Педагогические инновации в работе с родителями в ДОУ
статья на тему

Киселёва Надежда Анатольевна

Педагогические инновации в работе с родителями в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А. Киселёва, Н.Р. Мусина, воспитатели

МБДОУ  № 67 «Берёзка»,

 г. Нижнекамск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНОВАЦИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих ступеней образования. Общая цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования. Одним из направлений инновационной деятельности в ДОУ является работа с родителями.
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В. А. Сухомлинский.

Взаимодействие педагогов с родителями  воспитанников - одно из самых сложных и важных направлений деятельности дошкольного учреждения. Оно должно ориентироваться на потребности и запросы семей дошкольников Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Включение  членов семей воспитанников в деятельность дошкольного учреждения должно подразумевать разнообразные подходы, следует использовать различные формы взаимодействия, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников:

- информационно – наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки);

- индивидуальные (беседы, консультации);

- коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации).

Нетрадиционные формы взаимодействия можно разделить на следующие группы:

- познавательные (семинар-практикум, родительский клуб, педагогическая  гостиная, брейн-ринг);

- информационно-аналитические (анкетирование, опрос, почтовый ящик, социальный паспорт семьи);

- досуговые (совместные досуги, праздники,  выставки, экскурсии, ярмарки, школа молодого родителя);

- наглядно-информационные (информационные проспекты, дни открытых дверей, просмотры занятий, режимных моментов, выпуск  газеты).

Бытует мнение, что сейчас родителей  ничем не удивишь. Но как показывает практика, отношение семей дошкольников к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от желания работников дошкольного учреждения заниматься педагогическим просвещением родителей.

Родители же в свою очередь, могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Так, одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший лес, парк, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – что-то расскажут интересное детям, чему-то научат их. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. И прежде всего дети.

Педагоги в процессе такого общения имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и поучиться у родителей.

Работа с родителями становится более эффективной, если она осуществляется в рамках проектной деятельности.

Так в дошкольном учреждении могут работать семейные клубы различного направления.

«В мире развивающих игр» (интеллектуальное развитие)

«Путешествуйте с нами, путешествуйте сами» (познавательное развитие)

«Красота и здоровье» (физическое развитие и оздоровление детей)

«Семейная гостиная» (художественно-эстетическое развитие)

Основными целями работы семейных клубов являются:

-объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

-повышение педагогической компетентности родителей;

-обмен опытом семейного воспитания;

-укрепление детско-родительских отношений;

-предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

Формы работы каждого клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач: круглый стол, тренинг, практикум, решение педагогических ситуаций, видиопросмотры по организации жизни детей в учреждении, организация совместной деятельности детей и взрослых. Проектная деятельность участников клуба имеет определенную тематику в зависимости от направления и деятельности данного клуба.

«Школа молодой семьи» решает следующие задачи:

-повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

-способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом;

-выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;

-способствовать сплочению родительского коллектива.

Работа «Школы» планируется по результатам опроса родителей. Участниками являются молодые родители, а так же все желающие поделиться опытом по определенной теме. Кроме заседаний в «Школе» организуются совместные праздники и мероприятия. В качестве консультантов привлекаются специалисты детского сада и других образовательных учреждений, медицинский персонал, педагог-психолог.

Дни сотрудничества. Эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания и развития детей в рамках ДС. Тематика дней сотрудничества: «На пороге лето», «Азбука нравственности», «Делаем вместе» и так далее.

Встречи за «круглым столом» расширяют кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы для встреч могут быть различными. В этой форме работы примечательно то, что ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и  закончить встречу может психолог или педагог.

Онлайн общение с родителями посредствам интернет сайта. Это позволяет познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды  деятельности по развитию личности каждого ребенка, осуществлять педагогическое просвещение  родителей  по их запросам.  

В результате такой формы работы родители получают информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых узкими специалистами.

В гостевой книге сайта любой родитель может задать интересующий его вопрос и в течении некоторого времени получить на него ответ в виде консультации, рекомендации, совета и т.д.

Оформление летописи. Данная форма работы носит информационный  характер. На протяжении дня, либо надели, воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесенное ребенком, и поступок, им совершенный, и многое другое – все новое, что он постиг или проявил. Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведет записи в нем и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок. Тематика летописей: «Говорят, малыши», «Страницы истории нашей группы», «Образ мамы» и др.

Такая работы является взаимовыгодной обоим партнерам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своем малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребенком дома. И, наоборот,  педагог  узнает каким  бывает воспитанник дома.

Дискуссионные качели. Цель: рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта – решения.

Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившимися друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против».В начале работы каждая группа получает установку на определенную позицию: например, одна группа должна отстаивать позицию, оправдывающую прелюдное наказание ребенка, другая группа должна защищать точку зрения, отрицающую необходимость наказания. После того, как предложен  вопрос для обсуждения, участники поочередно высказываются по предложенному вопросу, - «качели» начинают свое движение.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы родителей исчерпаны. Он останавливает «качели», подводит итог дискуссии. 

Главное, чтобы все перечисленные выше формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений. Ожидаемые результаты введения инноваций в работу с родителями в ДОУ:

– повышение уровня педагогической и правовой компетентности родителей,

– рост родительской активности,

– установление тесного контакта с каждой семьей,

– согласование воспитательного воздействия на ребенка,

– обобщение положительного опыта семейного воспитания.

 Можно сказать, что это сегодня одновременно цель и результат инновационной составляющей сотрудничества детского сада с семьей. Осуществляя сотрудничество с родителями, педагоги и специалисты детского сада способствуют поддержке на деле права всех маленьких детей иметь компетентных родителей, поскольку благополучное детство неотделимо от компетентного родительства.
Использование разнообразных форм работы с родителями дает определенные результаты: родители сплачиваются, активно участвуют в жизни детского сада, становятся верными помощниками воспитателю.

Список литературы

1.Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов . – М. : «Ваш полиграфический партнер», 2010. – 430 с

2. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72

3.Петрущенко Н.А.,Зенченко Н.Е.  Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. /Воспитатель ДОУ, 2009, №9.

4.Трошина С.Н. Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями. / Воспитатель ДОУ, 2010, №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Формы работы с родителями"

Обучение педагогов формам работы с родителями...

Социально-педагогическое взаимодействие в работе с родителями группы раннего возраста.

Система работы по социально-педагогическому взаимодействию с родителями...

Педагогический проект по работе с родителями и детьми «Народная игрушка»

Педагогический проект по работе с родителями и детьми «Народная игрушка» Тема: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»   Под...

Опыт работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие воспитателя, логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и кор...

«Педагогические инновации в работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении»

Для современной педагогической системы свойственно активное применение эффективных педагогических программ и технологий. Решение педагогических проблем часто осуществляется посредством создания и внед...

Педагогические инновации в работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении

Дошкольное образовательное учреждение должно взаимодействовать с семьей на основании инновационного подхода, который затрагивает разные направления работы педагогов ДОУ....

Педагогический всеобуч «Формы работы с родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников. Памятка «Советы по проведению родительских собраний»

Данный материал рекомендован педагогам  ДОО, с целью повысить уровень профессионального мастерства молодых педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....