Воспитывать положительные качества на примере поступков героев,         ответственность за свои поступки, желание соблюдать права.

Предварительная работа: Просмотр иллюстраций по правовому воспитанию.

        Проведения цикла бесед для детей по правовому воспитанию. Чтение         художественной литературы. Заучивание стихотворения, пословиц.         Разучивание  упражнения «На водопой». Рисование по сказке         «Колобок». Игры по правовому воспитанию. Обыгрывание сказок.

Оборудование: маски для зверей по сказке «Теремок»; трафареты          персонажей нанайской сказки «Айога»; конусный театр по сказке: «Как         оленёнок маму искал»; кукла «Доктор Айболит»; символы;         кроссворды; массажный шарик «Су-Джок».

Индивидуальная работа: Совершенствовать грамматический строй у Никиты.         Развивать диалогическую речь у Дениса. Формировать правосознание у         Валеры.

Методы: Наглядные – символы. Словесные – художественное слово, беседа.         Практические – дидактическая игра, игра – инсценировка, настольная         инсценировка, игра – драматизация.

Приёмы: Словесные - речевой образец, оценка детской речи, вопрос.

        Наглядные – показ игрушки, показ движений в игре – драматизации.

        Игровые.

В: Входите ребята и поприветствуйте гостей.

Приветствие - дети обращаются к гостям:

        Скажем «здравствуйте» руками!

        Скажем «здравствуйте» глазами!

        Скажем «здравствуйте» мы ртом,

        Станет радостно кругом.

(Входят дети, здороваются, размещаются по желанию).

Уважаемые правоведы, сегодня мы поговорим о правах ребёнка.

В: - Скажите, правоведы, что такое право?

Ответы детей: Права это правила, по которым живут люди.

        Правила – это закон, их нельзя нарушать.

В: Какие права имеет ребёнок?

Ответы детей: право на жизнь, право на имя, право на свободу, право на семью, право на жилище, право на питание, право на имущество, право на образование, право на игры, право на друзей, право на собственное мнение, право на защиту, право на заботу, право на любовь и внимание, право на помощь, право на здоровье и медицинское обслуживание, право на отдых.

В: Правильно. Молодцы, дети, запомнили. Где записаны эти права?

Д: В книге прав – в декларации прав человека, в конвенции о правах ребёнка.

В: Когда всем жить хорошо?

Д: Когда все выполняют и не нарушают прав и уважают права других людей.

В: О чём должен знать ребёнок, когда собирается что-то сделать?

Д: Не нарушает ли он закон, права других людей.

В: А кто защищает права ребёнка, ваши права?

Д: Государство.

Звучит аудиозапись сообщения SOS:  Внимание, внимание. В нашем         сказочном государстве нарушают права героев. Помогите, спасите,         права наши вернуть помогите.

В: Дети права есть и у взрослых, у детей и сказочных героев. Давайте прогуляемся по сказочному государству и посмотрим, где наших любимых героев обижают – значит, там нарушают их права, а где он веселы и счастливы, там они соблюдаются. Вы будете обыгрывать этих героев, хороводы водить, показывать театрализованные сценки, а я буду перелистывать страницы сказок. И так, я открываю книгу (может звучать песня « В мире много сказок»).

Театрализация  сказки «Как лисичка бычка обидела» детьми (кукла Бибабо).

        Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбёшка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела: Бычок, бычок, пучеглазый.

            Бычок, бычок, большеротый.

            Бычок, бычок, колючий бочок.

А бычок ей говорит:

- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и убежала.

В: Как называется эта мудрая сказка, в которой мы сейчас побывали?

Д: «Как лисичка бычка обидела».

В: Чем лисичка бычка обидела? Какое право нарушили сказочные персонажи?

Ответы детей.

В: Правильно, обращаться друг с другом нужно вежливо, ласково по имени.

Нельзя задирать, называть грубым словом, давать кличку, прозвище, дразнить – это нарушает право на имя.

В: С момента рождения все имеют право на имя, где записывается имя?

Ответы детей. В свидетельстве о рождении.

Интерес к имени не случаен. С какого вопроса начинается любое знакомство? Правильно, с вопроса: - А как тебя зовут? И сказочные герои, и дети, и взрослые гордятся своими именами. Давайте обозначим своё право на имя символом (на доске крепится символ).

Игра « Назови ласково». Вот и у этого сказочного героя есть право на имя

(показ колобка). Кто дал ему это имя? А вам кто дал имя? Дети становятся в круг, называют друг друга ласково по имени и передают колобка друг другу (можно передавать мяч).

В: Катился наш колобок по ручкам и к своей сказке прикатился к сказке? Воспитатель показывает рисунки детей по сказки «Колобок». Видно не зря он сюда прикатился. Какое главное право нарушили звери в сказке «Колобок»? Какие звери нарушили право на жизнь?

Кто подарил колобку право на жизнь? А вам кто подарил право на жизнь? Что даёт это право?

Ответы детей.

В: Главное право каждого человека – это право на жизнь - расти, радоваться солнцу, цветам, животным, друзьям.

(А вы хотели бы спасти Колобка? Давайте придумаем как. Дети катают в ладонях «Су-Джок» и проговаривают песенку колобка. Вариант 1).

Люди, каких профессий сохраняют право на жизнь? (спасатели, полицейские, врачи, пожарные).

Какие предметы опасны для жизни? Ответы детей. Возьмите в руки карандаш и зачеркните на рисунке предметы опасные для жизни. (Вариант2).

Дидактическая игра: «Предметы опасные для жизни».  

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Давайте обозначим право на жизнь символом.

Продолжим наше путешествие по сказочному государству, ой я слышу чей – то плач.

Театрализация сказки «Как оленёнок маму искал»

-Мама! Папа!

Лис. - Что случилось? Ты потерялся?

Оленёнок. - Да, я потерял маму.

-А какая твоя мама? У неё есть пушистый рыженький хвостик?

- Нет, горько заплакал малыш.

Медведица. – Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

- Нет.

ЁЖ. – Я знаю у твоей мамы колючки на спине.

-Нет.

Заяц. – Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши.

- Нет же, - Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами?

В:  Почему плакал оленёнок? Какое право в этой сказке не нарушилось? Почему?

Ответы детей.  Потерял маму. Право на семью, потому что пришла мама.

В: Вставайте вкруг на ковре и представьте, что мы превратились в диких животных.

Дети. Как – то раз лесной тропой                      /Идут по кругу друг за другом./

        Звери шли на водопой.                          

        За мамой лосихой топал лосёнок,         /Идут громко топая./         

        За мамой лисицей крался лисёнок,       / Крадутся на носочках./

        За мамой ежихой катился ежонок,        /Двигаются в полуприседе./

        За мамой медведицей шёл медвежонок, /Идут в перевалку./

        За мамою белкой скакали бельчата,       /Двигаются прыжками./

        За мамою белкой косые зайчата,            /Продолжают прыгать./

        Волчица вела за собою волчат,                  /Крадутся большими шагами./

        Все мамы и дети напиться хотят.            /Поворачиваются лицом в круг./

В: Как одним словом назвать вас и родителей?

А зачем человеку семья? Ответы детей.

В: Семья нужна, чтобы взрослым и детям жить вместе, заботиться друг о друге, понимать, поддерживать и любить друг друга.

«Без семьи нет счастья».

Давайте обозначим символом это право – право на семью.

А мы - то же с вами весёлая семейка, надевайте зверята маски, давайте споём. Дети становятся в два круга.

Игра – инсценировка: Теремок.

Дети поют: Стоит в поле теремок, теремок

                 Он не низок, не высок, не высок.

                 Вот по полю, полю, мишка идёт

                 У дверей остановился и ревёт:

- Кто, кто в теремочке живёт?

- Кто, кто в невысоком живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка - квакушка.

-Я, зайчик – побегайчик,

-Я, лиса – всему лесу краса,

-Я, волчок – серый бочок. А ты кто?

-Я, мишка – шалунишка пустите меня в теремок жить.

- Заходи.

Медведь и полез в теремок.

Лез - лез, лез - лез – никак не мог влезть и говорит:

- Я лучше у вас на крыше буду жить.

- Да ты нас раздавишь!

- Нет, не раздавлю.

- Тогда полезай!

- Только уселся – трах! – раздавил теремок.

В: Какое право  нарушил медведь?

Ответы детей.

В: Наверно, медведь ничего не знает о праве на жилище, но мы ему сейчас поможем и расскажем кто, где, живёт.

Дидактическая игра: «Кто, где, живёт?». (Дети составляют предложения с союзом в).

белка                                   нора

лиса                                     дупло

медведь                                логово

волк                                      берлога

мышка                                  норка

человек                                 палатка, дом, замок, дворец.

В: А зачем человеку дом – жилище?

Ответы детей: Дом – это место где человек живёт. В доме живут самые близкие люди. В доме любимые игрушки. Дом нужен, чтобы укрыться от дождя, снега. В доме можно петь, танцевать, играть.

Давайте обозначим это право символом.

В: В книге прав записано, что каждый имеет право на жилище, никто не может лишить его дома, не может входить в дом без разрешения.

В: А вы ребята молодцы! Помогли героям сказок помириться и определить свои права.

В: Знать свои права хотите?

Д: В нашу группу приходите.

В: Конвенцию мы изучаем

     И вас к тому же призываем.

Дополнение к конспекту НОД.

1 Вариант.

В: Мы можем попасть ещё в одну сказку, если вы отгадаете загадку.

Ребёнок загадывает: Приходи к нему лечиться

                                   И корова и волчица,

                                    И жучёк, и червячок,

                                    И медведица.

                                    Всех излечит, исцелит…

В: О ком эта загадка? Вносится игрушка «доктор Айболит».

     Кого вылечил добрый доктор Айболит?

     Какое право соблюдал доктор Айболит?

В: Давайте обозначим право на здоровье и медицинское обслуживание символом.

     Что будет, если не лечить болезни?

     Кто заботится о вашем здоровье?

Ответы детей: родители, врачи, воспитатели, учителя, музыканты, повара.

В: Что надо делать, чтобы быть здоровым?

В: Если правильно питаешься, делаешь зарядку, работаешь, будешь здоров.

Пословица: «Здоровье всему голова».

Игра на внимание «Знайки».

В: Дети, а кто по профессии Айболит?

     А почему он стал врачом?

Ответы детей: Доктор Айболит получил образование.

В: В книге прав записано, что каждый ребёнок имеет право на образование.

Давайте обозначим право на образование символом.

В: А где дети получают образование?

Ответы детей: В детском саду, школе, институте.

В: Как вы думаете для чего человеку нужно учиться?

Ответы детей: Чтобы быть умным, грамотным, уметь писать,считать.

В: Кем бы вы хотели стать, когда вырастите и что делать?

Дети выражают своё мнение.

Наше путешествие в сказочном государстве подходит к концу.

Каким сказочным героям мы помогли?

О каких правах мы им рассказали?

Нам пора возвращаться в детский сад, возьмите карандаши и отправляйтесь в путь. Игра «Помоги себе пройти в детский сад».

2 Вариант.

В: Ребята, я слышу что кто - то просит о помощи!

Театрализация нанайской сказки «Айога» (трафаретный театр).

-Пойди, принеси воды, Айога!

-Я в воду упаду, мама!

-А ты за куст держись.

-Куст оборвётся, мама.

-А ты за крупный куст возьмись.

-Руки поцарапаю.

-Рукавицы надень.

-Изорвутся.

Ты зашей рукавицы иголкой.

-Иголка сломается.

-Возьми толстую иголку.

-Палец уколю.

-Напёрсток надень.

-Напёрсток порвётся!

В: Как называется эта сказка?

     Были ли нарушены права Айоги, как ребёнка?

     Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

     Ребята, назовите свои обязанности?

Ответы детей: слушаться родителей, помогать, убирать игрушки, ухаживать за родителями, чистить зубы, правильно питаться, хорошо учиться и т. п.

В: Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей.

 

 

Самоанализ НОД по правовому воспитанию

в старшей логопедической группе.

Каледоскоп сказок.

Воспитатель:

Тема: Изучаем права вместе  с любимыми персонажами.

Цель: Способствовать формированию основ правовых знаний.

Программные задачи:  Формировать у детей представления о правах человека         на основе литературных произведений.

        Упражнять детей в умении анализировать поступки сказочных героев,         уметь называть нарушенные в сказке права.

        Развивать связную и диалогическую речь, совершенствовать общие         речевые         навыки (чёткость дикции, интонационная         выразительность речи).

        Совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи         имён существительных с суффиксам - их, - иц, -  онок,- енок, - ат, - ят,         употребление в речи предлога в).

        Координировать речь с движениями, развивать творческое         воображение, подражательность, игровое творчество.

        Формировать умения взаимодействовать и сотрудничать в процессе в         процессе коллективной работы.

        Развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую         моторику.

        Развивать коммуникативные навыки.

        Развивать эмоциональную отзывчивость.

        Воспитывать положительные качества на примере поступков героев,         ответственность за свои поступки, желание соблюдать права.

Предварительная работа: Просмотр иллюстраций по правовому воспитанию.

        Проведения цикла бесед для детей по правовому воспитанию. Чтение         художественной литературы. Заучивание стихотворения, пословиц.         Разучивание  упражнения «На водопой». Рисование по сказке         «Колобок». Игры по правовому воспитанию. Обыгрывание сказок.

Занятие проводилось со всеми детьми. Программные задачи были составлены по уровню развития детей. Программные задачи соответствуют старшему возрасту и психологическим особенностям детей. НОД проходила как игра, развлечение. Три единые задачи во время НОД прослеживались. У детей сформированы представления о правах человека. Дети анализировали поступки героев и как следствие называли нарушенные в сказке права. Хорошо координировали речь с движениями. Дети взаимодействовали друг с другом, поддерживали и развивали коммуникативные навыки. Положительный пример поступков героев я думаю, повлияет на ответственность за свои поступки в будущем. Это было завершение цикла НОД по правам ребёнка. Дети во время НОД были активны, с удовольствием отвечали на вопросы, играли, «проживали», обыгрывали сказочных героев, водили хороводы, показывали театрализованные сценки. На занятии была внимательна и доброжелательна к детям.  Задачу по правовому воспитанию я связала с годовой задачей детского сада по театрализованной деятельности. Методы и приёмы (наглядные, словесные, практические, игровые) использованные на занятии соответствовали возрасту детей и требованиям методики. Игровые ситуации, сюрпризы, дидактические игры, игры - инсценировки способствовали поддержанию интереса у детей и удачному проведению НОД. Индивидуальные особенности детей учитывала на протяжении всего занятия, так активизировала малоактивных детей, все приняли участие в театрализации. Познавательно активные получили возможность проявить себя. Смена действий проявлялась в смене беседы театрализацией, дидактической игрой, хороводом, упражнением. На занятии использовала ТСО (весёлую музыку, интригующее сообщение). Это способствовало хорошему эмоциональному состоянию,  настроению, развитию  детей. Структура занятия соответствовала требованиям методики: организационный момент (беседа), введение (закрепление пройденного материала), основная часть (обыгрывание сказок), заключительная часть (дидактическая игра). Длительность НОД соответствовала требованиям программы и нормам СаНПиН. Перед занятием проведена была влажная уборка и проветривание группы.  В течение занятия велась работа по охране и сбережению здоровья детей – дети разыгрывали театрализованные сценки, играли, развивали мелкую моторику, водили хоровод, упражнялись в координации речи и движения, сохранении правильной осанки. Была хорошая двигательная активность. Освещение было левостороннее. Детям было удобно ходить, сидеть, двигаться, действовать. Занятие было проведено в игровой форме по типу развлечения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучаем Правила Дорожного Движения вместе с детьми.

Изучение правил дорожного движения....

Памятка «Изучаем права вместе с любимым персонажем»

quot;Изучаем права вместе с любимым персонажем"...

Статья "ИЗУЧАЕМ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВМЕСТЕ С ЭКОЛОГИЕЙ"

В настоящее время на наших дорогах огромное количество транспортных средств, которые паркуются на газонах, тротуарах, во дворах, около детских площадок, тем самым подвергая опасности жизнь пешеходов и...

"Изучаем правила дорожного движения вместе с Дядей Степой"

С.В. Михалков написал стихотворение о милиционере, имя которого угадайте: «Он очень высокий, его называют великаном и каланчей, но он не обижается». Да, это стихотворение о Дяде Степе &laq...

Изучаем правила ПДД вместе с ребёнком

Чем раньше дети запомнят и усвоят основные правила поведения на дороге и возле неё,тем лучше....

«Изучаем правила дорожного движения вместе с Дядей Степой» (культурно-образовательная практика организации партнёрских отношенийс родителями воспитанников)

Цель культурно-образовательной практики: повторение правил дорожного движения, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья воспитанников. Задачи: познакомить детей с произведением С. Михалкова "Дя...

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста " Изучаем правила дорожного движения вместе с Мальвиной и Буратино"

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста «Изучаем правила дорожного движения вместе с Мальвиной и Буратино» Цели: Формирование навыков безопасного поведения на дороге у дет...