Музыкальная игра
материал на тему

Курчина  Валентина Викторовна

Доклад из опыта работы на метод объединение музыкальных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_igra.docx22.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная игра

как одно из действенных средств музыкального развития ребёнка

                   (Выступление из опыта работы).

Подготовила Курчина Валентина Викторовна

 музыкальный руководитель МАДОУ

«Центр развития ребёнка – детский сад № 33 «Радуга»

Музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников. В программах по дошкольному воспитанию музыкальные игры занимают значительное место, так как являются ценным средством музыкального развития детей, воспитывают волю, выдержку, тренируют память. По содержанию и задачам все музыкальные игры можно отнести к дидактическим.

Яркая художественная форма, которая выражается в музыкальной теме, игровая ситуация, необходимость следовать определённым правилам вызывают у детей повышенный интерес, эмоциональный отклик, что способствует активному восприятию музыки, быстрому запоминанию и воспроизведению игры.

Привлекательность этой формы детской деятельности, интерес и радость, которые испытывают дети, способствуют успешному развитию у них музыкальных и творческих способностей.

Огромная роль в изучении проблемы детской музыкальной игры принадлежит научным исследованиям А.В. Кенеман. В 1955 году она опубликовала результаты своих исследований, в основу которых были взяты следующие положения:

  • музыкальная игра может быть одним из средств эффективного музыкального развития детей при условии разработки системы игр и методики музыкального воспитания и обучения детей в процессе игр;
  • восприятие музыки ребёнком и его движение в согласованности с музыкой в процессе игры должны способствовать развитию его музыкальных способностей.

Таким образом музыкальная игра является одним из активнейших средств для развития ладового и музыкально-ритмического чувства в их взаимосвязи, что образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка усиливается в результате проявляющегося у него интереса к сюжету игры.

Поэтому музыкальные игры должны соответствовать следующим   требованиям:

  • музыкальная игра - это художественное музыкальное произведение для детей в единстве его содержания и формы;
  • тематика и содержание музыкальных игр должны отражать знакомую детям окружающую действительность, воспитывать мысли и волю;
  • основной формой отражения деятельности в игре должен служить художественный музыкальный образ - эмоционально-конкретный, выраженный в простой, доступной художественно - музыкальной теме;
  • музыкальная игра должна способствовать воспитанию у детей творческих способностей. Развитие творческой активности детей зависит в большей степени от приобретения навыков согласованного движения с музыкой

Используя разнообразные музыкальные игры, необходимо установить последовательность с учётом усложнения игры, применять принцип повторности, принцип варьирования (возможность изменять виды, разнообразить игру).

          Игры под инструментальную музыку.

          Сюжетные игры определяются наличием несложного сюжета, конкретных персонажей, музыки к ним (чаще всего изобразительного характера). Дети передают в этих играх образы, согласуя свои движения с музыкой, реагируя на особенности её характера, используя характерные имитационные движения для персонажей. Примеры сюжетных игр: «Зайцы и Лиса», «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой, «Поездка», муз. В. Герчик, «Пастух и козлята», русская народная песня в обр. В. Трутовского.

Несюжетные игры - наиболее привлекательный тип игры для детей за счёт элемента соревнования. Вначале такие игры построены на зафиксированной последовательности движений, затем проводятся соревнования в ловкости, быстроте, которые уже предполагают свободную непринуждённую игру. С особой точностью дети должны реагировать на начало и окончание музыки, смену частей, чередование музыкальных фраз, сильные и слабые доли, особенности ритмического рисунка. Примеры несюжетных игр: «Будь ловким!», муз. Н. Ладухина, «Игра с бубном», муз. М. Красева, «Игра с цветными флажками», муз. Ю. Чичкова, «Кто скорее?», муз. М. Шварца.

Инсценировки под инструментальную музыку построены на основе конкретного сюжета. Сначала педагог знакомит детей с сюжетом, они прослушивают музыкальные характеристики всех персонажей, а затем им предлагается поиграть в сопровождении музыки (без пения), используя пластику, характерные движения персонажей, передавая их действия и развитие сюжета. Педагог ограничивается небольшими репликами или текстовыми связками. Примеры таких игр: «Козлята и волк», муз. Т. Ломовой, «Зимняя сказка», муз. Е. Туманян.

Игры с пением

Хороводы построены на основе игровых песен, в которых игровые действия детей соответствуют тексту песен, характеру мелодии. В хороводах используются плясовые и имитационные движения для передачи игровых образов. Примеры хороводных игр: «Каравай», «В сыром бору тропина», «Со вьюном я хожу», русские народные песни; «Кот Васька», муз. Г. Лобачёва, сл. Н. Френкель.

Инсценирование песен. Используются песни с развёрнутым сюжетом, наличием нескольких образов. Действия детей определяются содержанием песни и конкретным характером персонажа. Воображение, детская фантазия, установки педагога помогают ребёнку в передаче образа, выборе нужных выразительных движений. Для инсценировки песен могут использоваться как народные, так и авторские песни («Теремок», «Пошла млада за водой», «Где был, Иванушка?», русские народные песни; «Тень- тень», муз. Вик. Калинникова, сл. народные).

Народные игры с пением - игры, которые передаются из поколения в поколение, имеют глубокие исторические корни и с годами не изменяются («Бояре», «Гори-гориясно», «Колпачок», «Арина»). Чаще всего их используют  на фольклорных праздниках и на прогулках.

Музыкально-дидактические игры

Игры на развитие сенсорных способностей. Одна часть таких игр используется на музыкальных занятиях с детьми, другая предполагает индивидуальную работу и работу с небольшими подгруппами детей. Музыкально-дидактические игры - спокойные по характеру, требуют от детей устойчивого произвольного внимания, способствуют различению свойств музыкальных звуков (высота, длительность, динамика, тембр), упражняют в узнавании музыкальных инструментов, знакомых мелодий, песен («Музыкальное лото», «Сколько нас поёт?», «Тихие и громкие звоночки», «Узнай по голосу»).

Ритмические игры со словом

Эти игры способствуют развитию такой важной способности, как чувство ритма. Благодаря своему эмоционально-образному содержанию они упражняют детей в основных и танцевальных движениях, помогают им лучше ориентироваться в пространстве (Трух-тух, трух-тух-тух, ходит по двору петух», «Барашеньки-крутороженьки», «Как на горке снег», /«Мыши водят хоровод»). Включаются в любые занятия в качестве динамичного и эмоционального материала, а также могут использоваться в качестве пятиминуток между занятиями и на прогулках.

Игры-спектакли

Это спектакли игровые, театрализованные, построенные на основе импровизационных действий участников, где ведущую роль играет педагог. Данный вид игр относится к интегративному - в нем используется музыка, театр, пластика, литература. Игры-спектакли успешно решают образовательные и воспитательные задачи. Дошкольники учатся передавать чувства, переживания с помощью различных выразительных средств. Главное здесь - переживания детей; игровые действия должны соответствовать музыкальным характеристикам образов. От предварительной работы педагогов зависит успешность разыгрывания сюжета - она предполагает знакомство с сюжетом, слушание музыки, разбор характеристики к каждому персонажу, выбор средств выразительности для передачи образов. Такого рода игры опираются на все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.

Музыкально-драматические спектакли синтетического характера могут включать в себя в качестве полноправных элементов художественное слово, пение, танец, пантомиму. Сюжеты к таким играм не должны быть сложными («Муха-цокотуха», «Заюшкина избушка»).

Ритмопластические спектакли. Основным действием в этих спектаклях являются танцевально-игровые импровизации детей. Использование ритмопластического спектакля возможно при условии систематической последовательной работы над развитием импровизационных способностей детей с помощью специальных этюдов («Этюды» П, Чистякова) и творческих заданий. Для ритмопластических спектаклей желательно использовать высокохудожественную музыку, лучше всего классическую.

Спектакль па основе певческих импровизаций. Наиболее сложный тип игр, требующий от детей устойчивых певческих навыков. Сюжеты к этим играм выбираются самые простые, дети свои монологи, партии в диалогах пропевают, используя простейшие танцевальные движения, основные движения для передвижения («Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса»).

Игры-спектакли на обрядовой основе. Этим играм присуща интегративность - в них используются песни, хороводы, народные игры с пением, инсценировки, игровое действие к обряду (украшение берёзки лентами, плетение венков, изготовление оберегов и т.д.). Фольклорные праздники, которые мы проводим в детском саду, выстраиваются по законам игры-спектакля.

Использование музыкальных игр предполагает систему игровых упражнений, назначение которых - развитие основных и танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. На этих элементах впоследствии будут построены игры, танцы, хороводы, инсценировки. Музыкально- ритмические упражнения по характеру подвижные, а по содержанию и задачам - дидактические. Они формируют у детей музыкально-ритмические навыки. Ребёнок должен выделять средства музыкальной выразительности, динамические, темповые особенности музыки, регистры, метрическую пульсацию, ритмический рисунок, отмечать форму (части, фразы, предложения), жанр музыкальных произведений, т.е. осознанно воспринимать музыкальный язык и отражать его в движении.

Музыкально-ритмические упражнения способствуют освоению детьми двигательных навыков. Для этого используются основные движения (ходьба, бег, поскоки, прыжки), доступные элементы народного и современного танца, классического танца.

В своём выступлении хотелось главным образом обратить внимание педагогов на видовое разнообразие музыкальных игр, на их воспитательные и развивающие возможности, особенно на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские тематические музыкальные игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста Краснослободцева Н.В, музыкальный руководитель

Авторские тематические музыкальные игры для детей среднего и старшего дошкольного возрастаКраснослободцева Н.В, музыкальный руководитель...

Консультация музыкального руководителя для родителей Тема: «Музыкальные игры в семье»

Консультация музыкального руководителя для родителей Тема: «Музыкальные игры в семье»Уважаемые мамы и папы!Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где ...

Музыкальная игра - как ведущий вид музыкальной деятельности дошкольников

В данной презентации рассмотрена связь игры и музыки, выделены принципы и задачи ,прведены примеры....

Музыкальная игра для детей среднего возраста " Игра с музыкальными игрушками-самоделками"

          Игра с погремушками расчитана для детей среднего возраста.Цель игры: развитие координации движений, слуха, памяти, чувства ритма, формирования навыков игры на...

Музыкальные игры в семье.Музыкальная игра - как средство развития музыкальной деятельности ребенка.

Уважаемые родители!Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой...

Музыкальная игра на развитие музыкального мышления "Танцующие музыкальные инструменты".

Цель: развитие музыкального мышления, танцевального творчества,эмоциональной отзывчивости на инструментальную музыку....