Развитие ритмического слуха у детей
консультация (старшая группа) по теме

Васюкович Марина Емельяновна

Упражнения и игры по развитию ритмического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ritmicheskogo_sluha_u_detey2.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ритмического слуха у детей  

(игры и упражнения)

   Основу  упражнений  с  музыкальными  заданиями составляют   музыкально-ритмические  навыки.    Они  подводят  дошкольников к  пониманию  законов  ритмического  строения  музыкальных  произведений,  учат  разбираться  в  многообразии  характера  музыки.

    Игровые упражнения способствующие   формированию чувства ритма, носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом  (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).

Ниже предлагаются ряд упражнений, в которых большая роль отводится развитию чувства ритма.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки:

(с  хлопками)

 Сел сверчок на шесток,

Таракан – в уголок.

 Сели- посидели.

Песенку запели.    

Услыхали ложки-  

вытянули ножки.  

Услыхали калачи-      

Да попрыгали с печи,    

Да давай подпевать,

Подпевать да танцевать!

Как без дудки, без дуды,  

Ходят ноги не туды.  

А как дудочку почуют,    

Сами ноженьки танцуют.  

Журавли пошли плясать,  

Долги ноги выставлять.            

Бух, бух, бух.

Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.

Ай, туки, туки, туки,  

Застучали молотки.    

Застучали молотки,    

Заиграли в локотки:  

Тук- ток, тук- ток,  

Скоро Ванечке годок.  

Ритмические орнаменты.

Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.      

                   1 группа     (взрослый)                                                    

2 группа  (ребенок)

Жили-были три утенка  -   хлопки восьмыми    

Пик, Пак, Пок  - притопы  

Хорошо и дружно жили - хлопки восьмыми    

Пик, Пак, Пок   - притопы

Как-то утром на рыбалку   - хлопки восьмыми                                                                

Пик, Пак, Пок   - притопы

Зашагали вперевалку    - хлопки восьмыми            

Пик, Пак, Пок   - притопы

Наловили много рыбы    - хлопки восьмыми                                                                    

Пик, Пак, Пок   - притопы

 И еще поймать могли бы  - хлопки                                                                                   восьмыми                                                                

Пик, Пак, Пок   - притопы

Съели дружно все до крошки   - хлопки восьмыми                                                          

Пик, Пак, Пок   - притопы

Кроме маленькой рыбешки – хлопки восьмыми

Пик, Пак, Пок   - притопы

Педагог задает  хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками  и т. д.

Ритмические импровизации

Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

Перемена ритма

По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

Каждому свой ритм

Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.  

Упражнение «Козлик»

Серенький козленок, маленькие рожки  

Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках    

Будешь козлик ты играть,  

А мы станем повторять.    

Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять!    

(ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями. Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит:                

Будешь ты теперь козленком,    

Поиграй на ложках звонко!

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:

Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Дятел смотрит, где жучок:    

Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:

Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

С дуба желуди летят:

Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра:

Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

Без гвоздей, без топора:      

Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук»  ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке.

  Разучивая забавные стишки, прибаутки, вы развиваете детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.

Дождь идет,

Дождь идет,

А когда же  

Он пройдет?

Вот когда

 Идти устанет,

Вот тогда и перестанет.

Мыло и мочало-

 Песенки начало.

Лампа и картина-

Песни половина.    

Хлеб и огурец,-  

Песенки конец!

    Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.