Использование мнемотехники на занятиях по речевому развитию в ДОУ.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Суслова Т.Н

Развитие речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники на занятиях по речевому развитию в ДОУ.

Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного и особенно школьного возраста. Вместе с тем, ни для кого не секрет, что речь большинства детей дошкольного возраста нельзя назвать связной. В высказываниях детей отсутствует четкость, последовательность, точность, предложения грамматически не оформлены, в то время как связная речь – это именно смысловое развернутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений.

Неумение что-либо объяснять, доказать, выразить какую-нибудь мысль делает речь ребенка косноязычной и малопонятной для окружающих, что неизбежно приводит к зарождению многочисленных личностных комплексов, отрицательно влияющих на всю последовательную жизнь человека.

Наукой доказано, что связная речь формируется у ребенка в процессе речевой практики и может развиваться лишь под влиянием целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие к их жизненному опыту. Великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. говорили о необходимости наглядности. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Считаю, что эффективным средством, обеспечивающим наглядность, по поводу которого происходит речевой акт и возможность моделирования плана высказывания, является мнемотехника.

Формируя у детей восприятие, внимательность, наблюдательность мы развиваем познавательные процессы, которые являются предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит  в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы . Мнемотехника (мнемоника) - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание.
Мнемодорожки, мнемотаблицы и схемы-модели служат дидактическим материалом в работе воспитателя  и позволяют решать все задачи по развитию связной речи детей.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Искусство запоминания было особенно важным в до письменные периоды человеческой истории. Жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности.

В наше время существуют современные системы, где не нужно составлять речевые конструкции для запоминания и в которых совсем необязательно использовать эмоции и сюжетные картинки (создание предпосылок для непроизвольного запоминания). Современные системы запоминания основаны на нейрофизиологических исследованиях и имеют четкую теоретическую базу, благодаря которой можно выстраивать выверенную систему запоминания. Самые известные в наше время системы - это "речевая мнемотехника" Самвела Гарибяна, основанная на речевом мышлении и использующая рассказы и речевые конструкции, и система запоминания В.А. Козаренко, основанная на визуальном мышлении, обладающая высокой эффективностью.[2]

Основным мнемотехническим приёмом является моделирование рассказа с помощью графических символов, путем трансформации слов и словосочетаний в символы.  Проведение работы по активизации и обогащению словаря, формированию лексико-грамматического строя, готовит как нельзя лучше детей к школьному обучению. В школе детям будет необходимо запоминать слова, предложения, тексты, правила, схемы, формулы. При работе со схемами, которые дети рисуют самостоятельно, развивается мелкая моторика, а как известно: развиваем мелкую моторику – воздействуем на центры в головном мозге,  связанные с речью.[4]

Считаю, что необходимо специально развивать память детей-дошкольников. Сохранение знаний  преимущественно связывается  с долговременной памятью. Важно установить смысловую связь между словами и рисунками, что говорит о происходящих мыслительных операциях, это  является условием умственного и речевого развития. Для успешного обучения в школе имеет значение сформированность наглядно-образного мышления.

Развивая память детей,  использую игры и упражнения для  развитие зрительной памяти («Чего не стало»), слуховой памяти («Запомни слова»), обонятельной памяти («Угадай по запаху»), вкусовой памяти («Угадай по вкусу»).

Графические схемы применяю  на занятиях по развитию речи для обучения дошкольников схематизации вербального логически связанного материала (пословиц, текстов сказок, рассказов). Дети рисуют пиктограммы для запоминания стихотворных текстов,  составления плана описательного рассказа или для пересказа литературных   произведений. Графические схемы эффективны для обучения детей связной доказательной речи. Особое внимание уделяю кодировке текста, развитию умения чтения схем, и развитию диалектической речи: обмен информацией, мнениями, планирование индивидуальной и совместной деятельности, обсуждение схем.

Схематические модели часто используются на занятиях по познавательному и речевому развитию. [1]

Этапы работы со схемой-моделью.

1.Учить детей заменять слова, словосочетания, ключевые слова в предложениях значками, символами, запоминать часто повторяющиеся символы.

2.Учить зарисовывать, обозначать предметы и явления не только разными символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, еда) - если дети умеют читать.

3.Учить детей одновременно с воспитателем составлять схему-модель, запоминать, в какой последовательности и что они зарисовали. Использовать схему-модель как план пересказа.

4.Удерживать составленную схему-модель в памяти, пересказывать сюжет, не заглядывая в нее.

5.Самостоятельно с помощью значков-символов заполнять схему-модель и использовать ее для дальнейшего пересказа.

6.Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация. Этот вид моделей очень удобен для пересказа сказок.[3]

Работа по мнемотаблице состоит из 5 этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ сказки с опорой на символы.

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5.Таблица воспроизводится ребенком при показе ему.

В обучение работе с мнемотаблицами включают несколько занятий. Они содержат игровые задания и исследования и носят интегрированный характер, направленный на развитие речевой и познавательной деятельности.

Формирование  способности схематически изображать предметы совпадает по времени  с овладением грамотой.  Дети, умеющие читать, обладают способностью схематически изображать предметы, что позволяет делать мне вывод о взаимосвязи становления этих функций. Способность схематически изображать  предметы предполагает формирование топологических схем , а овладение грамотой—топологических схем букв. Сформированность способности схематически изображать предметы , свидетельствует о готовности ребенка к овладению грамотой.

По итогам работы за несколько лет можно сделать вывод, что дети легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений.

Список использованной литературы:

1. Белоусова Л.Е. «Весёлые встречи», СПб, «Детство – пресс»,2003г.

2. Гарибян С.  «Школа памяти» .– М., 2008.

3. Зиганов М.,Козаренко В.А.  «МНЕМОТЕХНИКА»(Запоминание на основе визуального мышления) -М.,2006.

4. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. /М.,    Аркти. 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему   пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».К.Д.Ушинский...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию с использованием мнемотехники во второй младшей группе «Встреча с героями русской народной сказки «Колобок»

     Цель: активизировать речевую деятельность детей. Создать у детей эмоциональное настроение, увлечь сказочным сюжетом.I. Образовательные задачи:Закрепить умение детей строить ...

ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

Актуальность и значение В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об  общественных  и при...

ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине, об этом говорили многие педагоги и психологи: Е. И.Тихеева, Е. А.Флерина,В. С.Мухина, С. Л.Рубинштейн,А. А.Люблинская.Темой ра...

Презентация "Использование мнемотехники на занятиях по речевому развитию дошкольников"

Презентация "Использование мнемотнхники на занятиях по речевому развитию дошкольников"...