Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами с детьми средней группы: Тема: «Наблюдение за елью»
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Чернова Татьяна Вячеславовна

Цикл наблюдений за елью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_nablyudeniy_za_elyu.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО НИРО)

Кафедра «Теории и методики дошкольного образования»

Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами с детьми средней группы:

Тема: «Наблюдение за елью»

Чернова Татьяна Вячеславовна

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида» №45

Городецкого района

г. Заволжье

«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС»

2014 г.

Цикл наблюдений за елью.
Средняя группа.

Наблюдение 1.

«Как узнать ель»

Цель:  Обеспечить умения детьми узнавать знакомые деревья по одному-двум характерным признакам; обеспечить умения выделять ель по ее характерным особенностям (ветки покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а к низу становятся все длиннее и длиннее); помочь получить эстетическое наслаждение от восприятия ели; обеспечить развитие активного и пассивного словаря детей.

Вопросы:

- Ребята, какое это дерево? (Береза)

- По каким признакам вы ее узнали? (Белый ствол с черными пятнышками)

- А это дерево как называется? (Рябина)

- По каким признакам вы ее узнали? (По красным ягодам на ветках)

- Ребята, это что за дерево? (Ель)

- Что вы видите на ветках у ели, листочки или иголочки? (Иголочки)

- Каким цветом иголочки на елке? (Зеленым)

- На какую фигуру похожа ель? (На треугольник)

- Ребята, отличается ель от других деревьев?  (Да. У ели есть ветки с зелеными     иголочками и она имеет форму пирамидки, у других деревьев этого нет).

Наблюдение 2.

«Какая ель»

Цель:   Добиться уточнения знаний о строении ели: один ствол, покрытый коричневой корой; верхушка: много веток, которые постепенно увеличиваются к низу, все ветки покрыты зелеными, жесткими, колючими иголками; коричневые шишки; подвести к выводу, что ель живая.

- Ребята, я вам сейчас расскажу стихотворение, а вы попробуйте догадаться про что оно. (Воспитатель читает стихотворение).

Вопросы:

- Ребята, какая основная часть у ели? (Ствол)

- Какого цвета он? (Коричневого)

- Потрогайте ствол руками, какой он? (Шершавый)

- Чем держится ели за землю? (Корнями, которые уходят глубоко в землю)

- Для чего еще нужны ели корни? (Получать влагу, воду, питательные вещества из земли)

- Что находиться на ветках ели? (Иголочки)

- Какого цвета иголочки? (Зеленого)

- Какие по размеру иголочки, большие или маленькие? (Маленькие)

- Потрогайте их, какие они? (Жесткие, колючие)

- Ребята, что еще вы видите на верхних веточках ели? (Шишки)

- Какого цвета шишки? (Коричневого)

- Из каких частей состоит ель? Какое ее строение? (Ствол, корни, ветки, на ветках иголки и шишки)

Наблюдение 3.

«Сравним живую и игрушечную ель»

Цель:   Систематизировать знания детей об особенностях живого дерева (ель живая, у нее в земле корни, корни питают ее соками земли, в теплое время года дерево растет – у него появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее, ель издает аромат), игрушечная ель искусственная, ее сделали на заводе из пластмассы, у нее есть ствол, ветки, но нет корней – она неживая, не пахнет, ее можно поставить в любое место, с ней можно играть. Обеспечить развитие, умения составлять небольшой описательный рассказ о живой и искусственной ели; подвести к выводу, что живая и искусственная ели отличаются друг от друга; обеспечить развитие активного и пассивного словаря детей.

Вопросы:

- Ребята, посмотрите, что это за дерево? (Ель)

- Как вы думаете, живая она или нет? (Живая)

- Посмотрите, а рядом с нашей елью стоит маленькая елочка. Как вы думаете она живая или нет? (Нет)

- По каким признакам вы определили, что эта ель живая? (Ее корни находятся в земле и питаются водичкой, поэтому она растет, она издает приятный аромат), иголочки на ней жесткие и колючие)

- По каким признакам вы определили, что это искусственная ель? (У нее нет корней, она не пахнет, сделана из пластмассы, иголочки мягкие, не колючие).

- Ребята, живая ель отличается от искусственной? (Да)

 

Наблюдение 4.

«Поможем нашей ёлочке»

Цель:   Обеспечить уточнения знаний о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикрывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на «лапах» ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать; вызвать желание заботиться о ели (стряхивать снег, после большого снегопада); вызвать у детей эмоционально – положительное отношение (сочувствие к живой ели, желание обеспечить ее зимнее существование).

Чтение стихотворения И.К. Чуковского «Ёлка».

Вопросы:

- Ребята, какая это ель живая или искусственная? (Живая)

- Что у нее под снегом и землей? (Корни)

Рассказ воспитателя «Как сохранить корни у ели в тепле зимой».

- Как же мы можем согреть корни у ели? (Закрыть снегом)

- А вы хотите помочь нашей ели на участке? (Хотим)

Воспитатель предлагает детям  прикопать сугроб вокруг ствола ели.

- Чем еще мы можем помочь ели? (Стряхнуть снег с веток)

- Поможем, ребята, нашей красавице? (Да)

Дети стряхивают снег с веток.

Наблюдение 5.

«Что находится в шишках ели?»

Цель:  Добиться усвоения знаний детьми о строении шишки, с семенами ели; обеспечить развитие умения устанавливать причинно – следственные связи (в холоде шишки находятся в закрытом состоянии), в тепле (в помещении) раскрываются чешуйки, из-под которых выпадают семена; убедиться в том, что шишка пахнет смолой; обеспечить развитие активного и пассивного словаря детей.

Воспитатель показывает две разные по величине шишки.

- Ребята, посмотрите на эти шишки. Какие они по величине: одинаковые или разные? (Разные: одна большая, другая маленькая)

- Какого цвета шишка? (Коричневого)

- Посмотрите на шишку, потрогайте, она гладкая или шершавая? (Немного шершавая). Есть чешуйки, домики для семян.

- Чешуйки плотно прилегают друг к другу или они открытые? (Плотно)

Воспитатель предлагает взять шишки в группу, и посмотреть, что с ними будет в тепле.

- Что произошло с чешуйками шишек? (Они открылись)

- Что находится под чешуйками? (Семена)

- Ребята, что вырастает из семян, когда они выпадают из чешуек шишек? (Вырастают новые молодые ели).

Наблюдение 6 .

«Чем прекрасна ель»

Цель:  Обеспечить развитие умения детьми словесно рисовать красоту дерева, которая, заключается в ее стройности, пирамидной форме, зеленом наряде, снежном убранстве, в сверкающем на солнце инее на ветках и шишках; помочь детям понять, что деревом можно любоваться, разговаривать с ним; помочь получить эстетическое наслаждение от любования елью; обеспечить развитие активного и пассивного словаря детей.

Вопросы:

- Ребята, посмотрите на ель и скажите красивая она или нет? (Красивая)

- Чем она красива? Что вам в ней нравится? (Она стройная, на ней зеленый наряд, снежное убранство, на ветках шишки).

- Ребята, ель издает хвойный аромат? (Да, им можно дышать).

-  Ребята, с елью можно разговаривать? (Да, можно говорить какая она красивая, как сверкает иней на ее ветках, как приятен ее аромат).

 Предложить детям рассказать о ели. (Рассказы 2 – 3 детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка фрагмента конспекта прогулки с детьми средней группы. Тема: "Наблюдение за грузовым транспортом"

Цель:- Продолжать знакомить детей с разными видами транспорта.- Закреплять знания об особенностях грузового транспорта его значении  в  жизни человека.- Уточнять представления о работе...

Методическая разработка «Система непрерывного наблюдения за природным объектом (воробей) в средней группе"

Система непрерывных наблюдений за воробьем в естественной среде обитания, В работу входят 6 конспектов наблюдений: №1 "Серенькая птичка - птичка невеличка", №2 "Птички - невелички в лужитце купаются",...

Непрерывная образовательная деятельность по математике с детьми средней группы Тема:" Как математика помогает усваивать правила безопасного поведения на дороге"

   С каждым годом машин становиться все больше и больше. Каждый день случаются опасные ситуации на дорогах, например: аварии. Как вы думаете, почему это происходит? К чему это приводи...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по ФЭМП с детьми средней группы Тема: «Веселый паровозик»

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по ФЭМП с детьми средней группыТема: «Веселый паровозик» с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша...

Конспект проведения образовательной деятельности познавательное развитие с детьми старшей группы. Тема: «Наблюдение с объектами живой и неживой природы»

Конспект проведения образовательной деятельности познавательное развитие с детьми старшей группы.Тема: «Наблюдение с объектами живой и неживой природы» Цель: «Формирование целос...

Конспект наблюдения за живым объектом «Попугай» в средней группе

Тема ИОС: Конспект наблюдения за живым объектом «Попугай» в средней группе Конспект наблюдения за живым объектом «Попугай» в средней группеПрограммное содержание:1. Вызват...