Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе " Защитим нашу Землю".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Князева Светлана Юрьевна

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе экологической направленности, влючающий в себя интеграцию образовательных областей " Познавательное развитие", " Речевое развитие", " Художественно- эстетическое развитие", " Социально-коммуникативное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_po_fgos.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

в старшей группе № 92 « Веселинка»

детского сада № 210 « Ладушки»

« Защитим нашу Землю»

Тема «        ЗАЩИТИМ НАШУ ЗЕМЛЮ»

Форма: подгрупповая

Дата проведения 14.05.2015 г.

Задачи:

Обучающие:

1.Расширять представления детей о планете Земля. Расширять знания детей об окружающей нас природе. « Познавательное развитие»

3.Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. «Социально-коммуникативное развитие»

4.Формировать представление о том, что человек- часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. « Познавательное развитие»

5..Систематизировать знания детей о способах защиты окружающей среды

« Познавательное развитие» 

6.Закрепить знания детей о деревьях, растущих в данной местности, уметь классифицировать их, находить внешнее сходство и различие; « Познавательное развитие».

7. Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Формировать умение различать вопросы« Сколько», « Какой», « Который» и правильно отвечать на них.

 « Познавательное развитие».

8.Формировать умение образовывать имена прилагательные от имен существительных. («Речевое развитие»)

9.Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на части. развивать умение слышать и слушать произносимые слова. («Речевое развитие»)

10.Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведений ( вступление). « Художественно- эстетическое развитие»

11.Формировать желание взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных аппликаций. Закреплять навыки аккуратного наклеивания. « Художественно- эстетическое развитие»

12. 3.Совершенствовать умение детей проводить несложные опыты, логически мыслить, делать выводы. « Познавательное развитие»

Развивающие;

1.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, существующие в природе, делать логические умозаключения. « Познавательное развитие»

2.Развивать наблюдательность, формировать потребность делиться своими впечатлениями.

3.Продолжать развивать умение отвечать на поставленные вопросы, делать выводы;

развивать связную речь, умение отвечать на вопрос полным предложением. («Речевое развитие»)

4.Развивать познавательный интерес к окружающей среде. « Познавательное развитие»

5. Развивать творческое воображение, фантазию детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение и любовь к окружающей среде, понимание ее значения в жизни человека.  желание заботиться о ней. «Познавательное развитие»

2. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. «Социально-коммуникативное развитие

Методы и приемы:

        

- практические: создание игровой ситуации, опыты, д/ и, аппликация, показ способов действия

 - наглядные: рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписи, демонстрация наглядных пособий

- словесные: вопросы к детям, рассказы детей, пояснение, рассказывание детьми, использования загадки, рефлексия

Материалы и оборудование:

 Глобус, письмо, картинки с изображением деревьев леса

( береза, осина, липа, дуб, клен, ель, сосна, рябина, ольха), звукозапись «Шум ветра»,

« Подснежник» П.И. Чайковский. компьютер, презентация игры « Четвертый лишний»(деревья), мяч; для опытов: стаканчики с водой, трубочки, целлофановый пакет, мыльные пузыри; магнитофон, медальоны для дид.игры « Паутина жизни»( волк, заяц, пчела, цветок, дерево, вода ,воздух, птица, морковь, солнце); изображения цветов различных по цвету и величине, клубок, пособие «Цветик-семицветик», клей карандаш, салфетки, клеенки, изображения природных явлений, для рефлексии эмблемы  цветы:  василёк, мак

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Создание игровой ситуации, игра « Четвертый лишний», игра «Паутина жизни»

Познавательно-исследовательская

Опыты с воздухом, « Разложи цветы по порядку»

Музыкальная

Слушание П. Чайковского « Подснежник»

Изобразительная

Аппликация « Экологические знаки»

Коммуникативная

словесные игры « Скажи одним словом», « Раздели слова на слоги» , вопросы, ситуативные разговоры, игра « Если бы я был волшебником», беседа по результатам деятельности

Восприятие художественной литературы

Загадывание загадки о воде

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Обращает внимание на состояние погоды за окном

Устанавливают взаимосвязь погоды и настроения

Развивается наблюдательность, формируется потребность делиться своими впечатлениями.

Вносит глобус с прикрепленным письмом

Наблюдают за действиями педагога,

Дети обнаруживают конверт,  отвечают на вопросы.

Формируется интерес к предстоящей НОД Вызвать эмоционально-положительный отклик на игровую ситуацию

Предлагает детям помочь планете земля

Эмоционально откликаются, отвечают на вопросы

Воспитывается бережное отношение и любовь к окружающей среде,  желание заботиться о ней.

Предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением деревьев.

Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы

Развивается умение устанавливать причинно-следственные связи, существующие в природе.

-закрепить знания детей о деревьях, растущих в данной местности, уметь классифицировать их, находить внешнее сходство и различие;

Игра «Четвертый лишний»

Группируют предметы методом исключения, по общим признакам

Тренируется внимание, память, умение сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов. Обогащает знания об окружающем мире. Развивается логическое мышление. Формируется умение объединять предметы по общим признакам.

« Скажи, одним словом»

(игра с мячом )

Под контролем воспитателя подбирают слова-признаки к словам – предметам.

Формируется умение образовывать прилагательные от существительных, закрепляются навыки словообразования

« Разложи цветы по порядку»,

«Какой по счету»

Сравнивают цветы , называют отличительные признаки( величина, цвет), считают цветы слева направо и наоборот.

Совершенствуются  навыки счета в пределах10. Формируется  умение различать вопросы

 « Который», «Какой по счету» и правильно отвечать на них.

Проводит физминутку

« Подснежник» с музыкальным сопровождением  П.И. Чайковский

Узнают и называют автора и название произведения. Выполняют движения в соответствии с характером музыки

Совершенствуется музыкальная память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведений.Формируется умение представлять себя в роли объекта, использовать различные средства выразительности, соответствующие характеру музыки

«Раздели на слоги»

Делят слова на слоги

Формируется умение делить двусложные и трехсложные слова на части.

Предлагает детям провести опыт с воздухом « Что в пакете?»,

« Пузырьки в стакане».

Принимают активное участие в проведении опыта, высказывают свои предположения о необходимости воздуха для жизни, прогнозируют вывод.

Формируется интерес к познавательно-исследовательской деятельности, учатся делать выводы на основе проведенного опыта.

Игра « Хорошо - плохо»

Рассуждают на заданную тему, высказывают собственные предположения

Совершенствуется умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества. учить детей устанавливать причинно-следственные связи, делать логические умозаключения.

Игра « Паутина жизни»

Рассуждают о необходимости таких факторов для  жизнедеятельности.

Формируется  понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Дидактическая игра

 « Если бы я был волшебником»

Задумываются над решением проблемы, предлагают собственные ответы.

Формируется умение решать проблемную ситуацию, активизируется творческая фантазия.

Предлагает выполнить работу по изготовлению экологических знаков

Под контролем педагога выполняют работу по изготовлению экологических знаков

Формируется желание взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных аппликаций. Закрепляются навыки аккуратного наклеивания.

Рефлексия

Выбирают картинки с изображением мака или василька

Формируется умение самостоятельно обобщать результаты своей работы, совершенствуются навыки самоконтроля.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель Ребята, когда вы шли в детский сад, вы, наверное, заметили какое сегодня утро. Воздух прозрачный, светлый и чистый. Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро?

Дети  Хорошее , веселое и радостное

Воспитатель: Да, сегодня солнечный и радостный день.

Доброе утро, всем, кто проснулся.

Доброе утро, кто улыбнулся.

Глазки откройте, на нас посмотрите,

Мы вас всех любим, и вы нас любите.

 Доброе утро, Солнце!

Доброе утро, Небо!

Доброе утро, Земля!

  Стук в дверь Воспитатель  вносит глобус с прикрепленным письмом

 «Внимание! Жители планеты Земля вызывают службу спасения. Сообщаем: наша планета в опасности: отравлен воздух, вода, вырублены леса, уничтожены цветы, многие животные; мы обращаемся ко всем, кто нас слышит. Помогите нам расскажите о нашей беде всем. Может быть, тогда люди услышат нас. Очень надеемся на помощь! »

Воспитатель:

Вы хотите помочь Земле, спасти её от гибели? Превратить  в зеленый рай, где щебечут птицы, журчит чистая водица.

Дети: Да, хотим помочь

Воспитатель:

Тогда давайте докажем, что  мы действительно являемся  защитниками окружающей среды. Кто знает, кто такие защитники окружающей среды?

Дети  Это люди, которые стоят на защите нашей природы, охраняют окружающую среду.

Воспитатель Кто знает, что такое окружающая среда?

Дети: Это всё то, что окружает людей на Земле, вода и горы, небо и земля, растения

и города, фабрики и заводы. Это те места, где мы живем, отдыхаем, работаем.

Воспитатель:

Чтобы доказать, что мы настоящие защитники окружающей среды, необходимо много знать. Вот сейчас проверим, знаете ли вы всё.

Много на нашей Земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. – Но, как же мы попадем в лес, как можно до него добраться?

Дети: на автобусе, пешком, на машине.

Воспитатель: - проще всего давайте превратимся во что -  ни будь или в кого-нибудь.

Дети соглашаются с радостью.

В облака мы превратимся,

К лесу ближнему помчимся.

Чтоб увидеть с высоты

Деревья, травы и кусты.

Воспитатель:

Волшебный лес приготовил для нас испытание.  Какие деревья вы знаете?

Дети: рябина, береза, тополь, осина, клен, ольха

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут эти деревья?

Дети: лиственный

Воспитатель:

            Как можно назвать одним словом деревья: ель, пихта, сосна, кедр? И почему?

Дети: хвойные, потому, что у них вместо листьев – хвоинки.

Воспитатель Ребята, а ещё какой бывает лес? (смешанный).Какие деревья растут в смешанном лесу? (Лиственные и хвойные). Посмотрите, как весело стало на земле с растениями.

Воспитатель:

  1. Ели – ельник (еловый лес).
  2. Дубы – дубрава (дубовый лес).
  3. Сосны – сосняк (сосновый бор).
  4. Осины – осинник (осиновая роща)

Игра «Четвертый лишний» (деревья) презентация

Я вам буду показывать разные растения, а вы говорить что лишнее и почему.

Дети Лишнее дерево с желтыми листьями, оно находится в верхнем правом углу.

Воспитатель:

Молодцы, вы все правильно сделали.

Игра с мячом « Скажи, одним словом»

Воспитатель:

Я буду бросать мяч, и называть листья и плоды деревьев, а вы мне говорить, как это называется одним словом

лист березы - березовый

лист осины - осиновый

лист клена – кленовый

лист дуба – дубовый

лист липы - липовый

лист ольхи – ольховый

лист рябины - рябиновый

лист тополя - тополиный

шишка ели - еловая

шишка сосны - сосновая

Земле нравится, когда в лесу  много цветов мы оказались с вами на цветочной полянке. (Разложить цветы на ковре.)

Воспитатель. Сколько красивых цветов на полянке! Давайте посчитаем их. (Дети считают.) Все ли цветы одинаковые? (Ответы детей.) Правильно, они отличаются по цвету и по размеру. Какой по счёту слева оранжевый маленький цветок? Какой по счёту слева синий цветок? ...красный цветок? (Ответы детей.) Давайте мы сейчас, их разложим в порядке возрастания.

 Воспитатель. Чтобы поддержать наше радостное настроение, давайте послушаем отрывок музыкального произведения.

Как называется произведение, кто его автор?

Физкультминутка« Подснежник» П.И. Чайковский (релаксация)
Звучит музыка. Дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив её руками.
Представьте, что вы маленькое семечко, и вы глубоко в земле. А сейчас вы начнете расти, медленно, но уверенно. Раз — мы поднимаемся, два — мы раскрываемся, три - наши листики тянутся к ласковому солнышку. Наши бутончики распускаются. Мы красивые цветы. Мы улыбаемся солнышку. И вдруг подул холодный, порывистый ветер. Он волнует цветочное поле, раскачивает: вперед, назад, вправо, влево, но мы крепко держимся за землю. Никакой ветер не сможет погубить красивые цветы. Так добро побеждает зло! 
Молодцы! Вы были настоящими цветочками 

Продолжим наше путешествие, здесь много еще интересного

Возьмите картинки и назовите что на ней изображено. 

Слово нужно повторить

И на слоги разделить

Деление слов на слоги-

(береза, тополь, ромашка, дуб, роза, туча, вода, солнце, сорока, ворона)
Звучит Шум ветра.( аудиозапись)

Воспитатель:

Что это?

 Дети Ветер.

Воспитатель:

 Что такое ветер.

Дети. это движение воздуха

Воспитатель:

Для чего нужен воздух?

Дети Воздухом дышит наша Земля, как и все люди, живущие на Земле.

 Воспитатель:

Давайте проверим, есть ли воздух на  нашей планете?

(воспитатель предлагает детям выполнить опыты, определив существование воздуха)

Опыт 1  С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?  

 Дети: Он пуст.

Воспитатель: Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух и зажмите его.

  Каких размеров стал пакет? Что в пакете?

Дети. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. 

Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Опыт 1 Стакан с водой, трубочка. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

 Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Закройте  пальчиками свои носики? Ну как можете вы долго не дышать? Чем мы дышим?

  Значит наш невидимый друг воздух.

Дети без воздуха нет жизни на земле.

Воспитатель: Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мы мыльные пузыри попускаем.

( дети аргументируют результаты выполнения опытов)

Воспитатель: Да, остался ещё воздух на Земле, но в нем много  микробов. Почему иногда очень тяжело дышать  на Земле, как вы думаете?

Воспитатель Без чего еще нельзя прожить на Земле? 

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...

Дети Воды


Игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель:

Дети, а когда вода – это хорошо?

Вода -хорошо 

Дети  Вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, игрушки, мыть машину стирать одежду. Водой можно закаляться. Вода нужна для того чтобы поливать цветы, растения в огороде. А ещё в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы.

это хорошо!

Вос-ль:  отлично справились с заданием. Послушаем ответы второй вопрос  «Вода – это плохо. Почему?».

Вода –плохо

Дети  Если в жару напиться холодной воды, то модно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить её на пол, то можно поскользнуться и упасть, , большие лужи после дождя. Если часто поливать растения, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути не жалея ни кого и ничего.

Игра "Паутина жизни"

Дети встают в круг. Все получают нагрудные значки и начинают игру.

Ребенок с нагрудным значком, на котором изображена пчела (любой персонаж), берет клубок ниток.

Воспитатель: что нужно пчеле?

Ребенок (со значком "цветок"): цветок! Я нужен!

Ребенок -"Пчела" передает клубок ребенку-цветку. Конец нити остается у "Пчелы".

"Цветок"-ребенок: что нужно мне для жизни?

"Вода"- ребенок: я нужна, вода! 

К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.

 Воспитатель: ниточки, которые соединили вас, существуют и в природе, только они невидимы. Эти ниточки неразрывно связывают одни природные объекты с другими, поэтому и называются "связями". Точнее "взаимосвязями", потому что эти объекты взаимно нужны друг другу. Взаимосвязи перекрещиваются, перепутываются, получается паутина соединяющая каждого с каждым.

Ребята, потяните за свои ниточки. Крепки связи? "Цветок" отпусти свою ниточку. Что происходит?

Дети. Паутинка начинает рассыпаться.

Воспитатель

Так может случиться, если погибнет, хотя бы один вид растений или животных.

 Воспитатель: молодцы, ребята. Сматываем клубок ниток.

Дидактическая игра «Если бы я был волшебником». (Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значение).передавая волшебную палочку или беря лепестки у цветика- семицветика.

Дети

  1. Земля я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.
  2. Земля, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.
  3. Земля, я дарю тебе траву, чтобы смогли вернуться насекомые и животные.
  4. Земля, я дарю тебе деревья, чтобы вернулись птицы.
  5. Земля, Земля я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.
  6. Земля, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.
  7. Земля, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.
  8. Земля, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.
  9. Земля, я дарю тебе ягоды, ведь ими питаются птицы.
  10. Земля, я дарю тебе грибы, ведь ими питаются животные.

 Вот сколько чудесных встреч приготовил нам сказочный лес.

 Что же нужно сделать, чтобы на нашей планете не произошло беды?

Дети (Беречь, охранять, защищать природу.) 

Воспитатель.

Ребята, вы знаете, что кроме правил дорожного движения, которые мы все соблюдаем, есть правила поведения на планете земля, которые мы тоже должны соблюдать. Нам необходимо  научить всех – правильно вести в природе. Давайте защитники окружающей среды вспомним о правилах поведения в природе.( ответы детей) А сейчас мы сделаем с вами запрещающие экологические знаки, чтобы люди знали, что нельзя делать на планете земля. Давайте наклеим запрещающие знаки и развесим их на экологической тропе.

Посмотрите на эти экологические знаки: О чем нас предупреждают знаки?

Что они обозначают?

Воспитатель. 

Важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодиться в жизни? Какое задание было для вас самым трудным? Почему? 

Защитники окружающей среды, кому сегодня было очень интересно спасать нашу землю  от загрязнений, возьмите в подарок – красный мак, а кто немного затруднялся или показалось, что это очень трудное дело – возьмите синий василек.

Почему взяли красный мак? А почему ты взял – синий василёк? Мне сегодня очень приятно, что вы помогли нашей Земле – спасли её от гибели. И думаю, что в дальнейшем вы будете ежедневно защищать и беречь окружающий нас мир! Спасибо вам  за работу, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Птицы - наши друзья, зимой их забывать нельзя!»

Конспект организованной образовательной деятельности  в старшей группе «Птицы - наши друзья, зимой их забывать нельзя!»...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Наши добрые дела"

Задачи, которые решаются при проведении данной организованной образовательной деятельности, направлены на формирование нравственных понятий, на развитие умений детей адэкватно оценивать собственное по...

Конспект организованной образовательной деятельности для старшей группы "Глаза - наши главные помощники"

Конспект организованной образовательной деятельности для старшей группы "Глаза - наши главные помощники"...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в старшей группе «Профессии наших пап и мам»

Конспект интегрированнойорганизованной образовательной деятельности  в старшей группе«Профессии наших пап и мам»...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием метода сторителлинга и конверт – доски в старшей группе Тема: «Необычная поляна»

Организация организованной образовательной деятельности с использованием метода сторителлинга и конверт-доски на примере занятия в старшей группе по теме "Необычная поляна"...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Международный день земли!»

Всё, что нужно для жизни, даёт нам Земля : пищу, материал для одежды, воду. Земля – прекрасная планета!Люди должны любить и беречь её, ведь она наш общий дом....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Москва – столица нашей Родины»

Цель:1.Продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой.2. Формировать у детей представления об истории возникновения Москвы.3.Обобщить и расширить знания о достопримечательностях г...