Главные вкладки

    Вариативные технологии организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей дошкольного возраста
    статья на тему

    Трошина Оксана Васильевна

    статья

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Вариативные технологии организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей дошкольного возраста.

    Трошина Оксана Васильевна музыкальный руководитель                                                                          Каждому виду музыкально-художественной деятельности присуще творческое начало. В связи с этим можно говорить о вариативных технологиях организации музыкальной деятельности дошкольников, которые инициируют и развивают субъектные проявления ребенка в музыкальном творчестве.                                                                                                                        В процессе детского музыкального восприятия творчество рассматривается как индивидуальное вслушивание, реагирование и понимание музыкального образа ребенком, а в процессе исполнительства - творчество проявляется в интерпретации музыкального образа ребенком и его выражении в разных видах музыкальной деятельности и их продуктах (песне, танце, музыкальной импровизации, музыкальном спектакле и др.).                                                                                    Что такое вариативность?                                                                                             На сегодняшний день, вариативность – это основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений. Какие вариативные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста нам известны?                                                                                        Инновационные педагогически технологии ДОУ:                                                                    - Технологии проектной деятельности.

    - Игровые технологии.

    - Технология портфолио дошкольника и воспитателя.

    -  ИКТ  

    -  Коррекционные технологии  (Музыкальные аутотренинги.  Логоритмика).

    -Развивающие технологии.                                                                                                                 -  Здоровьесберегающие технологии  (Сказкотерпия.  Музыкотерапия, Дыхательно-артикуляционная   гимнастика) и т.д.p

     Результатом реализации таких технологий в  педагогическом процессе детского сада – должна стать  самостоятельная музыкальная деятельность  дошкольников. По мнению, Н.А. Ветлугиной, она  является апофеозом музыкального развития в  дошкольном детстве, одним из показателей его успешности. Хорошо известно, что каждому   виду музыкальной деятельности присуще творческое  начало. Поэтому мы сегодня говорим о вариативных технологиях организации самостоятельной  музыкально-творческой деятельности  дошкольников.                                                                                           Но прежде, давайте вспомним, что такое  самостоятельная деятельность ребенка?                                                                                                       Самостоятельная музыкальная деятельность детей — одна из форм выражения потребности в музыке, характеризующейся обращением к ней по собственной инициативе, без внешних побуждений. При этом общение ребенка с музыкой отличается увлеченностью и заинтересованным характером.                                                                                                                                                                 Источником самостоятельной музыкальной деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях:                                                                                                  1- музыкальные занятия, 2-  праздники, 3- развлечения, 4- предметно-пространственная музыкальная среда дошкольного учреждения (зоны самостоятельной музыкальной деятельности: музыкальные уголки, «музыкальные гостиные», музыкально-изобразительные, музыкально-театральные студии, звуковое оформление детского сада и т.д.)                                 Развитие самостоятельной музыкальной деятельности обусловлено музыкальным опытом детей и их способностью по собственной инициативе переносить этот опыт в новые условия в соответствии со своими интересами и желаниями.  Содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей зависит от их возрастных и индивидуальных возможностей. Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей предусматривает два вида руководства со стороны взрослых (родителей, воспитателей, музыкальных руководителей):  Прямое и  Косвенное. Исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей, воспитатели и музыкальные руководители используют различные модели взаимодействия с ребенком, способствующие формированию и развитию навыков самостоятельной музыкальной деятельности детей:  1) взрослый — «лидер». 2) взрослый — «партнер» 3) взрослый — «ведомый».                                                                                                 Игровые проблемные ситуации, создаваемые педагогом в процессе реализации перечисленных моделей взаимодействия взрослого и ребенка, побуждают детей к вариативным самостоятельным действиям, развивают способность применять усвоенное в новых условиях, в свободной форме, формируют навыки коммуникации в самостоятельной музыкальной деятельности.                                                                                                                                                  Вариативные технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста. p Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной деятельности, на вечерах досуга и праздниках. p Педагог традиционно посвящает часть музыкального занятия слушанию музыки, используя для его организации определенные методы и приемы. К слушанию музыки обращается и воспитатель, организуя данный процесс как занятие или инициируя детей к самостоятельному восприятию музыкальных произведений. Слушают музыку дети и в семье, посещая с родителями концерты, музыкальные спектакли и т.                                                                   На каких же принципах базируются предлагаемые вариативные педагогические технологии организации процесса восприятия музыки дошкольниками? 1. Принцип гуманизации, 2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, 3. Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе музыкально-творческой деятельности, 4. Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе, организации музыкально-творческой деятельности, 5. Принцип педагогической поддержки, 6. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, 7. Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки и исполнительства в развитии детского музыкального творчества,              8. Принцип отбора музыкальных произведений в процессе организации детской музыкально-творческой деятельности, 9. Принцип продуктивности музыкально-творческой деятельности дошкольников, 10. Принцип синкретичности, 11. Принцип систематичности, последовательности и взаимодополняемости в организации самостоятельной детской музыкально-творческой деятельности.                                                                            Обобщенный алгоритм действий педагога в процессе организации восприятия музыки детьми дошкольного возраста обусловлен логикой четырех последовательных этапов:                                                                                                    1/ привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие; первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него; 2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности; 3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послушать его еще раз; 4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в деятельности — игровой, художественной, двигательной.                                                                                                                                  В условиях вариативности технологий организации восприятия музыки детьми должна оснащаться новыми педагогическими приемами, отличаться разнообразием этих приемов с учетом музыкального опыта ребенка, его индивидуальных особенностей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игрового оборудования для организации самостоятельной и совместной деятельности детей раннего возраста.

    Методическая разработка о вариантах использования игрового оборудования в группе раннего возраста....

    "Организация сюжетно-ролевой игровой деятельности детей дошкольного возраста"

    "Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете"Эрих Фромм...

    Сценарий педагогического Совета по теме "Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

    Педагогический Совет по данной теме проводится с целью систематизации знаний педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

    РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В этой статье рассказывается об особенностях развития творческих способностей детей дошкольного возраста...

    Методическая разработка на тему "Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи"

    Данный материал дает возможность воспитателю проконсультировать родителей о роли и значимости развития музыкально-творческих способностей детей, дать практические советы родителям, каким образом разви...

    Формирование музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Музыкально - творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом....