Проектная деятельность
статья на тему

Петрова Алла Александровна

Опыт работы в дошкольном отделении по проектной деятельности. Представлены  разработанные воспитателями, родителями и детьми проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennaya.docx51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Современная ситуация в дошкольном образовании характеризуется многообразием видов учреждений, программ и технологий. Это, несомненно, стимулирует творческий рост педагогов.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей среды, быстрое развитие научно-технического прогресса диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

    Одним из перспективных методов, способствующий решению этой проблемы является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он  развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества: педагог-дети, дети-дети, дети-родители, педагог-родители.; формируются навыки исследовательской деятельности.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1.Теоретические основы проектной деятельности.

С проектированием мы сталкиваемся постоянно в процессе своей педагогической деятельности: педагогическое проектирование плана учебно-воспитательной работы, программы развития, конспектов непосредственной образовательной деятельности, требований к  непосредственной образовательной деятельности и т.д. Встал вопрос, а можно проектную деятельность внести непосредственно в работу с дошкольниками?

Метод проектов возник 1920 г. В США и связан с развитием гуманистических направлениях в философии и образовании. Основы проектного обучения были разработаны и апробированы американским ученым Д. Дьюи. Под проектом он понимал постепенно усложняющиеся практические задания, планируемые и выполняемые детьми. Он отмечал, что проект, который исполняют дети должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца, тогда будет осознаваться необходимость знаний и они будут лучше усваиваться.

Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э.Коллингса. В.Килпатрик  считал, что только деятельность, связанная  с окружающей ребенка реальностью соответствует детским интересам и предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта.

Введение проектной деятельности в практику дошкольных учреждений способствовала разработанная бельгийским педагогом Овидом Декроли теория интересов, в которой отмечалось, что дети сами выбирают темы проектов в зависимости от своих потребностей. В ходе реализации своих потребностей дети совместно с взрослыми познавали окружающий мир, многообразие культур, расширяли свой кругозор.

В форме проектов, например, была организована и работа с дошкольниками в детских садах г. Реджио Эмилия в Италии. Развивая педагогические идеи Л. Малагуцци, воспитатели относятся к ребенку как к субъекту, вступающему в отношения с другими субъектами.

Проектный метод – важная составляющая комплекса педагогических технологий, рекомендуемого американской образовательной программой «Шаг за шагом». Программа разработана коллективом Дошкольного проекта Сороса в Центре развития ребенка Джорджтаунского университета (К. Хансен, Р. Кауфман, К. Уолш). Помимо занятий в центрах активности («Сюжетно-ролевая игра», «Открытая площадка», «Строительство», «Литература», «Искусство», «Манипулятивные (настольные) игры и игрушки», «Песок и вода»), воспитатели и дети могут инициировать самостоятельные темы или проекты, охватывающие весь детский и педагогический коллектив. Выбор метода проектов авторами не случаен, поскольку в основе философии программы «Шаг за Шагом» лежит гуманистическая идея о том, что развитие маленького ребенка должно быть совершенно свободным.

Идея проектного метода обучения в России (Б.В.Игнатьева, В.Н.Шульгина, Е.Г.Кагарова) появилась одновременно с разработками американских педагогов. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности. Под руководством С.Т.Шацкого объединилась группа  педагогов, использующих проектный метод на практике. Проектный метод преподносился как комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающий возрастные,  индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

Впоследствии, примеры организации проектной деятельности с дошкольниками представлены в трудах А.Данюковой, Н.А.Рыжовой, А.И.Савенкова.

Сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по дошкольному образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей  ускорили внедрение описываемого метода в практику работы российских ДОУ.

За последние время вышел ряд пособий и статей в журналах для руководителей  и практических работников ДОУ, представляющих теоретические и практические материалы по использованию проектного метода (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).

Из изложенного выше, можем сформулировать основные теоретические позиции проектной деятельности следующим образом:

1.В центре внимания – ребенок.

1.Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.

3.Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.

4.Глубоко осознанное усвоение  базовых  знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладевая им прогрессивной методикой обучения.

1.2.Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений.

          Существуют различные подходы к классификации проектов.

 Еще в начале ХХ в. Профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов:

- «игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

- «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной  формах;

- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовленного школьного завтрака, устройство клумб.

Е.Г.Кагаров, например, в 20-е годы ХХ века выделил четыре вида проектов: созидательный, потребительский, проект решения проблемы и проект-упражнение. К концу ХХ в. получили развитие новые виды проектов. Е.С. Полат  характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: по доминирующей в проекте деятельности (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая), количеству участников проекта, характеру контактов, способу координации, его продолжительности.

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

  1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
  2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
  3. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
  4. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и коллективный.
  5. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

В зависимости от оснований классификации проектов, специфики образовательного процесса в дошкольном учреждении возможно определение проектов по содержанию, связанных с решением конкретных задач: художественно-творческий, оздоровительный, экологический, этнокультурный и т.д.

     В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы);

3. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта.        

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило,  между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как,  ведущим видом  деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста, используются игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки» и др.

Исследовательские проекты        

        По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования  и все больше интересуют специалистов ДОУ.

Информационные проекты

        Цели:  собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

        Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты

        Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается,  и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

        Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.

        Можно классифицировать творческие проекты по  преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

        Для примера приведен фрагмент «сочинения» дошкольниками музыки к придуманному ранее тексту сказки. Поначалу мелодия не складывалась, пришлось додумывать и изменять саму сказку.

        Решили заодно нарисовать к ней иллюстрации. Коллективное творчество принесло свои плоды.

Игровые проекты

        Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в  придуманных ситуациях.

        Степень творчества  в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра.

Практико-ориентированные проекты

        Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Открытые проекты

        Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности  и  социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей  новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе.  Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.

        Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОУ (например, «День  смеха», «Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) умений у педагогов, поскольку обходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов.

        Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Индивидуальные и коллективные проекты

        Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

        Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и  задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

        Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

                

1.3.Этапы организации и уровни развития проектной деятельности.

Планируя внедрение проектной деятельности в систему образовательной работы с детьми педагог обязательно должен соблюдать следующие требования к ее использованию:

  1. Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи.
  2.  Практическая, теоретическая познавательная значимость предлагаемых результатов.
  3.  Самостоятельная деятельность детей.
  4.  Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов (эксперименты, наблюдения, опыты)

Е. Евдокимова выделяет три уровня развития проектной деятельности дошкольников:

  1. Подражательно-исполнительский (3.5-5 лет).

   Данный уровень характеризуется отсутствием у ребенка жизненного опыта, недостаточным уровнем интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому. Ребенок – заказчик проекта.

  1. Развивающий (5-6 лет).

     К концу пятого года жизни дети уже накапливают определенный социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности, развивается самостоятельность, произвольность; самооценка и самоконтроль. Дошкольники принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Помощь взрослого незначительна, дифференцирована.

  1. Творческий (6-7 лет). Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, определить перспективы развития опыта.

         Согласно сложившейся практике, проектную деятельность условно разделяют на этапы. Разные авторы (Дж.ван ГИГ, М.В.Кларин, В.С.Лазарев, М.М.Поташник и др.) выделяют различное количество этапов проектирования, но мы в своей работе придерживаемся основным :

1-й этап – выбор темы проекта: педагог  формулирует проблему (цель), вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

2-й этап – планирование проектной деятельности: определение сроков, задач развития детей в проектной деятельности, составление плана проектной деятельности, создание развивающей среды в группе в соответствии с темой проекта, определение методического обеспечения темы, определение участия родителей.

3-й этап – проживание темы проекта.

4-й этап – заключительный: подготовка к защите и защита проекта.

         Таким образом, необходимо четко представлять все этапы реализации проектной деятельности, своевременно и качественно подготавливаться к событиям или мероприятиям для эффективного проживания темы проекта.

1.3.Современные проекты дошкольного образования.

Сегодня, чтобы полноценно обеспечивать единство воспитательного, развивающего и обучающего образовательного процесса детей дошкольного возраста необходимо внедрение интересных материалов в основную  программу развития детей для получения нового стандарта качества при  реализации государственной программы столичного образования на среднесрочный период 2012 – 2016 г.г. «Развитие образования города Москвы». С целью «…Использование ресурсов социокультурной среды города Москвы для социализации и развития детей.

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них культуры здорового образа жизни…» Департамент Образования предложил новые образовательные проекты в сфере дошкольного образования:

  • «Классическая музыка в детском саду»,
  • «Дети в музее»,
  • «Детский сад и спорт»,
  • «Московские дети умеют плавать».

Задачи:

  •         интеграция формальных и неформальных форм дошкольного образования, обеспечивающая привлечение ресурсов городской среды и московской семьи к образовательному процессу в дошкольных образовательных учреждениях;
  •         обогащение воспитательных систем, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, внесением в жизнь каждого ребенка персонифицированных культурных событий;
  • развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к культуре и спорту.

 Реализация каждого проекта в дошкольных учреждениях  проходит

 поэтапно: на 1 этапе – организуется работа с родителями воспитанников, учреждениями культуры и организация интересных встреч для детей дошкольного возраста; на 2 этапе – посещение различного уровня мероприятий, музеев, выставочных залов, проведение встреч с интересными людьми, мероприятий в дошкольном учреждении; на 3 этапе – обмен опытом, подведение итогов.

  Каждое  дошкольное образовательное учреждение составляет план работы по реализации образовательных проектов, который предполагает культурные события на базе детского сада не менее 2-3 раз год и выход детей в учреждения культуры - не менее 2-3 раз в год (совместно с родителями).

      Наш детский сад, учитывая специфику дошкольного учреждения, выбрал интересный проект, как «Детский сад и спорт».

 В рамках проекта «Детский сад и спорт» спортсмены высокой квалификации - мастера спорта, мастера спорта международного класса, рекордсмены и чемпионы мира, олимпийские чемпионы могут проводить в дошкольном учреждении мастер-классы, рассказывать детям о своей любви к спорту, о пути, который привел их к высоким спортивным достижениям. Такие встречи создадут праздничную атмосферу, вызовут положительные эмоции у детей, надолго останутся в памяти.

Реализация проекта позволит решить актуальные задачи физического воспитания, дошкольников:

-        ознакомление детей с разными видами спорта;

  • развитие положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни;
  • расширение двигательных возможностей ребенка за счет освоения новых доступных движений, выполненных под руководством специалиста высокого класса;

  • воспитание чувства патриотизма и интернационализма;
  • расширение кругозора в вопросах спортивной жизни страны;
  • обогащение знаниями в области физической культуры и спорта;
  • формирование интереса к определенному виду спорта.

Привлечение родителей к встречам со спортсменами повысит их компетентность в области физического воспитания детей и вызовет интерес к совместным физкультурным досугам. По рекомендации педагогов дошкольных образовательных учреждений и самостоятельно родители совместно с детьми могут посещать стадионы, спортивные площадки в своем

районе, «болеть» за любимую команду на соревнованиях, участвовать в массовых спортивных мероприятиях, традиционно проводимых в Москве .


Глава 2. Практическая часть.

Впервые метод проектирования в нашем дошкольном учреждении стали применять в работе с 2004года. После проведения консультации с творческим заданием для воспитателей. Им было предложено представить, что мы много изучили интересной художественной литературы, играли в разнообразные игры, изготавливали атрибуты и в результате  из готовых атрибутов необходимо составить проект «Детский сад будущего». Педагоги погрузились в эту работу, что-то обсуждали, спорили, договаривались, но  спроектировали и рассказали о своем творении. Педагог-психолог нашего детского сада  в конце предложила из предложенных на столах карточек с изображением разного эмоционального состояния выбрать то, которое было у них в начале задания, потом в конце, увидев, что у всех в начале вызвало отрицательные эмоции, а потом положительные.

Кроме консультаций, с педагогами была проведена большая методическая работа: семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, деловые игры.

Заинтересовав педагогов проектной технологией, приняли решение использовать в работе не только с детьми, но  и с родителями для стимулирования желания родителей поддерживать интерес детей, вовлечь детей и взрослых в творческий процесс, который возможен только при плодотворном общении и сотрудничестве его участников. В начале работы с проектом следует изучить родителей в плане организации предметно-игрового пространства в семье, их отношение к игре как значимому виду детской деятельности.

Педагогами в старших группах проведены родительские гостиные, где рассказали и показали сделанный наш проект.  Родители поделились опытом  в создании  игровых уголков в семье. Так как работа с родителями у нас хорошо отлажена, на наше нововведение откликнулись быстро и с заинтересованностью. Совместно с родителями выбрали метод познавательно-игровых проектов, позволяющий создавать условия для эмоционального благополучия детей и погружает детей в игру, для которой остается так мало времени. Для обеспечения эффективности такой формы работы в нашем детском саду совместно с родителями старших групп была создана постоянная творческая группа, в состав которой входят родители и педагоги. Она осуществляет помощь в подборе и подготовке материала.

Был разработан алгоритм планирования и организации проектной деятельности детей и взрослых. Он включает в себя 4 этапа:

1.Выбор темы, постановка целей. При выборе темы обязательно учитываются задачи общеобразовательной программы дошкольного образования, по которой работаем, интересы детей.

2.Планирование деятельности. При этом определяется срок продолжительности проекта. Задачи развития детей в деятельности. Например, игра-путешествие в подводное царство, дети учатся ориентироваться на карте, закрепляют знания о различных видах обитателях подводного царства и их проживании в разных климатических условиях. Определяются задачи педагога-психолога на этом этапе. Создание предметно-развивающей среды в группе по теме проекта, что не мало важно, так как поддерживает эмоциональный, познавательный интерес в течение всего проекта. Например, в первый день реализации проекта «путешествие в подводное царство» группа превращается в воды красного моря. В группе нарисованы декорации подводного царства, сделаны фотографии, родителями в группу принесены макеты обитателей, на прогулке дети представили, что одели скафандры и вышли в открытое море, где играли в игры. Обед был на берегу в уютном кафе. Каждый день декорации меняются: то дети попадают в библиотеку, то просыпаются на берегу океана и т.д.  Участие родителей заключается в подборе атрибутов для оформления, сборе информации, участие в мероприятиях, выполнение домашнего задания совместно с родителями.

3. Обобщение (сбор всей информации, атрибутов, изготовление макета)

4. Презентация или защита. Приглашаются гости: родители, воспитатели и дети других групп. Именно на этом моменте происходит самый эмоциональный накал. Дети рассказывают, показывают, объясняют для кого и для чего создан проект и зачем он нужен. Этот этап самый яркий и интересный и продуманный, а также виден вклад каждого ребенка, родителя и педагога.

Нашими первыми проектами были:

- «Игра-путешествие в подводное царство»

- «Путешествие в древний мир»

Проект «Путешествие в древний мир»

Характеристика проекта:

- познавательно-игровой

-участники: творческая группа, педагоги, дети старшей группы и их родители

-по продолжительности: в течение 1,5 месяца.

Цель: закрепление представлений о древних пресмыкающихся, развитие познавательного интереса к обитателям древности, воспитывать любознательность, развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, творческое развитие дошкольников.

Одним из важнейших условий реализации проекта является продуманная организация развивающей предметной среды. Для этого в группе оформлен мини-музей «Динозаврики». Где дети представили имеющихся у них игрушечных динозавров, уголок любителей познавательной книги, где представлены подборка соответствующей детской и научной литературы, фото, для театралов – бумажный театр «динозавры», для любителей кино создана фильмотека.

Для осуществления проекта еженедельные совместные встречи с родителями, педагогами и творческой группой.

Перспективный план реализации проекта:

Этапы проекта

Деятельность детей

Деятельность педагогов

Взаимодействие с семьей

Вводный

Рассматривание иллюстративного материала по теме

Вводная беседа с детьми о древнем мире

Обсуждение на родительском собрании содержания проекта

Планирование деятельности

Участие в обсуждении этапов проекта. Создание мини-групп по сбору материала.

Определение срока,  создание предметно-развивающей среды, планирование занятий, распределение заданий между воспитателями и специалистами детского сада

Обсуждение подбора атрибутов по проекту.

Осуществление проекта (обобщение)

Сбор материала, полученного на познавательных занятиях, при посещении Дарвинского музея, систематизация полученной информации: составление книжек-раскрасок, мини-музея в группе

Познавательные занятия. Проведение игр по выбранной теме проекта. Активизация словаря.

Просмотр познавательных видеофильмов. Подбор иллюстраций. Посещение дарвинского музея. Фотовыставка, изготовление макета и атрибутов.

Презентация проекта

Участие в защите проекта

Участие в защите проекта

Участие в защите проекта в качестве зрителя.

Подведение итогов

Отражение своих впечатлений в рисунках, оформленных с родителями

Подведение итогов на круглом столе

Отражение своих впечатлений в рисунках совместно с детьми. Участие в круглом столе.

месяц

занятия

Познавательный блок

Игровой блок

октябрь

«У истоков реки жизни»

«Планета динозавров»

Рассматривание и знакомство с  иллюстративной энциклопедии для детей «Динозавры»

Прослушивание аудиозаписи «Дракоша и занимательная история древнего мира»

Обсуждение «почемучкиных» вопросов: почему так называются? Почему вымерли?

Просмотр фрагмента фильма «Прогулки с динозаврами»

Чтение стихотворения В.Берестова «Самая первая песня»

Образовательные области  «Познание», «Коммуникация», «Социализация» Конструирование модели «динозавр» изд. Махаон

Изготовление из гипса отпечатка динозавра

Игры с набором «Древний мир»

Сделай из теста

Игра «вылупляются динозавры»

Разгадывание кроссвордов

Дидактические игры «Выложи своего динозавра»

ноябрь

«Как огромен этот мир»:

Приключения травоядных и хищников

Посещение Дарвинского музея

Рассматривание засушенный лист папоротника

Чтение энциклопедии «Эти удивительные динозавры»

Изготовление книжек-раскрасок

Изготовление макета древний мир и вулкана

Составление рассказов по плану, предложенному воспитателем «Что я видел»

Интеграция Образовательных областей «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье»

  лепка «Удивительный мир динозавров»

Игра «размести динозавров» - рисунки природы и разместить фигурки в воде, в небе, на суши

Игровая физкультминутка:

Летаем, как птеродактили

Бегаем, как авимимусы

Топаем, как бронтозавры

Рычим, как тарбозавры

Игра «гонки динозавров»

Составление проекта

«Динозаврик»(совместно с родителями дома)

Приготовить соленое тесто.

Добавить пищевые красители.

Вылепить из теста фигурку любимого динозавра.

Чтобы сделать шею динозавру надо скатать из теста колбаску.

«Вылупляются динозаврики»

Перерисовать контур яйца на кусок картона. По этой форме вырезать 20 «яиц». Нарисовать на одной их стороне фигурку детеныша динозавра. Сделать две игровые доски с 10 контурами яиц. Каждый игрок кладет на доску по 10 яиц рисунком вниз. По очереди кидать кубик. Побеждает тот, у кого первого будут перевернуты (или «вылупятся») все яйца.

«Гонки динозавров»

Вырезать  фигурки динозавра. Сделать в голове каждого дырку и протянуть через нее веревочку. Привязать веревочку одним концом к стульям на другой стороне группы. Каждый из участников, дергая за веревочку, старается как можно быстрее передвигать свою фигурку динозавра.

«Растение для динозавров»

Скатать газету в тугую трубку. Закрепить ее резинкой внизу и в середине. Сделай наверху 4 разреза. Отогни края так, чтобы получилось «растение».

- «Детская площадка нашей мечты»

Над ними работали все специалисты детского сада в тесном контакте с родителями. По продолжительности проекты были 1.5 мес.

Детей очень работа увлекла. По утрам они с радостью бежали в детский сад в ожидании сюрприза, увлекательно рассказывали бабушкам, дедушкам о событиях дня, тем самым подключая их в наши проекты. На протяжении всех проектов педагог-психолог наблюдает за детско-родительскими отношениями и за динамикой изменения эмоционального состояния детей и взрослых.

Для подведения итогов первых проектов провели второе мероприятие с родителями в форме круглого стола, где высказывались разные мнения, но решили с учетов всех предложений продолжать работу по игровому проектированию.

От старших дошкольников не хотели отставать и малыши. В младших группах, увидев и поприсутствовав на защите, именно сами родители приняли на себя инициативу и предложили  участвовать в проектной деятельности.  Творческой группой разработаны темы для проектов малышам. Их проекты отличались от старших более простыми задачами, меньшей затратой времени. Педагоги во взаимодействии с родителями и детьми придумывали сказочных героев. Здесь ребенка привлекает совместная деятельность с взрослым. Наши дети совместно с родителями готовят  сказочных персонажей из разнообразных материала. Приносят в группу и уже совместно с воспитателем, родителями  сочиняют сказку или придумывают продолжение уже к знакомым сказкам.  В группе изготавливают с педагогом макет для сказки. А уж на защите свою сказку рассказывают родители и дети, затем в группе чаепитие.

За 8 лет в нашем дошкольном учреждении метод проектов используется во всех возрастных группах, даже группа раннего возраста и кратковременного пребывания (адаптационная)(родители и их маленькие помощники и педагоги создают проекты к знакомым сказкам) и проводится 2-3 раза в год, открывая большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Были созданы проекты на разные темы:

Старшие дошкольники:

- «Путешествие на луну»

- «Путешествие по континентам»

Проект «Путешествие по континентам»

Характеристика:

-познавательно-игровой

-участники дети подготовительных к школе группы и старших групп, родители, творческая группа

- по продолжительности 2 месяца.

Цель: Закрепить умения ориентироваться на карте, глобусе, закреплять знания о разных видах жилища и его использовании в климатических условиях, о разнообразии животного мира и среды их обитания, формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания, получить представление о культуре разных народов, о государственном флаге.

Каждая группа выбрала свой континент по которому и составлялся проект.

Дети погружаются  в удивительный для них мир: попадают к местным жителям знакомясь с традициями, национальными костюмами, в ресторан, находятся в окружении дикой природы, знакомятся с играми данного народа, слушают национальную музыку, используют конструктор «ЛЕГО» для постройки животного мира континента, в группах оформляются декорации. Большая роль в оформлении отводится родителям.

С творческой группой разрабатывается перспективный план реализации проекта. Представляем «Путешествие в Африку»

месяц

занятия

Познавательный блок

Игровой блок

февраль

«История открытия, географическое положение и климат Африки» или «Семь материков»

«Замечательный животный и растительный мир»

Посещение Зоологического  музея

 Знакомство с картой и глобусом.  Чтение  Чуковского «Айболит». Просмотр иллюстраций и энциклопедии по теме «Африка». Рассказ о климате.

  Рассматривание «Атлас животного и растительного мира».

  Составление описательных рассказов о животных ,заучивание стихов о животных – обитателях Африки. Изготовление книжек-раскрасок

Составление рассказов «Что я видел(а)?»

Ориентация на карте. Игра «Страны и континенты». Нарисуй картину песком.

Образовательная область «Чтение художественной литературы» - Чтение стихотворения Б.Заходера.

Образовательная область «Физическая культура», «Здоровье» Физминутка «Водопой» (дети показывают, как пьют львы, зебры, антилопы, жирафы, слоны). «Коммуникация», «Социализация»

Сбор пазлов «Животные Африки» Игра «Логика в картинках» (расположи по росту, «Чья тень?», Помоги вернуть хвосты животным, «Кто лишний»). Игровое упражнение «Рассели животных» макеты природных зон: саванна, пустыня. «Музыка» Танец «Чунга-чанга».  Образовательная область «Художественное творчество»: лепка, аппликация,  рисование.

Выставка африканских игрушек-животных.

Дидактическая игра: «Где что растет?», Игра-соревнование «Джунгли зовут». «Познание» Конструирование «ЛЕГО»

март

«Население и традиции Африки»

Рассматривание иллюстраций.

Рассказы о племенах, населяющие континент, о быте, жилище, одежде

 

«Познание», «Художественное творчество» Изготовление дома на сваях.

Изготовление африканского ландшафта

Составление проекта

«Африканский ландшафт»

Фон – ватман, разукрашенный гуашью;

Горы – мятая цветная бумага;

Реки – толстые синие нити;

Животные – постройки конструктора ЛЕГО и изготовленные родителями.

«Нарисуй картинку песком»

На цветной плотной бумаге нарисовать клеем картинку. Насыпать песок поверх клея. Стряхнуть лишний песок, чтобы увидеть свою картинку.

«Сделай дом на сваях»

Надрезать и отогнуть концы четырех трубок. Приклеить их к дну картонной коробки. Согнуть лист картона пополам и приклеить его поверх коробки, чтобы получилась крыша. Нарисовать окна и двери, приклеить соломку на крышу.

- «Наш Пушкин» - итогом, которого был «Пушкинский бал». Этот проект вошел в традицию нашего детского сада.

- «Красная книга» ( создание книги из рисунков редких и исчезающих

    животных и птиц)

- «Зоопарк» и др.- основание из картона, стены сделаны в виде заборчика.

В игру входят предметы:

-предметы- фигурки (волк-сшит из пальтовой ткани, страус- из пинпонгового мячика, перьев, трубочек из под сока, пластилина, черепаха – сшита из ткани, лев в виде коллажа, павлин из соленого теста и ткани)

-макеты пространства (клетки, вольеры, деревья, бассейн)

Предварительная работа: интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, познание, социализация -беседы, просматривание видеофильмов о животных, посещение зоопарка с родителями, настольно-печатные игры, игра «Джунгли зовут» со старшими дошкольниками и родителями.

Младшие дошкольники:

- «Наш театр»

- «Как у наших у ворот»

- «У бабушки в деревне» - изготовлен из картона, основание – из фанеры.

В проект входят:

-предметы-фигурки (Бабушка и дедушка – сшиты из поролона и ткани, свинья с поросенком из материала, коза с козленком – из материала, цыплята, петух, курица)

-макеты пространства ( дом, забор, деревья)

- «Жили-были не тужили веселая семья Смешариков»

- «Сказка «Как волк стал добрым»

-«Наша сказка». Этот детско-родительский проект выставлялся на городском конкурсе «Солнечный зайчик».

Ранний возраст:

В проекты по художественным произведениям входят:

-предметы-фигурки

-макеты пространства

-предметы, обозначающие действия (ворота, колодец и т.д.)

- «Колобок»

-«Цирк»

- «Три поросенка» и т.д.

В ходе осуществления проектов между детьми и родителями происходит одновременно и взаимодействие и творческие соревнования. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Дети и родители становятся ближе к друг другу.

Очень интересны становятся и индивидуальные (семейные) проекты. Родители вместе с детьми дома самостоятельно читают детскую литературу, рассматривают иллюстрации, изготавливают атрибуты и персонажей и в группе рассказывают.

Тема проекта семьи Шишкиных «Народный костюм»( средняя группа). Вместе с бабушкой и мамой Света посетила, познакомилась с народным костюмом: различными видами женской и мужской одежды. Бабушка девочки своими руками сшила кукол в традиционных русских костюмах и головных уборах. На защите проекта были представлены фотографии и созданные куклы.

Не менее интересными оказались проекты « Наши богатыри» семьи Гудованных.  Никита вместе с папой и мамой прочитали книгу былины о наших русских богатырях, сходили в Третьяковскую галерею и   изготовили богатыря с папой и проект семьи Воробьевых   «Космические спутники». Сергей вместе с родителями посетил планетарий, наблюдал за звездами в телескоп. Тема проекта оказалась увлекательной не только для Сергея, но и для родителей. Папа мальчика своими руками изготовил макет спутника Земли. На защите также представил фотографии и макеты.

В 2011 году приступили к реализации еще одного проекта «Детский сад и спорт».  Работа над проектом началась с того, что провели анкетирование среди родителей наших воспитанников «Наши спортивные достижения», где 48% родителей имеют звание мастер спорта или кандидат в мастера спорта. По результатам анкетирования организовали родительскую гостиную, на которой родители поделились своими достижениями в разных видах спорта и поддержали идею стать активными участниками проекта. Подготовили встречу с тренером спортивной школы по бадминтону мастером спорта Э.А.

 Второй этап нашей работы  начался с выставки спортивных эмблем «Спортивная эмблема нашей семьи». Здесь дети и родители проявили огромную фантазию. Провели мастер-классы по гимнастике, футболу. С большим удовольствием, в течение года, дети старших и подготовительных групп 2 раза в неделю в детском саду  посещают тренировки по  бадминтону. Папы тоже не остались в стороне. С их помощью в детском саду создана СД картотека «Физкультура и спорт с любимым папой».

Наши воспитанники многие посещают спортивные кружки и секции. С целью показать свои успехи в том или ином виде спорта, в дошкольном учреждении была организована «Неделя юных спортсменов», на которой дети  проводили показательные выступления и демонстрировали свои достижения. На этой неделе активными участниками стали родители, педагоги и дети. Одним из ярких мероприятий – это создание макетов «Спортивные объекты». Были охвачены все возрастные группы. Организовав выставку,  мы пригласили педагогов, детей и родителей школы.  

Родители и дети активно участвуют в спортивных мероприятиях «Веселые старты», «Мама, папа и я – спортивная семья», занимая призовые места; «Юный шашист», «Школа мяча», в спортивной игре «Вышибалы».

Педагоги детского сада организовывали открытый показ непосредственной образовательной деятельности с родителями как общеразвивающих групп, так и ортопедическими, Неделю спорта, Олимпийские летние игры с детьми старших и подготовительных к школе групп, а юные воспитанники выступали в  роле болельщиков. Опыт работы транслируется на встречах творческой группы «Физкультура и спорт в детском саду и дома».

 Безусловно, такая форма работы, как проектная деятельность способствует налаживанию тесной взаимосвязи между семьями воспитанников и педагогическим коллективом.

Расширяется кругозор детей и взрослых, наполняя их творческой энергией. Отмечается значительное повышение уровня активности родителей, кроме того, педагоги получили реальную возможность показать и поделиться опытом работы с родителями, что, несомненно, является стимулом к профессиональному самосовершенствованию и росту.

Все это позволяет судить об эффективности такой формы работы с родителями.

Заключение.

Использование проектной деятельности в образовательной практике способствует  развитию многих личностных качеств дошкольника: самостоятельности, креативности, инициативности, любознательности, лидерства. Все перечисленные качества составляют основу социальной компетентности ребенка-дошкольника.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности и на педагога. Проектирование  заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

На сегодня проектная деятельность в работе с дошкольниками достаточно инновационный и перспективный метод.

Литература:

  1. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. Дошкольное воспитание. 2003г. № 3 с.20-24
  2.  Флегонтова Н.П. «Метод проектов» в педагогике Джона Дьюи. Ребенок в детском саду. 2003г. № 4. С. 39-43
  3. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях М.: Скрипторий, 2003,2006гг.
  4. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004г. № 4.  
  5. Гуз О.А. Технология проектирования в деятельности дошкольного учреждения. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Работа с дошкольниками. М., 2006-2007гг.

Приложение 1.

Отзывы родителей:

Игровые проекты не позволяют скучать ребенку, т.к. они носят сюжетно-игровой характер. Играть можно как группами детей, так и один, выступая сразу в роли нескольких персонажей – это развивает коммуникабельность, умение находить общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми, развивается мышление, обогащается словарный запас, наполняя его эпитетами, сравнениями.

                                                                                 Семья Киреевых.

Мы заметили, что наш сын ,Артем, стал более самостоятельным, он сам берет бросовый материал и мастерит то, что хочет, привлекая нас (родителей и младшего брата). По мере возможности, стараемся не отказываться, т.к. понимаем, что в игре идет развитие ребенка по всем направлениям. Мы не ожидали такого положительного эффекта от этого метода.

                                                                                  Семья Петровых.

Дома Марина заразила бабушку и дедушку игровыми проектами. Они постоянно что-то мастерят, то сотворили «двухэтажную квартиру» из картонного ящика, в которой бабушка с Мариной планировали комнаты и расставляли мебель, а дедушка ее мастерил.

Метод игровых проектов помогает ребенку развивать воображение, фантазию, а также дает возможность нам родителям окунуться в мир игры и больше общаться с детьми.

                                                                                   Семья Кирсановых.

Приложение 2.

Методические рекомендации

по созданию игровых проектов в семье

  1. Любовь к своему ребенку и желание играть с ним.
  2. Определить, во что хочет играть и узнать ваш сын или дочка.
  3. Вместе с ребенком изучить детскую и научную литературу.
  4. Посетить выставки по данной проблеме.
  5. Обговорить, что будет отображено в проекте.
  6. Определить какой будет основной макет пространства.
  7. Подобрать различный бросовый материал, ножницы, цветную      бумагу, ткань.
  8. Разметить места для атрибутов.
  9. Изготавливать предметы совместно  ребенком
  10. Собрать проект и обыграть его.
  11. Проект должен быть удобный в обращении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...