Перспективный план кружка «Юный художник»
материал (старшая группа) на тему

Капустина Вероника Ринатовна

Учебно — тематический план совместной изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования, ГБОУСОШ «Центр образования» п. Варламово

Перспективный план кружка

«Юный художник»

Руководитель кружка: Воспитатель Капустина В.Р.

2015 год

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.

Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний — часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисовании, аппликации, лепки.)  детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа) и разработана на основе обязательного минимума содержания по изобразительной деятельности для ДОО. Программа предусматривает также интеграцию разных областей знаний: изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фольклорного искусства русского народа.

Актуальность

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представление малышей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознано их использовать.

Изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности. Изобразительная деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить себя в изобразительном искусстве без давления со стороны взрослого.

Педагогическая целесообразность

Эффективным для художественно-творческого развития детей является применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, лепка из разноцветного теста. В процессе работы педагог активизирует у детей стремление создавать в разных видах деятельности образы, которые вызвали интерес. Помогает понять и принять тему, предложенную педагогом, включаться в деятельность, создавать простые изображения (по близкой к личному опыту тематике). Вопросами образными сравнениями, обыгрыванием предметов и игрушек воспитатель активизирует стремление детей передать красоту предметов окружающего мира.

Активизирует желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и коллективных (совместных со взрослыми и детьми) композиций в рисунке, лепке, аппликации. Создает ситуации, способствующие постепенному переходу детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения.

Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству. Для эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия:

Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке, аппликации, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельностью.

Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей, формировать художественно-творческие способности, строится на основе интеграции видов искусства и использование разнообразных методов и приемов работы с детьми в этом направлении.

В детском саду необходимо создавать эстетическую среду. Широко использовать детские рисунки, лепку, аппликации; систематически организовывать выставки.

Включать в педагогический процесс разнообразные игры приемы и ситуации.

Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей. А для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного его развития и совершенствования, у ребенка следует формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата.

Цель программы - формирование у детей умений и навыков в рисовании, аппликации, лепки. Развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Задачи: 

  • Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, персонажей литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
  • Учить детей передавать расположение предметов на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, двигаться, быть в разных позах и т.д.).
  • Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п.).
  • Поддерживать интерес у детей к народному и декоративному искусству; знакомить с разными видами изобразительного искусства; поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
  • Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства.
  • В рисовании развивать у детей умение создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов.
  • В лепке заинтересовать детей лепкой объемных фигурок и простых композиций из глины, пластилина, соленого теста, снега.
  • В аппликации создавать аппликации из природного материала; развивать умение пользоваться ножницами; поощрять создавать композиции из самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм в предметной, сюжетной, декоративной аппликации.
  • Вызвать у детей интерес создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений.
  • Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с её цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую половину дня. Продолжительность занятия 25 минут.

Структура занятий:

-организационное время - 5мин.

-основная часть - 15 мин (теория и практика)

-заключительная часть - 5мин

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в октябре, итоговый — в апреле.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам

1 «Театрализованная деятельность». Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов; гримирование в рисунке под определенного персонажа, моделирование театральных костюмов.

2 «Физическая культура». Использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.

3 «Музыкальное воспитание». Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания на строения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

4 «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.

5 «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

Программа строится с учетом основных принципов:

Принцип гуманизации - создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка.

Принцип дифференциации и индивидуализации обучения - учет психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка.

Принцип наглядности и доступности – комплексное использование всех методов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип сознательности и активности - понимание воспитанником того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни, проявление желания овладеть этими знаниями.

Формы и методы обучения:

В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия, игровые обучающие ситуации. Практическая часть преобладает, т.к. необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки; научить детей взаимодействовать друг с другом; отрабатывать сценические умения. При изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать методы рассказа с элементами показа, беседы, применение информационно – коммуникативных технологий.

  • Работа в кружке.
  • Целевые прогулки и наблюдения.
  • Проведение выставок детских работ.
  • Участие в областных и районных выставках и конкурсах.
  • Ожидаемый результат:

Должен знать:

Должен уметь:

Старшая группа

«нетрадиционные техники» рисования, лепки, аппликации.

•Явления и объекты природы, произведения искусства.

•Основные цвета и некоторые оттенки, проявления величины, пространственные отношения.

•О некоторых предметах народных промыслов.

•Некоторые элементы росписи; различают скульптурные образы, живописные и графические изображения.

•Создавать изображения, используя разные изобразительные материалы.

•Создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов пятен, простых форм.

•Использовать некоторые изобразительно-выразительные и технические умения. Передавать сходство с реальными предметами, обогащать образ выразительными деталями.

                       

Техническое оснащение:

 Иллюстрированные альбомы и книги, фотоальбомы, наглядные пособия, образцы, раздаточный материал: (шаблоны, схемы), эскизы, ножницы, карандаши, линейки, клей ПВА, ручки, фломастеры, картон, кусочки ткани, гуашь, акриловые краски, рамки, газеты, пластилин, альбомы.

Методическое обеспечение программы

1. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.

2. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.

3. Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.

4. Составление фонотеки — подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.

5. Подбор дидактических, развивающих и подвижных игр.

Учебно — тематический план совместной изобразительной деятельности.

Тема

Кол – во часы

Задачи

страница

СЕНТЯБРЬ

1

 Рисование «Наша группа»

1

Создавать условия для отражения впечатлений о жизни детей в своей группе (детском саду). Учить рисовать цветными карандашами несложные сюжеты, передавая движения, взаимодействия и отношения детей. Вовлекать детей в обсуждение общего замысла. Развивать чувство композиции. Воспитывать дружелюбие, поддерживать интерес к сотрудничеству и сотворчеству.

126

2

Наши любимые игрушки

1

Лепка любимых игрушек из 5 -6 разной формы и величины с передачей характерных особенностей.

22

3

Рисование «Деревья в нашем парке»

1

Развивать умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (берёза, дуб, осина), цвета; Развивать технические навыки в рисовании гуашью, познакомить с техникой набрызга и тампонирования. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.

32

4

Сюжетная аппликация «Наш город»

1

Учить детей вырезать дома из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам. Совершенствовать технику вырезания ножницами: на глаз по прямой (стены домов), по косой (крыши) и по сгибам (окошки). Развивать композиционные умения - при создании панорамы города ритмично располагать дома рядами, начиная сверху и частично перекрывая изображения.

40

ОКТЯБРЬ

1

Лепка предметная

Весёлые человечки (малыши и малышки)

1

Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлинённого цилиндра (валика) путём надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка "мальчика). Закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки). Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук и ног.

16

2

Предметная лепка «Собака со щенком»

1

Учить составлять несложную сюжетную композицию из однородных объектов, различающихся по величине (собака и 1-2 щенка). Показать новый способ лепки в стилистике народной игрушки - из цилиндра (валика), согнутого дугой и надрезанного с двух концов. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

28

3

Аппликация «Транспорт на улицах города»

1

Освоение симметричной аппликации, вырезывание машин из прямоугольников и квадратов.

36

4

Рисование с натуры «Осенние листья»

1

Рисование осенних листьев с натуры. Познакомить с особенностями акварельных красок: разводят водой, цвет пробуется на палитре, можно получить более светлый тон, разбавляя краски водой. Учить способам работы с акварелью: смачивание красок перед рисованием, разведение водой для получения более светлых оттенков, тщательное промывание кисти.

НОЯБРЬ

1

Декоративное рисования с элементами

аппликации

«Кошка на окошке»

1

Формировать композиционные умения - размещать вырезанные элементы, в соответствии с сюжетом.

38

2

Аппликация «Наша ферма»

1

Совершенствовать технику вырезания ножницами: на глаз по прямой, по косой и по сгибам. Развивать композиционные умения - при создании панорамы фермы ритмично располагать грядки рядами, начиная сверху и частично перекрывая изображения.

42

3

Лепка

«Жила была конфета»

1

Развитие композиционных умений, передача пропорциональных соотношений.

78

4

Аппликация из бумаги «Весёлые портреты»

1

Учить составлять портрет из отдельных частей (овал - лицо, полоски или комки мятой бумаги - причёска). Познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру). Развивать цветовое восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша в соответствии с цветом волос и глаз).

18

ДЕКАБРЬ

1

Рисование декоративное

«Волшебные снежинки» (краски зимы)

1

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объёмного предмета. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из нарисованных снежинок, вырезанных звёздочек для украшения интерьера группы.

94

2

Аппликация из фольги и фантиков

Звёздочки танцуют (зимнее окошко)

1

Учить детей вырезать звёздочки из красивых фантиков и фольги; совершенствовать технику вырезывания из бумаги, сложенной дважды по диагонали. Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных звёздочек и нарисованных снежинок для интерьера группы; поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации (сочетать симметричную и накладную). Формировать композиционные умения (прикладывать снежинки и звёздочки к фону, передвигать в поисках наиболее удачного расположения).

96

3

Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги.

1

Показать возможность лепки птиц из ваты в сравнении с техникой папье-маше. Расширить представление детей о способах создания пластичных образов. Учить самостоятельно, выбирать и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной поделки (лепка, аппликация, рисование). Развивать восприятие объемных форм в трёхмерном пространстве. Вызвать желание украсить новогоднюю ёлку своими руками.

98

4

Аппликация с элементами конструирования

« Ёлочки-красавицы»

(панорамные новогодние открытки)

Вызвать желание создать поздравительные открытки своими руками. Закрепить способ симметричного вырезания сложной формы по нарисованному контуру или на глаз. Познакомить с техникой создания панорамных открыток с объёмными элементами. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приёмы декорирования аппликативного образа (оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен).

102

ЯНВАРЬ

1

Сюжетная лепка «Зимние забавы»

1

Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Закрепить способ лепки в стилистике народной игрушки - из цилиндра (валика), надрезанного с двух концов. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон и поворот туловища, сгибание рук, перемещение ног). Анализировать особенности фигуры человека, соотносить части по величине и пропорциям.

114

2

Лепка- экспериментирование

с художественными материалами  «Пернатые, мохнатые, колючие»

1

Вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя). Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств (процарапывание, обработка тканью грубой фактуры, прокалывание, отпечатки). Совершенствовать технику скульптурной лепки.

70

3

Рисование с натуры

Еловые веточки (зимний венок)

1

Учить детей рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности её строения, окраски и размещения в пространстве. Показать способы обследования натуры. Пояснить необходимость соблюдения общих условий при выполнении коллективной работы. Развивать координацию в системе "глаз-рука". Воспитывать интерес к народному искусству (бумажному фольклору).

100

ФЕВРАЛЬ

1

Рисование декоративное «Расписные ткани»

1

Рисование раппопортных узоров по всему пространству листа бумаги; развитие чувства цвета, ритма, формы

84

2

Рисование сюжетное «Весело качусь я под гору в сугроб…»

1

Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений)

116

3

Лепка из глины «кружка для папы»

1

Изготовить подарок для папы своими руками. Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.

140

4

Рисование с опорой на фотографию

1

Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди)

136

МАРТ

1

Рисование по представлению с опорой на фотографию

«Милой мамочки портрет»

1

Учить рисовать женский портрет. Инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, сестры, тёти). Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).

142

2

Лепка из глины по мотивам народных игрушек «Лошадки» (весёлая карусель)

1

Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора - характерными элементами и цветосочетаниями. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Формировать обобщённые способы создания образов (лепка фигурок животных на основе цилиндра).

60

3

Лепка декоративная из пластилина или соленого теста

«Весенний ковер»

1

Лепка ковриков из жгутиков разного цвета способом простого переплетения; поиск аналогий между разными видами народного искусства.

166

4

Нарядные пальчики

1

Изготовление персонажей для плачевого театра.

86

АПРЕЛЬ

1

Рисование по замыслу «Веселый клоун»

1

Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги)

120

2

Аппликация «Космос»

1

Закреплять навык работы с трафаретом и навык симметричного вырезания (ракета и космонавт из половины изображения); закреплять умение вырезать круг из квадрата; активизировать словарь детей: космос, космонавт, Земля, планета, звезды, солнце, Луна, спутник, ракета.

Короткова Е.А., с.61

3

Лепка коллективная

1

Уточнение и активизация способа лепки в стилистике народной игрушки – из цилиндра (валика), согнутого дугой и надрезанного с двух концов.

118

4

Аппликация с элементами рисования (по мотивам русских народных сказок)

1

Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения.

156

МАЙ

Рисование предметное (дидактическое)

«Радуга – дуга»

1

Дать элементарные сведения по цветоведению. Развивать чувство цвета. Вызвать интерес к изображению радуги.

202

Лепка сюжетная коллективная

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

1

Лепка луговых растений и насекомых с передачей характерных особенностей их строения и окраски; придание поделкам устойчивости.

200

Аппликация силуэтная симметричная

«Нарядные бабочки»

1

Вырезание силуэтов бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам; показать варианты формы и декора крыльев бабочек

204

Аппликация коллективная «Цветы луговые»

1

Вырезание розетковых цветов из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали с передачей разной формы лепестков (мак, ромашка, василек).

198

Всего часов 35

Диагностическая карта

Анализ продукта деятельности

Фамилия, имя

Передача формы

Строение предмета

Передача пропорции предмета в изображении

Передача движения

Цвет

Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Анализ процесса деятельности

Фамилия, имя

отношение к оценке взрослого

оценка ребенком созданного им изображения

эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко ребенок относится

Уровень самостоя -

тельности

Творчество

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Анализ продукта деятельности

1.  Передача формы:

3 балла -  форма передана точно;

2 балла -  есть незначительные искажения;

1 балл -  искажения значительные, форма не удалась.

2.  Строение предмета:

3 балла -  части расположены, верно;

2 балла -  есть незначительные искажения;

1 балл -  части предмета расположены неверно.

3.  Передача пропорции предмета в изображении:

3 балла -  пропорции предмета соблюдаются;

2 балла -  есть незначительные искажения;

1 балл -  пропорции предмета переданы неверно.

4.  Передача движения:

3 балла -  движение передано достаточно четко;

2 балла -  движение передано неопределенно, неумело;

1 балл -  изображение статичное.

5.  Цвет.

  цветовое решение изображения:

3 балла -• передан реальный цвет предметов;

2 балла -  есть отступления от реальной окраски;

1 балл -  цвет предметов передан неверно;

6.  разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

3 балла -  многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

2 балла -  преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

1 балл -  безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса деятельности

1.  Регуляция деятельности.

а) отношение к оценке взрослого:

3 балла -  адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

2 балла -  эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при замечании — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

1 балл - безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б)  оценка ребенком созданного им изображения:

3 балла - адекватна;

2 балла -  неадекватна (завышенная, заниженная);

1 балл -  отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко ребенок относится:

• к предложенному заданию;

3 балла - сильно,

2 балла -  средне,

1 балл – безразлично,

• к процессу деятельности;

3 балла - сильно,

2 балла -  средне,

1 балл – безразлично,

• к продукту собственной деятельности;

3 балла - сильно,

2 балла -  средне,

1 балл – безразлично,

2.  Уровень самостоятельности:

3 балла -  выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

2 балла -  требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

1 балл -  необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

3.  Творчество:

3 балла -  самостоятельность замысла;

2 балла -оригинальность изображения;

1 балл - стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от наибольшего числа набранных ребенком баллов к наименьшему.

Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию. Ранговый ряд условно можно разделить на 3 части. Так, если в группе диагностировались 10 детей, то в каждой подгруппе может быть 3-4 ребёнка, но могут быть и резкие различия. Каждая подгруппа будет отнесена к высшему, среднему или низшему уровню (по числу набранных баллов). Следующее диагностическое обследование, проведенное после целенаправленных занятий с детьми, изменит количество ребят в каждой подгруппе за счет увеличения числа детей в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа детей, выполнивших изображение на низком уровне за счет перехода в подгруппы более высокого уровня. Это будет свидетельствовать об эффективности работы с детьми.

Для определения уровня развития творчества к этой диагностике следует добавить диагностику с дорисовыванием кругов.

Задание на дорисовывание шести кругов состоит в следующем: детям даётся альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям, предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе.

  1. балла (высокий уровень) —ставится тем детям, которые наделяют предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверюшек (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа.
  1. балла (средний уровень) — ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.).
  1. балл (низкий уровень) — ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делилось на количество детей в ней). Подсчитывается общее количество созданных детьми индивидуальных изображений.

При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность

воплощения изображений разными детьми.

Результаты выполнения задания оценивают в двух направлениях:

1)  индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображений);

2)  по группе в целом (выводя общее число баллов, средний балл, общее число образов).

Анализ выполнения детьми задания позволяет получить представления о передаче ряда свойств предметов: формы, цвета; осмыслении образной стороны действительности и др.

Разный уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения, то есть операций, способствующих развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке интеллектуального развития детей, выражается в следующем:

• в умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ (это и один из показателей творчества), например, объединение 2—3 кругов в единый предмет (очки, светофор, танк и т. п.) или необычный для данного возрастного периода образ: ведро, паутинка, глобус;

• в способности активизировать образы-представления, имеющиеся в опыте, соотнося их с поставленной задачей;

• в готовности увидеть общее в частном и частное, в общем (общность формы различных предметов и характерные особенности каждого из этих предметов: цвет, детали, дополняющие основную форму и позволяющие отличить общее от частного);

Выполнение детьми диагностического задания и анализ результатов позволяют оценить уровень воспитательно-образовательной работы в группе. С целью более глубокого анализа полученных результатов выполнения диагностического задания можно ввести дополнительные критерии и усложнить математическую обработку уже выделенных критериев.

Такой анализ созданных изображений позволяет более тонко дифференцировать детей по уровню развития творчества и художественно-творческих способностей.

Перечень методической литературы

  1. И.А. Лыкова "Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» издательский дом «Цветной мир» творческий центр «Сфера» Москва 2011
  2. И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» учебно-методическое пособие «Умелые ручки» издательский дом «Цветной мир» Москва 2010.
  3. И.А. Лыкова «Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений».
  4. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа. - издательский дом «Цветной мир» «Карапуз», творческий центр «Сфера» Москва 2008
  5. И.А. Лыкова, Н.Е. Васюкова «Изодеятельность и детская литература» Мир сказки, интеграция искусств в детском саду. Издательский дом «Карапуз», творческий центр «Сфера» Москва 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружка "Маленький художник"

Технология работы по ознакомлению детей старшего возраста с живописью....

перспективный план кружка "Юный скульптор"

Цель кружка: Учить детей пользоваться стекой, доской, соленым тестом, формочкой. Учить детей нетрадиционным методам в своих работах. Учить делить большой кусок на несколько маленьких кусочков. Развива...

Перспективный план кружка «Юный эколог» по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы.

Перспективный план кружка «Юный эколог»  по опытно-экспериментальной деятельности с объектами не живой природы для детей старшей группы. МесяцЭксперименты, наблюдения, опытыЗадачиМатериалСен...

Учебно - тематический план кружка "Юный художник"

Учебно тематический план кружка "Юный художник" . Подготовительная группа. Рисование....

План работы кружка "Юные художники"в старшей группе

Рисование с использованием нетрадиционных способов...

Перспективный план кружка "Юные волшебники"

Пояснительная записка.Предлагаемый перспективный план составлен с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста.В истории дошкольной педаго...

Перспективный план кружка «Юный ткач»

Цель: приобщение воспитанников дошкольного возраста к одному из видов традиционного национального искусства - ручному ткачеству....