Люблю тебя, мой край родной
проект (старшая группа) на тему

Прокофьева Татьяна Валентиновна

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyublyu_tebya_moy_kray_rodnoy.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №34

Проект развития краеведения в ДОУ

«Люблю тебя, мой край родной»

Воспитатель разновозрастной

группы «Непоседы»

Прокофьева Татьяна Валентиновна

Починки, 2015 г.

 Содержание

  1. Введение.

     2. Основной этап проекта « Люблю тебя,мой край родной»

3.Заключение  

4.Литература


  1. Введение.        

Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.  Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.

 Гипотеза.

Если использовать методы и формы проекта в своей работе мы заинтересуем  детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.

Участники проекта:

Воспитанники ДОУ

Педагоги

Родители

Вид проекта: информационно-творческий

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Задачи проекта:Сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде, о своем поселке. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.Развивать бережное отношение к селу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать. Воспитывать чувство гордости за своих земляков и эмоционально-ценностное отношение к краю. Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции. Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Роль родителей в реализации проекта:

- беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;

- оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;

- выставка «Сделаем наше село чище» (совместно с родителями);

-анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ».

Для наилучшего ознакомления детей с родным краем, его традициями мы создали в своем детском саду мини-музей «Русская изба». В его создании принимали участие не только педагоги ДОУ, но и родители (которые помогали в создании экспозиции музея, пополняя их материалами). Мы посчитали, что это будет интересно не только сотрудникам, но и детям их родителям. Интерес к «истории» возникает из ближнего окружения.

Срок реализации проекта: долгосрочный

2.Основной этап проекта « Люблю тебя, мой край родной»

Этапы проведения и реализации проекта:

Этапы проектной деятельности.

1 этап – подготовительный.

Задачи.

1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.

3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

1)Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии)

2) Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности

3) Дидактические игры

4) Пополнение экспонатов в мини-музей «Русская изба»

5) Выставка книг со стихами местных поэтов

2 этап – практический.

Содержание проектной деятельности

Время проведения

Тема

Цели

Форма проведения

Сентябрь

«Знаешь ли ты своё село?»

Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию

Беседа

«Мое родное село»

Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке

Рисование

Октябрь

«История возникновения родного села»

Познакомить детей с историей возникновения села, его постройками. Воспитывать интерес к истории села

ООД

«Улица, на которой я живу»

Учить передавать красоту родного села

Рисование

Транспорт нашего села

Знать и различать   виды транспорта

Аппликация

Ноябрь

«Дом, дом открой свою тайну»

Знакомство детей с крестьянской избой, старинными предметами, воспитывать чувство уважения к прошлому

ООД

«Придумай названия будущим улицам села»

Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали

Творческое задание

Декабрь

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»

Учить детей отличать профессии села от профессий города

Дидактические игры

«Делу – время, потехе – час»

Закреплять знание русского фольклора

Конкурс пословиц и поговорок

               Январь

«Флора и фауна родного края»

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края

Экскурсия родителей и детей в краеведческий музей города Егорьевска

«Наш город-Егорьевск», рассматривание фотографий

Формировать интерес к «малой родине», познакомить с символикой и достопримечательностями города, воспитывать любовь к родному краю

ООД

              Февраль

«Творческие люди нашего села»      Выставка книг со стихами

Познакомить детей с местными поэтами, умельцами села

Беседа

 «Наше село»

Знакомить детей с родным селом, с его достопримечательностями

Оформление папки-передвижки

Март

«Животные и птицы нашего края»

Учить лепить, передавая характерные признаки

Лепка

 «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»  См. приложение    

Анкетирование родителей

«Масленица»

Знакомство с традициями русского народа

Развлечение

                     Апрель

«Русская изба»

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени.

ООД

Сделаем наше село чище

Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой, развивать творчество.

Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями

           Май

«Имя твое неизвестно, подвиг – бессмертен»       Чтение стихов о войне

Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. Формировать представления о празднике День Победы

Беседа по иллюстрациям

«Никто не забыт, ни что не забыто»

Сформировать представление о героизме, подвиге.

Экскурсия детей с родителями к обелиску

3.Заключение

Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе малой Родины.


4. Используемая литература.

1. Журнал «Воспитатель ДОУ» №5 2015г.

2.Журнал «Воспитатель ДОУ» №6 2015г.

3. Журнал «Управление ДОУ» №8 2006г.

4. Журнал «Управление ДОУ» №7 2006г.

5. Литературно-художественный альманах Егорьевск 2005г.

6. О прошлом для будущего 2005г.

Приложение

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители!

Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _______________________________________________________

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?

__________________________________________________________________

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?_______________________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?______________________________________________________________

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?    

__________________________________________________________________

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.

__________________________________________________________________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - викторина с участием родителей "Люблю тебя, мой край родной"

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста. Программные задачи: развивать экологические представления, систематизировать знания о живой и неживой природе, развивать интерес и л...

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

.Данное занятие поможет обогатить знания  детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных...

Календарно - тематическое планирование в старшей группе на тему: "Люблю тебя, мой край родной! Юбилей Красноярского края".

Календарно - тематическое планирование в старшей группе детского сада по теме "Люблю тебя, мой край родной!"...

Альбом (презентация) Ставропольской край. «Люблю тебя, мой край родной». 2018год.

Авторская разработка. Образовательная область «Познавательное развитие»....