Методические рекомендации " Знакомство детей с единицами времени"
методическая разработка на тему

Даны методические рекомендации для воспитателей по проведению работы с воспитанниками по ознакомлению с единицами времени: год, сезон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_detey_s_edinitsami_vremeni.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по теме:

«Знакомство детей с единицами времени: год, сезоны».

Эта тема трудная для восприятия ребенком, но является общеразвивающей и встраивается в соответствии с жизненной ситуацией, с теми явлениями с которыми ребенок сталкивается чаще всего. Это времена года, месяцы, дни недели, время суток. Но единицу времени, меру длительности процесса можно ощутить через характеристики других процессов или явлений, воспринимаемых непосредственно.

Одно из основных приемов – наглядность. Эту работу  необходимо вести  со старшей группы. Дети ежедневно отмечают дни недели, время суток на наглядном пособии, сначала это делают  все вместе с воспитателем. Затем дети выполняют это поочередно, а остальные проверяют правильность выполнения. Начиная со старшей группы воспитанники работают как с отрывным календарем, так и с индивидуальными ( карманные) календари. В своей работе активно используют  календарь погоды, где наглядно видно  и времена года и их последовательность. Все эти понятия, а также название всех месяцев, их последовательность, представление о сутках, знакомство с этими понятиями можно проводить как на занятиях, так и в свободное время.

1. Использовать литературные произведения, например, В.И.Даля «Старик – годовик», по этой сказке лучше провести игру – драматизацию. У детей, исполняющих  роль «Времен года»  накидки различных цветов: зеленая – весна, красная – лето, желтая – осень, белая – зима и соответствующие головные уборы. Когда читалается сказка, походу содержания исполнители ролей «времен года» дети выходят впереди, взмахнув руками – крыльями, выпускают на волю «птиц»( карточки по цвету соответствующие временам года).

2. На закрепление последовательности сменяемости времен года необходимо использовать  карточки по цвету, соответствующие временам года, по четыре на каждого ребенка. Дети, символизирующие времена года, выстраиваются в ряд. Задача остальных определить и назвать последовательность их построения. Затем дети закрывают глаза, а  «времена года» меняются местами. Когда дети открывают  глаза, надо  расставить их в первоначальной последовательности.

3. Затем проводится  игра «Узнай и назови меня» в которой надо  соотнести цвет карточки ( одной из 4 – х)  с временем года. Исполнители времен года выходят по одному вперед, а остальные дети показывают соответствующую карточку. Также дети по словесному описанию воспитателем определяют  и называют время года, подбирая нужную по цвету карточку. Необходимо использовать фланелиграф, игру проводить  командами и всей группой.

4. Для уточнения представлений об основных признаках времен года загадать загадки, в которых была подобрана явная сезонность событий или предмета:

Зимой греет, весной тлеет

Летом умирает, осень оживает. ( снег)

Что выше леса? ( солнце, небо, тучи)

Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило. ( дождь)

5. Для ознакомления с названиями месяцев лучше провести беседы на тему сказки: «Старик – годовик». Детям задать  вопросы по этой сказке: каких птиц выпускает зима? Что это за птицы? Сколько птиц – месяцев выпускает каждое время года?

Просили детей перечислить названия месяцев, представляющие зиму, весну, лето, осень, при этом давали характеристику каждому времени года, вспоминая наиболее значительные события каждого времени. Так постепенно подводили детей к таким понятиям, как год – это 4 сезона: зима, весна, лето, осень. Год это 12 месяцев, но  3 в каждом сезоне.

В уточнении этих представлении можно использовать сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», разучить  отрывки их этих стихотворений.

Лучше  использовать  иллюстрации, рисунки с изображением разных времен года, проводить   беседы на тему: «Характерные особенности времен года» Вопросы, которые задавались детям:

  • В какое время года может идти снег?
  • Когда зеленеют деревья?
  • Когда зреют яблоки?
  • Когда дети катаются на санках?

Регулярно, каждый день необходимо уточнять  с детьми дату                   ( месяц, сезон, день недели), дети находят  этот день, месяц в своих индивидуальных календариках.

6. Знакомство с календарем лучше начинать  с большого настенного календаря. Дети находят первый месяц, обводят карандашом, находят праздничные дни, дни рождения детей.

А также необходимо активно работать с отрывным календарем, в конце каждого месяца показывать сколько дней прошло, название месяца, время года, особенный интерес  в этой работе вызывали дни перед Новым годом. Все отрывные листочки складываются, уточняются сколько месяцев прошло, какие по счету, по сезону, какой был перед ним, какой скоро наступит, каким месяцем закончится год, каким начнется.

Для закрепления названий дней недели применяют игры: «Живая неделя» - дети берут карточки с цифрами, бегают, и по сигналу выстраиваются  по порядку в соответствии  с днями недели, называют «свой день недели». Проводится игра «Назови своих соседей» - дети называют не только числа, но и дни недели. Аналогично эти игры проводятся и на закрепление названий месяцев. Игра «Круглый год», где ведущий бросает мяч кому – то из играющих и задает вопросы: «Январь какой это месяц по счету в году? Назови весенние месяцы? И т.д.

Также проводятся игры:

  • «Было – будет»
  • «Продолжай»
  • «Вчера, сегодня, завтра»
  • «Кто работает днем?»
  • «Кто работает рано утром?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ВРЕМЕНЕМ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

ПЛАН-КОНСПЕКТИГРОВОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙНА ТЕМУ:«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ВРЕМЕНЕМ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»...

Проект по знакомству детей со временами года – «Осень-чудная пора!»

Выбирая темы для  проектов, педагоги  всегда опираются на интересы, потребности детей, возникающие на данный момент. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются ...

Методические рекомендации «Знакомство дошкольников с нарушением зрения с событиями времен Великой Отечественной войны на основе цветовосприятия»

В методических рекомендациях рассматриваются приемы применения цветовосприятия для формирования представлений о событиях времен Великой Отечественной войны у дошкольников с нарушением зрения. Методиче...

Методические рекомендации "Знакомство с книжной культурой и детской литературой".

Книга- оказывает большое воздействие на формирование личности ребенка!...

Проект на тему "Такие разные часы или знакомство детей со временем" (краткое описание педагогического проекта)

В данной разработке представлены цели, задачи  работы с детьми по теме "Знакомство детей со временем", проблемы и причины выбора данной темы; а так же представлены мероприятия с детьми ...

Методические рекомендации «Знакомство детей с якутскими настольными играми для детей среднего дошкольного возраста».

Актуальность: В настоящее время большинство якутских настольных игр забываются, поэтому эти игры внесли в повседневную жизнь детей. Якутские настольные игры с правилами развивают мелкую моторику,...

Презентация на тему: "Знакомство детей со временем."

Презентация на тему: "Знакомство детей со временем."...