Дискуссия-диалог с дошкольниками на тему : « Я ИМЕЮ ПРАВО»
план-конспект урока (подготовительная группа) на тему

Бунятова Юлия Владимировна

Одной из методических иноваций являются интерактивные методы обучения.Дискуссия обеспечивает активное включение дошкольников в поиск истины; создаёт условия для открытого выражения ими своих мыслей , позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки её участников в процессе группового воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussiya-dialog_s_doshkolnikami_na_temu_ya_imeyu_pravo.docx649.99 КБ

Предварительный просмотр:

Дискуссия-диалог с дошкольниками на тему : « Я ИМЕЮ ПРАВО»

Разработана воспитателем МДОУ д/с № 28 « Родничок» г.Воскресенска Московской области Бунятовой Юлией Владимировной

Цель: в процесссе дискуссии сформировать у детей первоначальные правовые знания

Задачи:

1) В интересной и занимательной форме дать знания детям о том, что у каждого человека есть права; познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с правами ребёнка.

2) развивать мыслительную активность, понимание того, что соблюдение прав ребёнка очень важно, а человеческое достоинство присуще всем людям; активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей, развивать творческие способности детей.

3) воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, умение строить человеческие взаимоотношения на основе дружелюбия и национального согласия.

Оборудование и материалы:

  • Буквы(заглавные буквы имён детей,принимающих участие в игре –дискуссии)
  • микрофон
  • ноутбук, мультипликационные фильмы «Азбука права.Смешарики »;аудиозапись песни « Дружат дети всей Земли»
  • для аппликации:
  • изображение детей разных национальностей
  • лист ватмана с изображением в центре его нашей планеты

Ход дискуссии :

Воспитатель :

В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки – 
Все люди на планете.

На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

     В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.

     Сохранить своё здоровье – 
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться – 
Каждый вправе полечиться.

Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.

О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

Я сейчас произнесла слово «право». А что это значит?

(ответы детей).

Воспитатель:  Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. На нашей планете живут взрослые и дети. Взрослые пользуются правами, которые у них есть: право на жизнь, право на  работу, право получать зарплату, право на отдых, на медицинскую помощь и много других прав.

Просмотр мультфильма « Азбука прав ребёнка» Выпуск 1.

Воспитатель: «Как вы думаете, а у детей есть права?»

 (ответы детей) .

Воспитатель сажает детей вокруг стола  и предлагает поиграть.Детям раздаются буквы – первая буква имени ребёнка( буквы готовятся заранее).

Воспитатель : Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.У нас у всех есть своё имя.

Едва  рождаемся  на  свет,
Дают  родители  нам  имя,
Есть  в  каждом  имени  секрет,
И  важно  знать,  что  значит  имя!

На  свете  есть  имён  немало,
Нам  имя,  жизни  ключ  вручает,
Ведь  имя – как  реки  начало,
Оно  судьбу  определяет!

В  любом  году,  любого  века,
Не  забывайте  никогда:
Даётся  имя  человеку,
Один  лишь  раз,  и  навсегда!(
Сергей Кашлев)

Просмотр мультфильма « Азбука права» часть 3 «Право на имя»

Воспитатель: «Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?» , поднимает вверх букву «Ю» и говорит в микрофон : « Я – Юлия, а вы кто?» и даёт микрофон ребёнку.

Дети поочереди отвечают на вопрос воспитателя ,поднимая заглавные буквы своего имени и называют его.

Воспитатель дискутирует с детьми,задавая вопросы:

Пример: Воспитатель: «Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?» , поднимает вверх букву «Ю» и говорит в микрофон : « Я – Юлия, а ты кто?» и даёт микрофон ребёнку.

Ребёнок : поднимает букву А и говорит Я-Антон.

Воспитатель: « А кто же тебя так назвал?»

Ребёнок : « Так меня назвали мама и папа.»

Воспитатель: « Молодец!И сразу закрепляя фразу ребёнка и фиксируя внимание других детей говорит: Родители назвали вас разными именами. Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят.»

Игра –дискуссия продолжается . Микрофон передаётся по кругу.

Во втором этапе дискуссии воспитатель говорит: « Ребята, а вам интересно, какие права ещё есть у детей? Давайте посмотрим. Мультфильм «Азбука права 5 часть»

После просмотра воспитатель говорит :  Пину было плохо, когда Би-би шумел, скакал. У него даже голова заболела. Поэтому он отобрал весёлую игрушку и дал ему скучную книгу. Пин любит своего Би-би?

Дети: « Нет»

Воспитатель: « Конечно, любит, просто потому, что Би-би есть. Он не оставил Би-Би без игры,а лишь заменил её на более спокойную.  Пин любит Би-би и понимает. И дети всего мира имеют право на то, что бы их любили и понимали. Я знаю, что ваши папы и мамы тоже вас любят и понимают.Они играют с вами.

Воспитатель : « Дети имеют право на любовь и понимание» Каждому ребёнку предлагают высказаться в микрофон о том,как его любят и понимают родители,о том в какие игры они вместе играют.Неактивных детей воспитатель вовлекает в процесс дискуссии-диалога ,делая акцент на предыдущих ответах детей.Неактивному ребёнку предлагают озвучить ответ активного ребёнка ,похвалить и повтором фразы закрепить понятие определённого высказанного права.

После дискуссии воспитатель : « Ребята,каждый ребёнок имеет право расти и развиваться.Давайте об это посмотрим  мультфильм « Азбука права. Часть 2»

После просмотра воспитатель спрашивает детей: «Что такое «расти» вы знаете? А «развиваться»?

Дети дискутируют,воспитатель акцентирует на правильности высказываний : «Правильно, это значит, становиться умнее, сильнее, добрее.»

Воспитатель: «Давайте представим, что в одной семье родились дети, а никто с ними не занимается, не учит ходить, говорить, играть. Не водит их в больницу ставить прививки от болезней, не лечит их. Не читает им сказки, не учит играть с мячом. И вот им уже много лет, а они ничего не умеют. Смогут ли они стать взрослыми? Здоровыми, умными и сильными.»

Дети дискутирую, воспитатель активно участвует в дискуссии и направляет детей на правильное понимание.

Воспитатель: раздаёт детям заранее подготовленные изображения детей разных национальностей. На дискуссионный стол кладётся лист ватмана, в середине заранее приклеен земной шар.

Воспитатель: «Представьте, что над вашими головами светит ласковое, тёплое солнышко, которое греет ваши плечи и нежно прикасается своими лучиками.Повернитесь парами друг к другу. Прикоснитесь к соседу и проведите ладошками по его плечам. А теперь повернитесь ко мне.»

Воспитатель задаёт вопрос детям , к которым прикасались  другие  дети  ладошками : « Что вы почувствовали?

Дети отвечают: « Любовь.Тепло.Заботу»

Воспитатель: « Правильно, а ведь это право на любовь и понимание»

Воспитатель: « У вас в руках  изображения детей разных национальностей.На листе бумаге изображена наша планета.Люди разных национальностей живут на нашей планете.И у нас в группе есть дети разных национальностей.»

Воспитатель приглашает подойти к себе детей ( называет фамилии,имена)

Воспитатель подходит к каждому из детей и называет их по имени и фамилии и называет национальность ребёнка:

Ани Амбарян, армянка

Рита Топчу,молдаванка

Абдурахим Раджабов,узбек

Ева Погодина,русская

Воспитатель: «  Все дети имеют равные права независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии»

Закрепляет свои слова просмотром мультфильма « Азбука права 1 часть»

После чего предлагает детям сделать коллективную аппликацию « Дети всей Земли».Дети приклеивают изображения детей разной национальности вокруг земного шара и звучит песня « Дружат дети всей Земли» Слова В.Викторова  Музыка Д.Львова

Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!

Дружат пчёлка и цветок,
Дружат лист и мотылёк,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.

Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!

Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран.

Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!

Дружат солнце и весна,
Дружат звёзды и луна.
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли!

Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Шире круг, шире круг,
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Социализация» в подготовительной группе на тему: «Я имею право»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Социализация» в  подготовительной группе на тему: «Я имею право»Цель: Формировать у детей умение ориентироваться...

Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе на тему "Я имею право"

Это занятие основано на путешествии по сказкам, в процессе которого дети узнают о своих правах, а именно: право на имя, право на бесплатное образование, право на свой дом, право жить и воспитываться в...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему" Я имею право".

Данное занятие формирует правовое сознание старших дошкольников, развивает умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, моделировать, воспитывает самоуважение, уважение к другим людям, сопереживани...

Игровое занятие на тему: "Я имею право"

Цель: Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах перечисленных в ней...

Консультация на тему "Я имею право на имя"

беседа предназначена для детей подготовительной к школе группы...

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе Тема : " Я имею право на имя."

Данная непосредственная образовательная деятельность была разработана с целью способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование у него основ правовых знаний....

Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем, правила безопасности повторяем» для детей средней группы. + Самоанализ

Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем,...