Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада по теме: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада
Тема: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»
Программные задачи.
Образовательные:
II младшая группа:
- совершенствовать умение ориентироваться в расположении частей своего тела, различать правую и левую руки;
- учить различать пространственные направления от себя (вверху – внизу, впереди (спереди) – позади (сзади));
- учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять умение работать по образцу;
- упражнять в сравнении двух неравных групп предметов, в уравнивании их двумя способами.
старшая группа:
- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений;
- учить работать с планом заданного маршрута: «читать» условные обозначения, «двигаться» в соответствии со стрелками-указателями;
- развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны, углы и середину листа;
- совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);
- продолжая формировать количественные представления, закреплять навык соотнесения количества предметов с его цифрой;
- учить определять местоположение окружающих предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, позади, слева, справа;
- развивать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.
Развивающие: вести работу по формированию произвольного внимания и памяти, развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение), смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний, умения доводить начатое дело до конца.
Воспитывающие: формировать умение работать в коллективе, умение сопереживать, оказывать помощь попавшему в трудную ситуацию.
Материалы: план «маршрута» (лист бумаги с условными обозначениями), игрушки зайчихи и зайчат, белые листы для ориентирования на плоскости, плоские геометрические фигуры (картон), предметные картинки игрушек, ежей и грибков, бумажные листы с цифрами и множествами предметов, заготовки для аппликации, клей, коробка для зайчат.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада
Тема: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»
Программные задачи.
Образовательные:
- II младшая группа:
- совершенствовать умение ориентироваться в расположении частей своего тела, различать правую и левую руки;
- учить различать пространственные направления от себя (вверху – внизу, впереди (спереди) – позади (сзади));
- учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять умение работать по образцу;
- упражнять в сравнении двух неравных групп предметов, в уравнивании их двумя способами.
- старшая группа:
- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений;
- учить работать с планом заданного маршрута: «читать» условные обозначения, «двигаться» в соответствии со стрелками-указателями;
- развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны, углы и середину листа;
- совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);
- продолжая формировать количественные представления, закреплять навык соотнесения количества предметов с его цифрой;
- учить определять местоположение окружающих предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, позади, слева, справа;
- развивать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.
Развивающие: вести работу по формированию произвольного внимания и памяти, развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение), смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний, умения доводить начатое дело до конца.
Воспитывающие: формировать умение работать в коллективе, умение сопереживать, оказывать помощь попавшему в трудную ситуацию.
Материалы: план «маршрута» (лист бумаги с условными обозначениями), игрушки зайчихи и зайчат, белые листы для ориентирования на плоскости, плоские геометрические фигуры (картон), предметные картинки игрушек, ежей и грибков, бумажные листы с цифрами и множествами предметов, заготовки для аппликации, клей, коробка для зайчат.
Ход занятия
II младшая | старшая |
I. Мотивационно – ориентировочный этап. 1. Введение в игровую ситуацию. Целеполагание. | |
- Ребята, сегодня к нам, в детский сад из сказочного леса пришла Мама Зайчиха. У нее случилось несчастье: злой Волк украл и спрятал ее зайчат. Мама Зайчиха просит нас помочь отыскать ее малышей. - Как вы думаете, справимся ли мы с этим непростым заданием? Сумеем ли освободить бедных зайчат? Давайте попробуем! | |
II. Практический этап. 1. Знакомство с планом маршрута. «Движение» по плану. | |
-Посмотрите, ребята, Мама Зайчиха принесла с собой план, который поможет нам отыскать спрятанных зайчат и не заблудиться в лесу. Дорога наша будет трудной, так как на пути нам встретиться множество препятствий. Их нужно будет преодолеть, чтобы достичь цели нашего поиска (лист с планом вывешивается на магнитной доске). Итак, в путь! | |
2. Ориентировка на листе бумаги. | |
(Дети рассматривают план, проговаривают направление движения до первого задания) - Ребята, давайте проговорим, в каком направлении мы начнем свой маршрут: как пойдем сначала и куда свернем потом. Мимо каких ориентиров (условных знаков) пройдет наш путь. - И вот на пути у нас первое препятствие. Чтобы его преодолеть, придется выполнить первое задание. Займите свои места за столами и приготовьтесь внимательно слушать. | |
2.1. Самостоятельная работа: раскладывание предметных картинок по образцу воспитателя. | 2.1. Раскладывание геометрических фигур на плоскости листа по заданию воспитателя. |
- Расположи эти картинки на листе бумаги так, как они лежат у меня. (Ребенок из старшей группы проверяет выполненное задание, сверяя его с образцом) | - У тебя на столе множество знакомых геометрических фигур. Они разного цвета и размера. Будь внимателен, слушая мое задание, и клади нужную фигуру на определенную часть листа. - Возьми большой красный круг и положи в верхний правый угол своего листа. - Возьми маленький зеленый треугольник и положи в нижний левый угол. - Теперь желтый прямоугольник расположи в правом нижнем углу. - Синий квадрат нужно положить в левый верхний угол листа. - Размести овал посередине. Дополнительно: - По верхнему краю листа положи 5 фигур с тремя углами. Как называются такие фигуры? - По нижнему краю листа расположи фигуры с четырьмя углами и равными сторонами. Но так, чтобы их было меньше, чем треугольников на 1. Сколько и какие фигуры ты выбрал? - Слева от овала положи 2 фигуры с четырьмя углами, у которых противоположные стороны равны. Какие это фигуры? - Справа от овала найди место для фигуры без углов. Назови ее. |
3. Дидактическая игра «Выполни движение» | |
- Молодцы, ребята. Справились с заданием. Можем двигаться дальше. - Посмотрим, куда поведет нас дорога? Встречаем следующее испытание. - Я предлагаю вам поиграть! - Точно выполняйте мои указания, будьте внимательны. Не ошибитесь! - Поднимите правую руку вверх. Опустите. Теперь левую вытяните вперед. Опустите. Правую ногу поставьте на носок. Левую – на пятку. Левую руку положите на правое колено. А правую руку – на левое. Правой рукой возьмитесь за левое ухо. А левой рукой – за правое. | |
4. Формирование количественных представлений. | |
- Проговариваем наш дальнейший маршрут. В какую сторону нам теперь идти? Необходимо опять сделать остановку и выполнить новое задание. Иначе нам не дойти до зайчат. Присядьте за свои столы. | |
4.1. Упражнение в сравнении двух неравных групп предметов. Уравнивание двумя способами. | 4.1. Самостоятельная работа по соотнесению количества предметов с его цифрой. |
- В сказочном лесу живут ежики. Они очень любят собирать грибы. - Угостим и мы этих ежиков грибочками! (На столе у ребенка – раздаточный материал в виде ежей и грибков, наборное полотно) - Положи на верхнюю часть наборного полотна всех своих ежей. - Теперь разложи внизу грибки так, чтобы каждому ежику досталось по грибочку. - Поровну ли получилось грибков и ежиков? Чего больше? Чего меньше? - Что можно сделать, чтобы вверху и внизу количество было одинаковым? (Прибавить еще один грибок) Теперь поровну? - А как еще уравнять число грибков и ежиков? (Убрать одного ежа) Сейчас также поровну? | - А тебе придется сейчас самостоятельно на листе бумаги соединить линией нарисованные предметы с цифрой, обозначающей их количество. Не забудь правильно, не торопясь, пересчитывать каждую группу предметов. (Проверка сделанного воспитателем) |
- Вы хорошо справились со своими заданиями. Путь свободен. Можем идти. - Ребята, скоро окончится наше путешествие. Впереди – последние испытания. | |
5. Совместная деятельность ребенка и помощника воспитателя. Аппликация «Угощение для зайчат» _______________________________ - На тарелочку наклей для зайчат морковки, а к ним – хвостики. Чтобы получилось настоящее угощение! И не забудь угостить морковью Маму Зайчиху. | 5. Отгадывание загадок. Определение местоположения предметов в комнате. __________________________________ - Отгадай мои загадки и определи, в каких частях нашей комнаты «поселились» лесные зверюшки. - Чье дупло полно орехов? Шубка чья с красивым мехом? Глубоко дупло, не мелко. Кто живет в нем? Это…(белка) - В шар свернулся под ногами, На спине с тремя грибами, Не споткнись – вдруг упадешь! Это же колючий…(еж) - Кто в лесу глухом живет, Неуклюжий, косолапый, Летом ест малину, мед, У зимой сосет он лапу. (медведь) - Одурачит ловко Рыжая плутовка, Длинным хвостиком махнет, Зубки хитро облизнет, Не успеешь оглянуться – Вокруг пальца обведет! (лиса) - Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? Он стоит среди травы – Уши больше головы! (еж) |
6. Упражнение в ориентировании в пространстве. Игра «Не ошибись!» | |
- Сейчас ты должен будешь выполнить определенное количество шагов, чтобы добраться до коробки с зайчатами. Слушай внимательно, выполняй правильно! - Сделай 3 шага вперед. Теперь 2 шага влево. Вперед продвинься на один шаг. Сделай направо 4 шага. Пройди вперед на 2 шага. Повернись направо. Мы пришли к месту, где спрятаны наши зайчата. Откроем коробку, освободим бедных малышей! | |
- Вот и встретились зайчата со своей мамой! Они счастливы. А у нас как раз уже готово специальное угощение для наших героев. Посадим их за стол. А Тимоша может предложить счастливой лесной семье свое «блюдо». | |
III. Рефлексивно-оценочный этап. | |
- Мама Зайчиха рада. Говорит вам «большое спасибо» за помощь. Теперь она вместе со своими зайчатами. - Ребята, получается, мы выполнили свое обещание найти зайчат? Справились с этой нелегкой задачей? - Что сегодня в нашем путешествии вам особенно понравилось? Что было интересным? Может быть, какое-то препятствие, испытание вызвало у вас затруднение? А что выполнили без особых усилий? - Молодцы! Вы, ребята, справились, потому что были сегодня внимательными, слушали ответы своих товарищей, правильно и точно выполняли все мои задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теории и методике экологического воспитания в старшей группе (поход на луг) на тему: «Стрекотание кузнечика»
Конспект занятия по теории и методике экологического воспитания в старшей группе (поход на луг) на тему: «Стрекотание кузнечика»...
Дидактические игры по формированию у детей умения ориентироваться в пространстве
Закрепление умения ориентироваться в пространстве...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...
Конспект занятия ООД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада
Конспект занятия ООД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада...
презентация «Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт»
Презентация на тему "Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт"...
Опыт работы на тему «Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт»
Описание опыта работы по формированию пространственных отношений...
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме (круглый стол) в старшей группе №10 детского сада №44 Выборгского района СПб
Тема: Развитие самостоятельности и инициативности дошкольниковЦель: повышение компетентности родителей в области развития самостоятельности и инициативности дошкольника.Задачи:Повысить инте...