Роль поэтического слова о природе в воспитании детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Тюлютаева Арита Каландаровна

Даннася статья предстовляет собой практические методические рекомендации для ознакомление детской аудитории с поэтическим словом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_poet_slovo.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 Кировского района Санкт-Петербурга

Роль поэтического слова о природе в воспитании детей дошкольного возраста

Составила:

Воспитатель

Логашева Л.Е.

Тюлютаева А.К.

Санкт-Петербург

2015


Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Ребенок постоянно соприкасается в той или иной степени с природой. Бесконечно разнообразный мир природы вызывает  у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре и художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе , к Родине. Богата и прекрасна природа, нашей великой Родине. На её огромной площади можно увидеть разнообразные ландшафты – обширные леса, голубые речные долины, живописные озера, высокие горы, цветущие луга, необозримые поля.  Вся жизнь человека связана  с природой, где одни явления сменяются другими. У каждого времени года свои особенности, свои приметы. Природа, своим разнообразием дает нам много радостных переживаний. Познавать явления природы, раскрывать тайны жизни зверей, птиц, насекомых и растений - это полезное, увлекательное и интересное дело, доступное всем. Оно должно нести эстетическое наслаждение каждому и помочь сберечь наши леса, парки, луга для будущих поколений. Прекрасное и возвышенное отношение к природе тесно связано с интеллектуальным развитием человека, на что указывают многие психологи и педагоги. Они подчеркивают, что без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных  явлений,  воспитание экологической культуры. Многие исследования доказали, что большинство людей  усваивают те или иные убеждения с детства, до того как получают возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже  эти предпочтения складываются в твердые стереотипы. Изменить которые уже трудно. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её. Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должно воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.» Так говорил русский писатель М.М.Пришвин. Великие писатели, поэты, художники, композиторы, ученые создали свои бессмертные произведения под влиянием родной природы. Вдохновенно и преданно любили природу наши русские поэты. Очень важно, чтобы ребенок с детства научился любить и беречь родную природу. В чувстве любви к природе заложено начало патриотизма. Об этом неоднократно писал К.Д.Ушинский, который высоко ценил роль родного слова в воспитании любви к Родине. « В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувств, голос родной природы который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой Родине, который высказывается так ясно в родной песни, в родных напевах, в устах народных поэтов.»

В дошкольном возрасте ребенок уже может оценить поэтические произведения. Первый интерес к  стихам, яркой рифме и четкому ритму начинает, проявляется очень рано – в полтора-два года. Эта любовь к стихам устойчива на протяжении всего дошкольного возраста, но особенно велика в младшем и среднем дошкольном возрасте. Недаром К. Чуковский возраст от двух до пяти называл  «стиховым периодом». Поэтому мы предлагаем для воспитания у дошкольника экологической культуры, патриотизма чаще использовать поэтическое слово наших поэтов. Их произведения о природе просто и правдиво рисуют картины ее и учат не только любоваться природой, но и видеть такие  явления, по которым часто поверхностно скользит наш взор, замечать, на первый взгляд, незаметное в природе, но помогающие раскрывать некоторые ее тайны.  Думаем, не нужно не кому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К.С. Аксаков писал: «Слова есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира»  Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в дошкольном возрасте. Ценность произведений художественно-поэтического слова заключается в их влиянии на развитие ребенка. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие  художественные образы привлекают внимание ребенка, заставляют испытывать разные эмоции: от радости до печали; постепенно обогащают его новыми понятиями. Слушая художественные произведения, ребенок учиться родному языку, запоминает постоянные эпитеты народной речи (Ясно-солнышко, быстрая реченька, ласточка примчалась из-за бела моря, кудрявая рябина), чувствует красоту поэтической метафоры:

Туча по морю гуляет…

(А.С.Пушкин)

Бегут ручьи, бурлят ручьи!

Играют, пляшут воды!...

(И. Северян)

«Золото, золото падает с неба!»

Дети кричат и бегут за дождем…

(А. Майков)

Опять смеется лето

В открытое окно,…

(Т. Белозеров)

Тишина кругом немая,

Только песня удалая-

Сердцу русскому родная,

Словно устали не зная,

Льется за рекой…

(А.Корифинский)

Дети усваивают родной язык, подражая взрослым. Общение детей со взрослыми, чтение поэтического слова приобщают детей к богатствам великого русского языка и литературы. Наша задача через художественное слово приблизить родителей, а через них и детей к природе, вызвать интерес к ней; направить родителей на самостоятельное изучение природы, с  тем, чтобы он мог правильно руководить наблюдениями детей, воспитывать в них любознательность, любовь к родной природе, активное и бережное отношение к ней. Мы хотим, чтобы через поэтическое слово возникло желание непосредственно воспринимать природу в лесу, на лугу, на реке…  Как воспримет ребенок стихотворение, и сможем ли мы решить поставленные задачи во многом завысит от чтеца, роль которого на себя берет взрослый. Маленький ребенок читать не умеет. Художественное слово воспринимается им через чтения взрослых, отсюда и вытекает особая важность выразительной, эмоциональной подачи литературного произведения. Задача чтеца – помочь детям увидеть слушаемое, сделать зримыми и правдивыми соответствующие картины, образы, вызвать определенные эмоции, переживания. Для чтеца необходимо хорошее знание произведения и детей, которые будут его слушать. Для восприятия произведения имеет значение возраст детей, их развитие, наличие или отсутствие умения слушать, момент, когда дети слушают. Художественное исполнение литературного произведения требует тщательной подготовки. Предварительная работа чтеца над произведением – работа творческая. В процессе подготовки он должен хорошо изучить данное произведение, осмыслить его идею, понять замысел автора. Понимание идеи поможет исполнителю определить свое отношение к нему в целом, к действующим лицам, явлениям, поможет ясно увидеть образы, обстановку. Чтец не бесстрастно передает содержание. При исполнении художественного произведения он является как бы очевидцем событий, о которых идет речь. Чтобы овладеть вниманием и доверием детей речь чтеца должна быть эмоциональной и убедительной для того чтобы передать  свое отношение к тому, о чем он говорит. Его чувства должны передаваться и слушателям. Большую помощь в исполнении художественного произведения оказывает творческое воображение. Исполнитель должен видеть то, о чем рассказывает. Без этого «видения», как говорил К.С.Станиславский, живой передачи не получится. В процессе творческой работы над произведением важно использовать основное  средство художественной передачи – голос. Разнообразнейшие интонации голоса, всевозможные оттенки его силы, темп чтения, соответствующий содержанию, помогут созданию правдивого, убедительного рисунка исполняемого произведения. Важно, чтобы литературное произведение правдиво звучало в детской аудитории, затрагивало чувства, и тогда оно проникнет в сознание каждого ребенка, произведет  впечатление, которое надолго останется у ребенка и отразится в  дальнейшим на его развитии.

При чтении стихов важно позаботиться о создании благоприятных условиях для слушанья, выбор момента, умение владеть внешними средствами ( голос, паузы, взгляд, мимика, жест), заинтересованности и подготовленности детской аудитории. Прежде всего, необходимо позаботиться о создании благоприятных условий для слушанья детей. Чтецу гораздо легче овладеть вниманием детей, если он их хорошо видит. Соответственно дети тоже должны хорошо видеть чтеца. Спокойная, уютная обстановка располагает к слушанью и в комнате, и в лесу, и на берегу озера или реки. Если нет возможности туда попасть, можно использовать виртуальную реальность. Надо заблаговременно устранить то, что может помешать слушанью, например выключить радио, убрать с детьми игрушки и другие предметы и т. д. Дома, как и в детском саду, нельзя читать или рассказывать детям после продолжительного сидячего занятия или после большой затраты ими физических сил: слушанье также требует сил. Большое значение имеет начало чтения. Дети должны почувствовать, что чтец собирается сообщить им что-то интересное, важное. И надо воспользоваться этим моментом, чтобы сразу начать и взять верный тон. В этот момент иногда допускаются ошибки: вместо того чтобы сразу приступить к делу, взрослые начинают уговаривать детей сидеть смирно – это только их дезорганизует. Конечно, нельзя начинать при шуме. Но надо ловить первый спокойный момент, чтобы приступить к чтению. Порой для этого достаточно минуты выжидательного молчания. В других случаях можно задать детям, какой либо вопрос, вводящий в тему. А дальше само чтение дисциплинирует их. Иногда бывает, что в процессе чтения дети все-таки отвлекаются. Как же привлечь их внимание? Если дети шумят, ни в коем случае не следует повышать голоса и стараться их перекричать. Наоборот, нужно значительно понизить голос: это действует на них успокаивающе. Замечание расхолаживают детей, ослабляют силу впечатления. Иногда достаточно взглянуть на ребенка или прибегнуть к выжидательной паузе. Взгляд чтеца является незаменимым средством воздействия на слушателей. Взгляд помогает передавать настроение, позволяет следить за детьми и привлекать не внимательных. Задавать ли вопросы во время чтения зависит от характера произведения. При чтении стихотворения вопросы воспитателя не уместны. Чтец должен уметь владеть своим настроением, должен уметь подавлять свое волнение или смех, и это даст ему власть над аудиторией и усилит связь с ней. Мимика, выражения лица, поза чтеца должны соответствовать содержанию передаваемого. Произносить стихи надо просто, но выразительно, соблюдая ритм и давая чувствовать их рифму, но, не злоупотребляя ей. Не хорошо говорить стихи как прозу, но также плохо «рубить» их. Однако при использовании выразительных средств, таких как: голос, его интонации, паузы, темп, взгляд, мимика, жест, поза, нужно соблюдать чувство меры. Скучна безжизненная передача, но излишне подчеркнутая еще хуже.

Знакомя детей с литературными произведениями, необходимо прививать детям любовь к ним, учить их бережно обращаться с книгой: не бросать ее, не брать ее грязными руками, не перегибать ее, не вырывать из нее страниц, не мять ее и не рисовать на них. Если книга не в порядке, нужно вместе с ребенком «вылечить» книгу. Недопустимо, чтобы дети привыкали к виду разорванной, потрепанной книги.

Читайте, слушайте, запоминайте, учитесь слышать, чувствовать. А стихи наших поэтов будут вам хорошими помощниками в этом.


Список литературы

1.         JI. А. Горбушина, А. П. Николаичева, «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста», М 1983.

2.         В. М. Федяевская, «Книга для рассказывания и чтения дошкольникам», М 1953.

3.         О. И. Соловьева, «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду», М 1966.

4.         Ф. А. Сохина, «Развитие речи детей дошкольного возраста», М 1979.

5.         Е. И. Тихеева, «Развитие речи детей», М 1981.

6.         М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко, «Художественное чтение и рассказывание в детском саду», М 1970.

7.         В. В. Волина, «В гостях у природы», СПБ 1997.

8.         БА, «Стихи и рассказы о природе», М 2006.

9.         БА, «Русские поэты - детям», М 2007.

10.         JI. И. Егорченков, «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», М 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль праздников и развлечений в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подч...

Роль народного искусства в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. "Русские ремесла".

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Прививать любовь к своей культуре, бережно относиться к материальным и духовным ценностям своего народа.Программное содержание:Уточнять...

Роль мини-музеев в духовно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Доклад на родительском собрании "Роль мини-музеев в духовно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"...

Роль поэтического слова о природе в воспитании детей дошкольного возраста

Данная статья адресована педагогам, воспитателям дошкольных учереждений и родителям. Надеемся что наша статья поможет приобщить ребенка к миру поэзии, любви к природе....

Роль поэтического слова о природе в воспитании детей дошкольного возраста

Даннася статья предстовляет собой практические методические рекомендации для ознакомление детской аудитории с поэтическим словом....

Роль уголка природы в воспитании детей дошкольного возраста

Роль уголка природы в воспитании детей дошкольного возраста...

Выступление на педсовете «Художественное слово как универсальное средство воспитания детей дошкольного возраста»

Художественное слово является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей...