Главные вкладки

    Предметно-развивающая среда
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему


    Мой материал поможет всем воспитателям, которые готовятся к аттестации.
     К сожалению, из-за большого веса материала, я не смогла поместить фотографии. Вы можете использовать свои:)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx990.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предметно-развивающая среда

    I Значение предметно-развивающей среды.

    Предметно-развивающая среда играет большую роль в дошкольном образовании, она нужна для того чтобы воспитывать активного, инициативного, творческого ребенка. В своей группе я организовала развивающие пространство так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Создавая развивающую среду,  стремлюсь к тому чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, интересной, подвижной, вызывала стремление и к самостоятельной деятельности, и к коллективной.

    1.Возрастные особенности.

    В старшей группе 23 человека: 15 девочек и 8 мальчиков. Именно в этом возрасте ребята начинают чувствовать себя старшими среди других  детей детского сада. Я начала  привлекать их в процесс обновления и совершенствования предметно-развивающей среды, создавая новые пособия, выставки, придумывая игры.

    Ребята импульсивны и в этом возрасте у них совершенствуются нервные процессы: возбуждение и торможение, стараются поступать правильно не совершая плохих поступков. Это говорит о готовности детей к школе. На шестом году жизни дети способны понять и принять другую точку зрения и это тоже говорит о готовности к школе.

    В этом возрасте у ребят появляется интерес к проблемам, которые выходят за рамки их личного опыта. Читая им книги, показывая иллюстрации, делая выставки, я знакомлю их с жизнью, обычаями, внешним видом людей,

    животных, растений других стран. Более глубже знакомится с литературными жанрами : былина, басни, поэмы, музыкальными жанрами : оперой, пьесой симфонией и т.д.

    2.Гендерные особенности.

    Создавая предметно-развивающую среду, я учитывала не только возрастные особенности, но и гендерное . Мальчиков и девочек ни в коем случаи нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят, слушают, видят, по-разному говорят, молчат, чувствуют и переживают. В группе есть уголок для девочек и для мальчиков. В моей группе мальчиков-8, а девочек- 15, поэтому среда в основном “девичья”. Ребята осознают свою принадлежность к тому или иному полу. Основное различие у детей происходит по внешнем признакам. Для девочек большое значение имеет внешний вид и личностные качества, такие как: доброта, ум, а для мальчиков: сила, смелость, умение защищать девочек или более слабого.  В старшей группе следует предусмотреть раздельные туалетные комнаты, для мальчиков и девочек. В играх дети в основном отдают предпочтения детям своего пола. Но есть некоторые девочки показывающие более высокий процент участия в играх с мальчиками. В моей группе это Филлиппова Диана, Понтилеева Тамара, Александрова Нина.

    3.Особенности физического развития.

    В старшей группе за год ребенок может вырасти на 7-12 сантиметров, поэтому я внимательно подбирала мебель по росту детей и регулировала ее 2-3 раза в течение года. В этом возрасте позвоночник ребенка очень чувствителен и может деформироваться, поэтому особое внимание уделяю укреплению мышц спины. Я продумываю комплексы упражнений и ребята выполняют их сидя и лежа на мягких модулях. В шесть лет у детей повышается координированность и ловкость движений.

    4.Особенности речевого развития.

    Речевое развитие – является одним из главных критериев при диагностики подготовленности  ребенка к обучению в школе. В старшей группе я учитываю возрастные и психологические особенности детей.

    Л. С. Выгодский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь становится инструментом мышления. В своей группе я делаю упор на:

    • развитие словаря
    • усвоение понятий фразеологизмов
    • представлений лексических тем
    • воспитание звуковой стороны речи и грамматического строя речи
    • активизацию самостоятельного участия в диалоге, пересказывании текста
    • составление рассказа-описания или сочинения
    • составление слогов и слов, делать звуковой анализ слов и составление звуковых схем
    • придумывать начало, конец рассказа.

    Я использую в своей работе дидактические игры, пособие направленное на формирование умений составлять рассказы:

    • с опорой на серию картин (2-3). Например: «Здравствуй, Зимушка-зима»

    • по серии сюжетных картин (4)

    II Насыщенность.

    Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Образовательное пространство группы оснащено магнитной доской, фланелеграфами, постоянно меняющимися игровыми пособиями, атрибутами, игрушками для сюжетно-ролевых игр, разными обновляющими книгами, музыкальными инструментами, спортивным инвентарем, музыкальным проигрывателем и дисками.

    III Безопасность.

    Все пространство предметно-развивающей среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Мебель в группе соответствует возрасту ребят. Шкафы, магнитная доска, стенды, фланелеграфы крепко прикреплены к стенам. На окнах имеются сетки безопасности. В группе используются игрушки и оборудование безопасные для здоровья детей. Все они исправны и подвергаются влажной обработки и дезинфекции, а мягконабивные, ворсованные игрушки, используются только в качестве дидактических пособий. Я слежу, чтобы в группе не было колющих и режущих предметов. Все столы должны быть с круглыми углами.

    В группе я большое внимание уделяю формированию у детей основ безопасности:

    • в дорожно - транспортной среде.

    Ребята еще не умеют управлять своим поведением и не могут предвидеть опасность на дороге и улицах города, поэтому всю свою работу я строю с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Стараюсь выработать у детей навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасности движения.

     Формы работы:

    - беседы на тему: «Дорожные знаки», «истории в картинках»;

    - загадки о транспорте, чтение стихов о машинах, светофоре;

    - театрализованная сценка: «Сказка про Буратино, который не знал правил дорожного движения»;

    - настольные игры;

    • пожарной безопасности.

    В группе провожу беседы на тему: «Пожарная безопасность», где знакомлю детей с правилами безопасного поведения при пожаре.

    Формы работы:

    - читаю книги о пожарах;

    - устраиваю сюжетно-роевые игры;

     - организовываю выставку рисунков: «Отчего бывает пожар».

     В группе имеется свободный выход, двери не заставлены никакими предметами, свободно открываются. Имеются схемы выходов из помещений детского сада.

    Создавая предметно-развивающую среду, я  обеспечиваю психологическую безопасность ребенка:

    • Среда развивает положительные эмоции, уверенность в себе;
    • Не провоцирует на появления страха и беспокойства.

    Я стараюсь радоваться любой подделке, сделанной ребенком, и сочувствую неудачам. Стараюсь всеми силами вселить уверенность, что в следующий раз у него все получится. И ребенок готов действовать, преодолевая препятствие.

    Перед выходом на прогулку,  осматриваю территорию детской площадки на наличие травмоопасных предметов: стекла, палок, проволоки, наличие посторонних подозрительных предметов, пакетов, сумок.

    IV Трансформируемость.

    Пространство группы трансформируется в зависимости:

    1. от образовательной   ситуации.

    В первом случае, главной задачей является творческое развитие:

    • например, в группе есть центр «искусств». Одним из основных предметов которого является: стол полукруг, стулья. На нем на уроках труда, рисования, ребята режут, клеят, лепят, рисуют, т.е. создают что-то свое новое. В этой образовательной ситуации на первый план выходит творческое начало.

    Во втором случае, главной задачей является развитие математических представлений:

    • На  занятиях, связанных с  математическими  представлениями, центр искусств (стол со стульями) «превращался» в площадь Равенства, куда приходили мириться поссорившиеся цифры, знаки : +,-, <,>, т.е. в этой образовательной ситуации, это центр становится пространством для математических игр.

    2. от меняющих интересов, замыслов и возможностей детей.

    Наблюдая за ребятами я заметила, что спортивный уголок, где ребята выполняют на мягких модулях упражнения, играют мячами , превращается в игровой центр с сюжетно-ролевыми играми. Ребята представляют себя путешественниками, которые отправляются в плавание, мягкий модуль – это корабль, скакалки-веревки и т.д.

    Итак, в зависимости от замыслов, интересов и возможностей ребят, спортивный уголок способствует, с одной стороны, физическому развитию детей, а с другой - «превращается» в пространство, где разворачиваются сюжетно-ролевые игры.

    V Полифункциональность.

    В группе имеются игры, игрушки, игровые пособия, мебель, которые обладают возможностью широкого использования,  в соответствии с замыслом ребенка и сюжетом игры и способствуют  развитию воображения, творческих способностей.  Они полифункциональны и используются в различных видах детской активности. Например:

    • Использование пособия и игры, стимулирующую   двигательную  активность на занятиях математических представлениях:

    -игровое пособие «Волшебная  дорожка» 

    -игры « По дорожке быстро ты пройди и геометрическую фигуру назови».

    • Использование того же пособия, стимулирующую игровую активность на занятиях по речевому развитию:

    -«Волшебная дорожка»для театрализованной сценки: «Путешествие Элли и её друзей в Изумрудный город» по сказочным повестям А. М. Волкова.

    • Использование пособия: «Определи песенку по ритму», которое, с одной стороны, стимулирует ритмическое развитие, а с другой - развитие математических представлений: соотношения количества длинных, коротких звуков и цифры.

    • Использование мебели, которая стимулирует познавательную  деятельность (фланелеграф):

              -с одной стороны фланелеграф я использую для развития математических представлений:

    -с другой стороны, -  для знакомства с окружающим:

    • Использование мягких модулей, для двигательной активности:

    -горы, которые надо преодолеть. 

    • Мягкие модули для игровой активности:

    -домик для принца и принцессы.

    В игровой деятельности я использую сразу в одной игре различные составляющие предметной развивающей среды.

    Например, игра «Путешествие в сказочный лес». С ребятами берем с собой канат из спортивного уголка, скакалки. В лесу попадается «Волшебная дорожка» , горы (мягкие модули), которые надо преодолеть. Когда нужно перекусить готовим еду из крупы (взятую из центра экспериментирования).

    VI Организация различных пространств.

    В группе педагог Давыденко Н. А. организовала различные пространство : для спортивных игр:

    для сюжетно-ролевых игр:

     

     

    для конструирования:

     есть уголок уединения:

    книжный уголок:

    учебная зона:

    VII Вариативность.

    Вариативность среды предполагает:

    • Наличие,  с одной стороны, в группе различных пространств (см. VI)
    •  с другой стороны, разнообразие игр, игрушек, оборудования и их периодическую сменяемость ( в зависимости от сезона). Появления новых предметов стимулирует игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую активность детей.

    Например: появление нового инструментов: металлофонов, мелодической гармоники, способствует развитию музыкальному слуху.

    Появление каната способствует развитию двигательной активности ребят. (игра «Перетягивание каната»). 

    VIII Проэктирование предметно-развивающей среды.

    Развивающая предметно-пространственная среда в группе построена согласно образовательной программе ДОУ. Созданы все условия для реализации пяти образовательных областей:

    - социально-коммуникативное развитие;

    - познавательное развитие;

    - художественно-эстетическое развитие;

    - речевое развитие;

    - физическое развитие;

    Социально-коммуникативное развитие

    «Социализация»:

    - сюжетно-ролевые игры;

    • «Парикмахерская» (трюмо, набор расчесок, парикмахерский набор)
    • «Магазин» (касса, баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, наборы овощей, фруктов из пластмассы, крупы, сумочки, хлебобулочные изделия)
    • «Больницы» (набор «Больничка» с необходимыми предметами)
    • «Мастерская» (набор инструментов: молоток, отвертки, пассатижи)
    • «Кухня» (шкафчик для посуды, плита, чайная и столовая посуда, кастрюльки, сковородки)

    • «Спальня» (кроватка с постельными принадлежностями)

    - театрализованные игры;

    - настольно-печатные игры;

    - развивающие игры;

    - дидактические игры;

     

    G:\DCIM\103_PANA\P1030406.JPG G:\DCIM\103_PANA\P1030481.JPG

    G:\DCIM\103_PANA\P1030392.JPG        G:\DCIM\103_PANA\P1030389.JPG       

    G:\DCIM\103_PANA\P1030366.JPG

    G:\DCIM\103_PANA\P1030375.JPG

           

    Мой любимый город

    - пособие на фланелеграфе;

    - настольные игры.

         

    «Безопасность»

       

    «Труд»

    Сюжетно-ролевые игры:

    - продолжаем закреплять знакомство с профессиями и трудом взрослых.

         

    Познавательное развитие

    «Познание»

    Центр развития математических представлений

    - раздаточный счетный материал: мелкие предметы, игрушки, елочки, грибочки, фрукты, овощи, предметные картинки, счетные палочки;

    - два комплекта цифр, математических знаков, геометрических фигур, геометрическая дорожка, набор объемных геометрических форм, числовой луч;

    - математические игры: блоки Дьениша, «Танграм», «Логическая мозаика», палочки Кьюзенера, математическое домино, игра «Составь число», игра «Составь целое из части»;

    - геометрическая дорожка;

    - схемы маршрутов: от садика к дому;

    - рабочие тетради: Е.В. Колесникова: «Я считаю до десяти», Математические прописи для детей 5-7 лет;

           

    Мир природы

    - домашние животные и их детеныши на фланелеграфе;

    - экологический календарь;

    - «Дерево сезонные изменения»;

    - муляжи фруктов и овощей;

    - пособия и тетради по природе.

    G:\DCIM\103_PANA\P1030404.JPG  G:\DCIM\103_PANA\P1030487.JPG

     

     

    Экспериментирование

    - коллекция разных видов бумаги;

    - разные магниты, железные предметы;

    - увеличительные стекла разных размеров;

    - бросовый материал: коробочки, проволока, крышки, пробки, резина;

    - баночки со скрепками, с горохом и т.д. для определения звуков;

    - баночки с различными запахами;

    - различные предметы из дерева.

    Валеология

    Развивающие игры:

                                         

                                                   

    Учимся понимать свое тело

                                                                                                       

     

         

    Центр художественной деятельности

     - игрушки из дерева, корзинка из бересты, хохломская роспись, изделия из соломы, деревянные матрешки.

    - альбомы, книги, открытки произведений декоративно – прикладного художества.

               

    Центр творчества

    - иллюстрации: предметы для рисования, лепки;

    - восковые мелки, цветной мел;

    - гуашевые и акварельные краски;

    - фломастеры, цветные карандаши;

    - пластилин, тесто;

    - цветная и белая бумага, картон, наклейки, тетрадь – раскраска;

    - трафареты;

    - природный материал – сухие листья, цветы, солома, трава, семена растений, крупы, мелкие ракушки, камешки;

    - ватман для коллективных аппликаций, рисунков;

    - кисти, стеки, ножницы, трафареты;

    - клей;

    - доски для индивидуального рисования, лепки и клеенки.


    Центр строения и конструирования

    - мозаика и схемы выкладывания узоров из них;

    - конструкторы типа «Lego» мелкого и крупного размеров;

    - игрушки – трансформеры;

    - конструирование из бумаги «Оригами»;

    - строительный конструктор с блоками среднего и мелкого размеров;

    - тематический строительный набор «Город»;

    - игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей, животных, макеты деревьев, кустарников, светофоры, дорожные знаки;

    - транспорт. Машины: легковые, грузовые, специальный транспорт;

    - схемы, планы построек.

    «Речевое развитие»

    Центр «Наша библиотека»

    - стеллажи для книг;

    - детские произведения русских и зарубежных писателей, любимые книги;

    - народные произведения: былины, сказки, частушки, заклички, песенки, потешки, небылицы;

    - произведения современных авторов: рассказы, истории, стихи;

    - детские энциклопедии, словари;

    - книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, игры;

    - портреты писателей и поэтов (в наборе);

    - книжки-раскраски по темам;

    - проигрыватель, диски с записью литературных произведений для детей;

    - дидактические игры по развитию речи: «Один и много», «Найди маму», «Кто у кого», «Собери семейку»;

    - сюжетные картинки;

    - лото, домино по изучаемым темам;

    - серии демонстрационных картин «Мир природы», «Кем быть?» и др.;

    - картотека словесных игр;

    - разрезной и магнитный алфавит;

    - раздаточные таблицы;

    - дидактические игры для развития звукового анализа («Подбери схему к предмету», «Волшебные дорожки»);

    - картотека пальчиковых  игр, скороговорок, чистоговорок;

    - Е.В. Колесникова, Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. «От А до Я», Прописи для дошкольников 5-7 лет.

     

    «Физическое развитие»

    Уголок здоровья

    - сожетно-ролевая игра «Больница;

    - набор медикаментов (коробочки);

    - ростомер;

    - медицинские халаты;

    - косынки для медсестры;

     - шапочки для врача;

    - бинты, вата;

    - шприц, шпатели;

    - дидактические игры;

    - иллюстрации.

    Спортивный уголок

    Материалы и оборудование для двигательной активности:

    - флажки, кубики, мячи разных размеров;

    - массажный коврик;

    - кегли разных размеров;

    - скакалки;

    - боксерские перчатки.

    IX Игровой  материал.  

    Игры, игрушки, игровые  пособия, которые есть в группе ,постоянно  меняются. Я отбираю их по качеству количеству, возрастным особенностям,                                

    детей  Условно весь игровой материал я разделила на три части:

    1. –первое знакомство;
    2. – весь исследованный игровой материал, который используется для приобретения новых знаний;
    3. – игровой материал, с которым ребенок познакомится в будущем, т.е. через некоторое время, например «Бондибон»- игра, которая способствует логическому мышлению (4 уровня сложности).

    Так как у меня в группе среда «девичья»(15 девочек), поэтому игровые атрибуты, например, для кукол, пополняется шитьем платьев, халатов, косынок, расческами, фенами, кремами, угощениями из теста и т.д. Все атрибуты пополняет такие сюжетные игры, как «Парикмахерская» , «Магазин», «Ателье», «Семья».

    Мальчики пополняют предметно-развивающие пространство разными машинами, трансфонрмирами, конструкторами типа «LEGO».

    Ребята вместе любят создавать, игры, например, игра: «Волк и коза», совместное пособие: «Путешествуя по сказкам». Ребенок на долго запоминает то, что делал сам  своими руками: вырезал, строил, составлял.

    Сделанные детскими руками пособия, я включаю в предметно-развивающую среду и дети воспринимают ее, как собственный мир, который можно изменить в зависимости от их желаний и интересов.

    X Доступность.

    В группе, где осуществляется любая активная деятельность, все помещения доступны.

    В группе имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособием и каждый ребенок чувствует себя владельцем и хозяином их .

    Каждый ребенок выбирает себе и игровые пособия по интересам и может менять их в течении дня

    Все они расположены на уровне не выше вытянутой руки ребенка и дает возможность самостоятельно находить, подбирать, доставать нужные ему игры, игрушки и т.д. Это могут быть стеллажи, свободнооткрывающиеся ящики, коробки, столы. Важно, чтобы у ребенка была всегда возможность выбора игры и эти игры  были всегда разнообразным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

    Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

    Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

    особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

    Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

    Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

    Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

    Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

    Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

    В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...