Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе (Эксперимент с воздухом") с презентацией "Злой и добрый ветер"
опыты и эксперименты (средняя группа) по теме
Дети под руководством воспитателя ставят опыты с воздухом, Узнают свойства воздуха. Воздух невидим, воздух без запаха. Как можно почувствовать воздух и как все таки можно его увидеть? В природе движение вохдуха -это ветер. Он бывает легким ветерком, а бывает ураганом, метелью, бурей. Чем полезен ветер и для чего нужен человеку и всему живому на Земле воздух, На все эти вопросы дети найдут ответ сами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zloy_i_dobryy_veter2.pptx | 1.99 МБ |
zanyatie_pro_vozduh_2.docx | 76.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НЕВЕДИМКА-ОЗОРНИК В нашу комнату проник Заплясали занавески, Календарь пустился в пляс Хорошо, что сразу с треском Дверь захлопнулась у нас
ВЕТЕРОК ЛЮБИТ ИГРАТЬ С ЛИСТВОЙ, ЦВЕТАМИ, ПРИНОСИТ ЛЮДЯМ ЗАПАХ ЦВЕТОВ И ПРОХЛАДУ. ЛЮДИ РАДЫ ТАКОМУ ВЕТРУ.
Ветер, ветер озорной, Поиграй-ка ты со мной. Ты гони, гони листок Прямо, прямо на восток!
А ЭТО КАКОЙ ВЕТЕР?
СКАЖИТЕ: А может ветер перенести дом, машину, как в сказке?
СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ ОПАСНЫЕ! КАК ИХ НАЗЫВАЮТ?
БУРЯ, УРАГАН, СМЕРЧ
Бури, ураганы, смерчи угрожают людям во всем мире, они несут разрушения зданий и гибель всего живого
КАКУЮ ПОМОЩЬ ПРИНОСИТ ВЕТЕР ЧЕЛОВЕКУ?
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Теремок»
Непосредственно-образовательная деятельность
в средней группе (Эксперименты с воздухом)
с использованием презентации
«Злой» и «добрый» ветер»
Подготовила: воспитатель
Хайретдинова Р.С.
Кунашак, 2015г
Цели.
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха. Вызвать интерес к исследовательской деятельности; развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
- Научить детей выполнять элементарные опыты.
- Расширить представления о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Формировать начальные экологические представления. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность.
Оборудование и материалы:
- у воспитателя - сундучок с кубиками, полиэтиленовые пакеты по количеству детей, ёмкость с водой, стакан, бумажная салфетка, кусочек кирпича, кусочек губки, воздушные шары.
- у детей - ёмкости с водой, пластиковые стаканы в водой, салфетки, веер, кораблики из пенопласта, бутылочка с трубочкой для коктейля, губки, кусочек кирпича, деревянный брусок, баночки с запахами
Предварительная работа: Изготовление вееров из бумаги и корабликов из пенопласта
Ход занятия
Организационный момент
В-ль: Дети, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.
(Звучит лёгкая приятная музыка).Дети выполняют упражнение.
Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вдохните здоровье, выдохните болезни!
Вдохните добро, выдохните неприятности!
Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!
Нам легко и приятно.
- Дети, внимание! Начнём с небольшого эксперимента. Одной рукой закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать.
- Почему вы открыли? Что произошло? Что почувствовали? Какое у вас было ощущение? (Ответы детей).
В-ль: Я загадаю загадку и, возможно, вы найдёте ответ на ваше состояние.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем! (Ответ детей - воздух).
Основная часть занятия
В-ль: Сегодня мы узнаем много нового и интересного о воздухе, вы будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого мы надели белые халаты и у нас есть лаборатория.
Я приглашаю вас подойти к этому столу. (Под салфеткой находится сундучок). Чтобы его открыть, давайте все вместе скажем волшебные слова: “чок-чок-чок открывайся сундучок” (дети повторяют слова). Воспитатель открывает сундучок, достаёт оттуда полиэтиленовые пакеты, кубики.
В-ль сначала рассматривает пакет и спрашивает детей: Что находится в пакете? (Он пустой, плоский). А теперь давайте наполним его кубиками.
(Дети выполняют, по мере того, как пакет наполняется кубиками, воспитатель обращает внимание детей на то, как меняется форма пакета).
В-ль: Что сейчас в пакете?
Дети: Кубики.
В-ль: Какой стал пакет?
Дети: Большой, выпуклый, он раздулся.
В-ль: Почему? (Ответы детей).
(Вместе с детьми делается вывод, выпуклость пакета зависит от количества содержащегося в нём вещества).
В-ль: А теперь высыпайте кубики обратно в сундучок. Что осталось в пакете?
Дети: Ничего.
В-ль: Сейчас проверим. Возьмите каждый в руки пакет и делайте как я. Скручиваем пакет со стороны отверстия (дети выполняют действия вместе с воспитателем). Почему пакет снова стал выпуклым? Что его раздуло? Когда пакет может быть выпуклым? Вот загадка, вот сюрприз, кто догадался, что же в пакете?
Дети: Воздух!
В-ль: Сейчас я вот тут сдавлю пакет, а вы прислушайтесь, что происходит. Что вы слышите?
Дети: Шипение, так выходит воздух.
В-ль: А воздух вы видите? Что можно о нём сказать?
Дети: Невидимый.
В-ль: А какой он по цвету?
Дети: Бесцветный.
В-ль: А по запаху?
Дети: Без запаха.
В-ль: Хотя воздух невидим, бесцветен и не имеет запаха, всё-таки его можно обнаружить и кое-что о нём узнать. Я приглашаю вас пройти в нашу “лабораторию”. Дети садятся к столам.
В-ль: Начнем изучать воздух, проведем опыт №1»Обнаружение воздуха»
Практическая часть занятия
Опыт 1. “Обнаружение воздуха”
В-ль: Дети возьмите в руки пустой стакан. Что в нём? (Ответы).
Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан? (Ответы детей: да, нет.) Достаньте стакан из воды и посмотрите.
Дети: стакан внутри сухой.
В-ль: Почему вода не попала в стакан? (Гипотезы детей).
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Повторить опыт, поместив на дно стакана бумажную салфетку. Что будет с салфеткой, намокнет она или нет? (Предполагаемые ответы детей).
Дети выполняют опыт, как в первом случае. Бумажная салфетка осталась сухой, вода её не намочила.
Подтвердить вывод: В стакане есть воздух, который не пускает воду.
В-ль: А теперь ещё раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?
Дети: Пузыри.
В-ль: Откуда они взялись?
Дети: Это воздух.
В-ль: Правильно, ребята. Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.
Опыт 2. “Как увидеть воздух”
В-ль: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать.
Для этого проведем опыт №2. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в бутылочки с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?
Дети: Пузырьки.
В-ль: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх.
В-ль: Если в воде появились пузырьки- что это?
Дети: Значит в ней появился воздух.
В-ль: Правильно пузырки-это воздух.
Опыт 3. “Воздух есть во всех предметах”
В-ль предлагает рассмотреть губку, кусок кирпича, деревянный брусок.
Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах?
Дети: да, нет (мнения разделились).
В-ль: Давайте рассмотрим губку. В ней есть дырочки, отверстия. Как вы думаете, что находится в этих дырочках?
Дети: Не знаем, воздух.
В-ль: Сейчас мы это проверим. Опустите губку в стакан с водой. Дети погружают губку в воду и наблюдают, что появились пузырьки воздуха. В губке тоже есть воздух.
- А есть ли воздух в кусочке кирпича? (Ответы детей).
Проделать опыт с кусочком кирпича, а также с деревянным бруском и комочком земли. По наличию пузырьков в воде делается вывод о том, что в кусочке кирпича, комочке земли, в деревянном бруске есть воздух.
Вывод: Воздух есть почти везде, во всех почти предметах, которые нас окружают.
Физкультурная минутка. Проводится игра “Четыре стихии”.
Дети стоят полукругом. По команде выполняют следующие движения.
Земля - опускают руки вниз.
Вода - вытягивают руки вперёд.
Огонь - прячут руки за спину.
Воздух - поднимают руки вверх. (Повторить игру 3-4 раза).
Усложнение. Воспитатель даёт одну команду, а сам делает другое движение, дети должны выполнить то движение, о котором слышат.
Дети возвращаются на свои места.
Опыт 4. “Запахи воздуха”
В-ль: Сейчас я познакомлю вас ещё с одним свойством воздуха. В начале занятия вы сказали, что воздух не имеет запаха. И это правильно. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки. Что в них находится?
Дети: Ничего, пусто, воздух.
В-ль: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.
1 - чеснок, 2 - лимон, 3 - духи, 4 - чистый воздух (возможны варианты на усмотрение воспитателя).
Дети определяют по запаху, что находилось в баночке.
Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.
Опыт 5. “Как почувствовать воздух”
В-ль: А ещё мы можем ощутить, почувствовать воздух. Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (Ветерок). Помашите веером над водой. Почему появились волны? (Ответы детей). Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер- это движение воздуха. Когда воздух перемещается над землёй с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер.
Ребёнок читает стихотворение:
Осторожно ветер из калитки вышел;
Постучал в окошко, побежал по крыше.
Поиграл немножко ветками черёмух,
Пожурил за что-то воробьев знакомых.
И расправив бодро молодые крылья,
Полетел куда-то вперегонку с пылью.
В-ль: Ветер заставляет двигаться и другие предметы. Возьмем свои кораблики и отпустим их в воду и тихонько подуем, ваши кораблики поплыли. Когда дует ветер, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, озёрах и океанах. Ветер может быть разным, лёгким и приятным, а может быть сильным, порывистым, как ураган. Подули сильно, что получилось?
Дети: Ответы детей Беседа с детьми.
В-ль: Сегодня на занятии вы узнали много интересного о воздухе. Воздух- это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. Для чего нужен воздух?
Дети: Мы им дышим!
В-ль: Правильно, воздух нужен всему живому на земле. Если бы не было воздуха, что было бы со всеми нами? (Ответы).
Какой воздух нам нужен?
Дети: Чистый, свежий!
В-ль: Где можно встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, в парке, в горах, на море.
В-ль: А что значит чистый воздух?
Дети: Это когда легко и свободно дышится.
В-ль: Всегда ли нам воздух друг? Дети дают разные ответы.
В-ль: Давайте сейчас посмотрим познавательную презентацию «О злом и добром ветре»
Дети смотрят презентацию» Злой и добрый ветер»
Заключительная часть:
В-ль: Какие вы, молодцы, ребята! Как много вы сегодня узнали, внимательно слушали и делали сами опыты с воздухом.
Мы сегодня очень многое узнали в лаборатории
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать ;
Что воздух легче воды;
Что воздух есть внутри пустых предметов;
И даже внутри людей .
Без воздуха ничто живое не может жить.
А сейчас я подарю Вам воздушные шары, которые вы унесете домой и дома надуете и расскажите своим родителям много интересного о воздухе.
Осторожно ветер из калитки вышел;
Постучал в окошко, побежал по крыше.
Поиграл немножко ветками черёмух,
Пожурил за что-то воробьев знакомых.
И расправив бодро молодые крылья,
Полетел куда-то вперегонку с пылью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...
Непрерывно-непосредственная образовательная деятельность в средней группе «Путешествие по воздуху».
Материал на закрепление представления детей о фауне воздушной среды...
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....
Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
laquo;Домашние животные» Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детёнышей.Задачи:Образовательные:Продолжать учить употреблять в речи существительные, обозначающие домашних ж...
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Эксперименты с воздухом"
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования...
«Одуванчик для бабочки» (конспект непосредственно образовательной изобразительной деятельности в средней группе)
Развитие умения детей работать с акварельными красками и кистью, рисовать способом примакивания кисти; проведения сплошной линии сверху вниз всем ворсом. Знакомить детей с фазами развития ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: «Воздух невидимка». (Реализация образовательной области «Познавательное развитие».)
Открытое занятие непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: «Воздух невидимка»...