Проектная деятельность "Детский альбом"
проект по теме

Левицкая Зоя Ивановна

Проектная деятельность "Детский альбом"

Приобщение детей к подлинному искусству, развитие и становление музыкальной культуры поможет побороть негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными шоу. Музыка является одним из важных средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога – увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Поэтому так важно уже в дошкольном детстве приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры. В. А. Сухомлинский отмечал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».

Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании личности на ее классических образцах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Название: «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Автор проекта: музыкальный руководитель Левицкая З.И.

Продолжительность проекта: 3 месяца (январь-февраль-март)

Тип проекта: познавательный, творческий.

Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского. Познакомить детей с историей создания «Детского альбома» П.И.Чайковского. 

Задачи:

1. Образовательные:

а) познакомить детей с биографией П. И. Чайковского;

б) познакомить с инструментальной музыкой изобразительного характера;

в) научить детей воспринимать образы в музыке;

г) учить различать контрастное звучание музыки;

д) учить импровизировать, фантазировать под музыку.

2. Развивающие:

а) развивать музыкальный вкус;

б) развивать умение вслушиваться в музыку и понимать

музыкальные образы;

в) развивать музыкальные и творческие способности.

3. Воспитывающие:

а) воспитывать в детях доброе начало через

классическую музыку;

б) воспитывать культуру слушания;

в) воспитывать желание слушать классическую музыку.

Дидактические средства: иллюстрации к музыкальным произведениям, портрет композитора, «Детский альбом» П. И. Чайковского, куклы, кроватка для куклы, повязка на голову куклы, барабан, гусарский головной убор.

Аудиосредства: магнитофон, кассета и диск с записью музыкальных произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Предварительная работа: беседа о творчестве П. И. Чайковского, краткий обзор «Детского альбома»

Место реализации: ГБОУ Школа №492 Структурное подразделение №1 "Акварелька"

Форма представления: образовательная область «Музыка», концерт.

Участники проекта: дети старших групп, музыкальный руководитель, ученики и преподаватели ДШИ.

Актуальность:

Приобщение детей к подлинному искусству, развитие и становление музыкальной культуры поможет побороть негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными шоу. Музыка является одним из важных средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога – увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Поэтому так важно уже в дошкольном детстве приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры. В. А. Сухомлинский отмечал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».

Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании личности на ее классических образцах.

Образовательная область: «Музыка»

Область интеграции: «Художественное творчество»,

«Коммуникация», «Социализация», «Познание».

Гипотеза: предполагая, что приобщая детей дошкольного возраста к творчеству русского композитора П. И. Чайковского, сформируются основы нравственно – эстетического развития детей.

Новизна: Развитие у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, самостоятельности. Сотрудничество детей детского сада и учащихся и преподавателей ДШИ.

Этапы реализации

Первый этап – организационный

Январь

сбор информации: мультимедийные презентации, рассматривание репродукций художников 18 – 19 веков,

беседа о быте, культуре.

Беседа о творчестве композитора П. И. Чайковского, краткий обзор

«Детского альбома».

Портрет композитора П. И. Чайковского,

Музыкальный центр, картины.

Второй этап – практический

Февраль

-Знакомство детей с пьесами из детского альбома П. И, Чайковского: «Игра в лошадки», «Баба Яга», «Новая кукла», Болезнь куклы» «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Полька», «Сладкая греза».

- Просмотр мультфильма «Детский альбом» П. И. Чайковского.

-интегрированная деятельность: изобразительная деятельность и музыка.

Мультимедийное оборудование, магнитофон, игрушки.

Третий этап

Март

Концерт учащихся ДШИ, создание папок – передвижек «Детский альбом», выставка детский работ по произведениям композитора П. И. Чайковского Рисунки детей.

Предполагаемый результат:

Дети:

- более увлеченно слушают музыку П. И. Чайковского, у них значительно изменяются особенности музыкального восприятия,

- более глубоко и содержательно высказываются об эмоциональном и образном содержании музыки, образная речь и активный словарь пополнится новыми словами;

-дети будут самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции;

-различают на слух и дают название музыкальным произведениям, называют автора;

-определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунках, движении, пластике.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей 5-7 лет

"Детский альбом П.И. Чайковского"

Автор: музыкальный руководитель Левицкая З.И. 

Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского. Познакомить детей с историей создания «Детского альбома» П.И.Чайковского. 

Задача: раскрыть содержание "Детского альбома". 
Воспитывать у детей желание слушать детские классические произведения. 

Ход занятия: 
Добрый день, ребята! Сегодня я расскажу о замечательной музыке великого русского композитора П.И.Чайковского. Познакомлю вас с историей создания «Детского альбома» и расскажу о музыкальных произведениях, ставшими детской классикой.
История русской музыки для детей уходит своими корнями в музыкальное творчество народа. Музыкальные народные произведения для детей – песни, прибаутки и присказки, игры с песнями послужили основой для создания русскими композиторами для детей. Много замечательных произведений написали С.Майкопар, А.Гречанинов, В.Рябиков, С.Прокофьев, А.Хачатурян, но основоположником детской музыки в России мы по праву называем Петра Ильича Чайковского.
Это был первый композитор создавший для детей альбом фортепианных пьес.
«Детский альбом» является едва ли не самым любимым произведением маленьких пианистов всего мира.
Сочиняя «Детский альбом» Чайковский осуществлял свой давний замысел – обогатить детскую музыкальную литературу. Этот альбом был написан летом 1878 г. На Украине, в селе Каменке. Там композитор часто гостил у своей сестры. 
Все своё свободное время Пётр Ильич проводил в круг своих племянников. «Цветы, музыка и дети, - часто говорил композитор, - составляют лучшее украшение жизни!» И что он только не придумывал для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле, за цветами, грибами, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами. 
Любил Петр Ильич слушать как ребята, а их было семеро, занимаются музыкой. Особенно он восхищался Володей Давыдовым – маленьким Бобом, или бобиком, как его ласково называли в семье. Мальчик был любимцем Петра Ильича. Володя подолгу и усердно занимался на фортепиано.
Слушая игру маленького Боба, Петр Ильич не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много. Слишком скучную музыку приходилось играть мальчику – сухие упражнения, серые, безликие пьесы.
Тогда-то и было задумано создать альбом пьес для ребят.
И вот мы перелистываем страницы «Детского альбома»: здесь 24 маленьких пьес, каждая из них – живая детская сценка, а все вместе составляют интересный рассказ о жизни детей далекого от нас времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. В этом альбоме – мысли, чувства, настроения детей, игровые сценки, страшные сказки, мечты. А также картины русской жизни и русской природы, песенки-путешествия.
Молитвой всегда начинался и заканчивался день ребенка. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки. («Утренняя молитва»).
Есть в «Детском альбоме» пьесы, посвященные самым близким и дорогим людям.
«Мама» - это добрый и внимательный взгляд, это полные ласки слова, нежное прикосновение заботливых рук. И мелодия пьесы словно дарена мягкой и светлой улыбкой. («Мама»).
Часть пьес композитор посвящает детским играм и забавам. В пьесе «Марш деревянных солдатиков» слышен ритм чеканного шага и дробь барабана игрушечного войска солдат. («Марш деревянных солдатиков»).
Это игры мальчиков.
Но есть и целая поэма, связанна с играми девочек. В ней три части. Это рассказ о кукле. Она заболела. Грустная, печальная музыка повествует о болезни куклы. Эта пьеса так и называется «Болезнь куклы». («Болезнь куклы»).
Как искренне и правдиво раскрыл композитор горе девочки! Еще более печальна по своему характеру пьеса «Похороны куклы». Совсем по-настоящему скорбна, сдержанно звучит музыка небольшого траурного марша. («Похороны куклы»).
Но вот девочке подарили новую куклу. Каждой девочке знакомо особое чувство, возникающее, когда неожиданно дарят красивую, нарядную куклу. Радость, восторг и ликование мы слышим в «Новой кукле». («Новая кукла»).
Любимыми танцами молодежи того времени были вальсы, мазурки, полонезы, менуэты, польки. В детском альбоме они чередуются один за другим: грациозный «Вальс», задорная, ритмически острая «Мазурка», изящная кокетливая «Полька». («Полька»).
Петр Ильич Чайковский любил путешествовать. Свои впечатления об Италии, Франции, Швеции он отобразил в музыке. В «Детском альбоме» - рассказы-путешествия представлены «Старинной французской песенкой»,»Немецкой песенкой», «Итальянской песенкой» и одной из самых ярких пьес «Детского альбома» - «Неаполитанской песенкой». («Старинная французская песенка»).
Большое место в «Детском альбоме» уделяется картинам и образам русской природы и быта, русским праздникам. Сцены из жизни русской деревни ожидают в пьесах «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская». Каждая из этих пьес по-своему преломляет характерные обороты русских плясовых мелодий, но особенно увлекательна «Камаринская». («Камаринская»).
Но вот и заканчивается долгий день. Пора идти спать. Если хорошенько попросить старую нянюшку, то она обязательно расскажет интересную сказку. Какие только видения не возникают в воображении. Стремительно мчится за кем-то в погоню Баба-Яга. Настойчиво, резко звучат аккорды, рокочущие пассажи в басу словно передают кипящую злобу старой колдуньи. И будто видишь, как летит она над лесами и долами в своей ступне. Пестом погоняют, помелом след заметает. («Баба-Яга»).
Уже начинают смыкаться веки, но так не хочется ложиться в постель. Лучше, забравшись с ногами в дальний угол дивана, помечтать о чем-то очень хорошем и светлом. Мечтой уносишься далеко-далеко. Таким настроением проникнута «Сладка греза». («Сладкая греза»).
Завершается «Детский альбом» суровой и печальной пьесой «В церкви». Молитвой ребенок не только встречал, но и провожал каждый прожитый день, вспоминая о том, какие добрые дела ему удалось сделать.
Выдающийся музыковед Б.В.Асафьев так писал о «Детском альбоме»: «В этой книжке – лирическая музыка. Она и иллюстрирует, и рассказывает, и думает, и мечтает. Своими лирическими мелодиями композитор заставляет инструмент… и петь, и беседовать, и веселиться,… и сказывать сказки».
После отъезда из Каменки Чайковский писал Льву Васильевичу Давыдову, отцу Боба: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картинками, что эти ноты сочинил дядя Петя и что на них написано: «Посвящается Володе Давыдову».
«Детский альбом» стал ценнейшим вкладом в мировую детскую культуру, на котором воспитывается не одно поколение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

альбом с иллюстрациями работ художника И. Я. Билибина, (альбом в 2-х частях)

Посылаю учебно-методическое пособие - альбом с иллюстрациями художника И. Я. Билибина. Альбом создан мною в помощь воспитателям и родителям с целью повышения интереса к книжной иллюстрации, которая сп...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....