Главные вкладки

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
    статья (подготовительная группа) на тему

    Использование проектной деятельности с детьми

    старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon titulnik_itog._raboty_2015.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют требования, ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.(ФГОС ДО п.4.6.).

    Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости , притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

     Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

    2.Основной целью проектного метода в ДО является развитие свободной творческой личности ребёнка.

    Задачи :

    -научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду;

    -формировать умение усваивать и структурировать информацию;

    -создать условия для участия родителей в образовательной деятельности

    (ФГОС ДО п.3.1.);

    1. Ожидаемые результаты

     -повышается самооценка ребенка;

    - ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

    - развиваются благоприятные межличностные отношения в группе детей.

         -улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

    II. Основная часть

    Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

     В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

    Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

    В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

    Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

        Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения направлен на выполнение социального заказа родителей, общества, государства. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (от 29 декабря 2001 года N1756-Р п.2) отмечено, что «развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
    Сейчас перед воспитателем стоит задача научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения.

    Одним из таких методов – является метод проектов.

    Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью.
    Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей.
       Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, я убедилась в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей. Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, я провела целенаправленную просветительскую работу с родителями. Познакомила их с инновационной технологией, раскрыла ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметила необходимость участия родителей в реализации проектов.
    В процессе  работы взрослые лучше начинают понимать ребёнка, родители больше интересуются проблемами дошкольного учреждения и принимают активное участие в жизни детского сада.
      Педагоги и специалисты ДОУ воспитывают у ребёнка любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду.

    Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень.
    Ребёнок должен, прежде всего, осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, затем – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идём от близкого к далёкому.
    К 70-летию Великой Победы совместно с родителями и детьми подготовительной группы разработали мини-проект  «Вспомним всех поименно!»

    Цель:Формирование уважительного отношения к ветеранам и к старшему поколению. Этот проект находится на заключительном этапе.
    Результатом проект можно считать:

    • творческие работы родителей и детей, которые были представлены детьми на окружном конкурсе проектов;
    • положительная динамика сформированности нравственных качеств дошкольников;
    • совершенствование работы с детьми по данной проблеме.

    В  апреле 2015 учебного годуа  с детьми подготовительной к школе группы (дети 6-7 лет) завершила ещё 1 проект по сюжетно - ролевой игре «Космическое путешествие». Этот проект научил детей в практической деятельности решать проблемные ситуации, расширил знания о своей планете и других планетах, о единстве человеческого сообщества.
    Результатом проекта можно считать:

    • освоение детьми социального опыта совместной деятельности, расширение и обогащение знаний детей о современном мире
    • создание условий для рождения нового опыта;
    • умение детей и взрослых педагогически правильно использовать социальную среду развития;

       На данном этапе родители и другие члены семей моих воспитанников активно включались в работу по предложенному  проекту. Родители, участвовали в реализации проекта, являлись не только источниками информации, реальной помощи и поддержки детям и педагогу в процессе работы над проектом, но и становились непосредственными участниками образовательного процесса,  испытывали чувство сопричастности и удовлетворения от  успехов и достижений детей.

    В своей деятельности мы используем разные виды проектов:

     Ролево - игровые

    В нём дети играют конкретных персонажей. В основном такой метод используют педагоги младшей и средней групп.

     Исследовательские (творческие)

    В нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов.

    Информационно-практические

    В нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются в оформлении группы (выращивание цветов).

    Творческие

    Результат такого проекта может быть спектакль, сказка, постановка.
    Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

    Опираясь на личный опыт можно сделать вывод, что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

    1. Заключение

         

    Опираясь на личный опыт можно сделать вывод, что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

    Мы выяснили, что использование метода проектов в работе с воспитанниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

       

    IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)

    1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
    2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
    3. Баева И.А.  И др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 289 с.
    4. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
    5. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М. : Просвещение, 2006.
    6. Давыдова О.И., Майер А.А., Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. М., 2011
    7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
    8. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
    9. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д.,
      Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М.Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
    10. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
    11. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
    12. Кудрявцев В.Т., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д., Алиева Э.Ф., Волосовец Т.В., О.Р. Радионова, Славин С.С., Мамедова Ж.С. Концепция развития дошкольного образован я в России (2013–2020): методология, теория, технология. – М.: Федеральный институт развития образования, 2013. – 144 с. (Федеральный государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование»).
    13. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
    14. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
    15. Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель, 2008.-204с.
    16. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993
    17. План действий по модернизации общего образования, направленных на  реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)
    18. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.
    19. Приказ Министерства образования  и науки РФ от 17 октября 2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
    20. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13» от 15 мая 2013 г.
    21. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.
    22. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
    23. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
    24. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
    25. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
    26. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
    27. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)

    Интернет ресурсы:

    1. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
    2. http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему м...

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

    статья по самообразованию о том как проводить проектную деятельность с детьми старшего возраста....

    Учебно-методическое пособие "проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".

    В учебно-методическом пособии можно ознакомиться с кратким содержанием проекта: этапами работы над проектом, основной проблемой, задачами, целью работы над проектом. Дано описание подготовительному, д...

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

    Любой проект - продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, развития коммуникативных навыков общения. Предлагаю сво...

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО

    На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

    Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...