Адаптация детей раннего возраста к ДОУ.
статья (младшая группа) по теме

Ложкина Марина Витальевна

Из опыта работы воспитателя Ложкиной Марины Витальевны по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №142   ОАО «РЖД».  Адаптация детей раннего возраста к ДОУ. (из опыта работы воспитателя группы раннего возраста Ложкиной Марины Витальевны).   «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш …» В. А Сухомлинский. Адаптация - (латинское - «приспособляю») - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.   Цель: Организовать жизнь ребенка в ДОУ так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у его формировалось положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками, а затем и со взрослыми.  Задачи: организовать совместную работу педагогов, сотрудников детского сада, родителей по облегчению адаптационного периода; формировать у ребенка положительные ассоциации, связанные с детским садом и педагогами; сделать помещение группы более уютным, домашним, привлекательным для детей; создать эмоционально-благоприятную атмосферу в группе;  формировать у детей чувство уверенности в окружающем; развивать у детей уверенность в себе и своих возможностях, закладывать основы доверительного отношения к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю; развивать навыки взаимодействия детей друг с другом и с воспитателем; организовать игровую деятельность, направленную на формирование контактов «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый».   Гипотеза: если педагоги будут создавать специальные условия для адаптации детей к ДОУ, будут работать в определенной системе с родителями и специалистами детского сада, то переход от семейной домашней атмосферы к условиям ДОУ будет плавным, безболезненным для каждого ребенка. Адаптационный период - серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия. Это приводит к изменению поведенческих реакций ребенка, расстройству сна и аппетита. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.                                               Различают три степени сроков адаптации:1 степень -легкая степень адаптации, когда у ребенка нарушается аппетит, легкое нарушение сна, проявляются временные отрицательные эмоции (плачет и успокаивается, неохотно играет с детьми), срок удовлетворительный (от 10 дней до двух недель.)                                                                                                       2 степень-адаптация средней тяжести, когда происходят вегетативные изменения в организме повышение температуры тела, сыпь на коже. Эмоциональное состояние нормализуется медленно, на протяжении месяца. После поступления в ДОУ ребенок, как правило, болеет (ОРЗ, ОРВИ), срок адаптации средней тяжести-1месяц. 3 степень-адаптация нежелательная, самая тяжелая, ребенок теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, очень длительная по срокам - от 2 до 6 месяцев.  Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Установлен ряд факторов, определяющих насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Это, во-первых, состояния здоровья и уровень развития.  Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности адаптации. Вторым фактором является возраст. С 1 года 8-9 месяцев до двух лет и старше - наиболее благоприятный период для адаптации, хотя степень ее остается разной. Третьим фактором является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Отрицательное влияние на течение адаптации оказывают имеющиеся в семье нарушения режима сна, кормления, неправильная организация бодрствования. Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение. Свою работу веду по нескольким направлениям: педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей, создание эмоционально - благоприятной атмосферы в группе, формирование у детей чувства уверенности в окружающем, правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирования эмоциональных контактов: «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок», обязательно включающая игры и упражнения.                                                                                           1.Работа с родителями. Для того, чтобы сделать процесс адаптации менее болезненным, необходимо, чтобы родители и сотрудники детского сада поддерживали тесный контакт.       Основные формы работы детского сада с семьей: родительские собрания, анкетирование, беседы, посещение на дому, выставки, папки – передвижки, алгоритмы: «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь», непродолжительное присутствие родителей во время адаптационного периода в группе, консультации.  Еще до поступления в детский сад устанавливаю контакт с семьей. Стараюсь сразу выяснить все привычки и особенности ребенка, характерные черты его поведения, интересы и склонности. (Анкета «Что должен знать воспитатель о будущем воспитаннике?»). Рекомендую в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с детьми и воспитателями. Причём желательно приводить не только на утреннюю прогулку, но и на вечернюю, когда можно обратить внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В группу в первые дни советую приводить ребенка чуть позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой (если такое случается).Типичной ошибкой родителей во время адаптации является неготовность родителей к негативной реакции ребенка на детский сад. Надо помнить, что плаксивость - нормальное состояние малыша в период адаптации. Прежде всего, родителям надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понять, что ребенок проходит адаптацию к новым, неизвестным ему условиям жизни.    В этот сложный период родителям надо как можно больше времени проводить с ребенком. Желательно, чтобы в первое время ребенка приводил в детский сад тот человек, с которым ему   легче расставаться.  Часто ребенок из воспитателей выбирает одну и в ней видит временную замену «мамы». Родителям надо выяснить, кому именно малыш оказывает предпочтение, и общаться с ней как можно больше -  тогда им удастся услышать массу милых подробностей о своей крохе. Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно, когда этот плач сопровождает ее каждое утро и весь день звучит в памяти. Через это надо пройти, если садик действительно нужен, а иначе не стоит начинать! Уходя - уходите! Не желательно, чтобы родители наблюдали за площадкой из- за забора или подслушивали за дверью.  Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.  Родителям не следует показывать ребенку своей тревоги. По вечерам родителей могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и тому подобное. Причин этого несколько.  Я назову одну -  адаптация к детскому саду - большой стресс для малыша, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Единственный совет, который могу дать родителям в этот период -  терпение и еще раз терпение. Необходимо помнить, что маленькому человеку очень тяжело, следует попытаться помочь ему справиться с эмоциями, не провоцировать его лишний раз, стараться сохранять в доме спокойную обстановку. Главное помнить -  что это все тот же малыш. Проводить с ним больше времени, больше обнимать его, лежать и сидеть рядышком, когда это, возможно, пошептать ему на ушко любимую сказку или спеть песенку. Ежедневно общаться с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником. Поддерживать ребенка в период адаптации, меньше обращать внимание на его капризы, дарить ему свое тепло и свою любовь. Постараться не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучать от соски, груди -  это лучше сделать заранее, не ездить надолго в гости, не приглашать к себе незнакомых людей.). Берегите нервную систему малыша! Много интересного родители могут узнать из папок -  передвижек, консультаций, памяток, рекомендаций: «Собираюсь в детский сад», «Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к ДОУ», «Адаптация к ДОУ - памятки для родителей», «Помощь нужна еще и маме». «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ», «Спокойное утро», «Не делайте ошибок», «Учимся расставаться», «Поведение родителей с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад».                                                                                                                                     2. Создание эмоционально - благоприятной атмосферы в группе. Формирование чувства уверенности детей в окружающем. Для успешной адаптации малыша к условиям ДОУ необходимо, прежде всего, создать у него положительное впечатление о детском садике, чтобы он ходил в него с желанием. Для удобства организации разнообразной деятельности детей я выделила в группе несколько уголков: уголок сенсорного развития; художественно-речевой уголок; уголок конструирования; уголок ряженья. В. А. Сухомлинский: «… твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать воспитателем, и среди этих качеств на первом месте -  умение проникнуть в духовный мир ребенка». Качества, способности, умения, необходимые для успешной работы педагога: любовь к детям; умение сочувствовать другим; общительность, доброжелательное отношение к детям; коммуникативные навыки;                                                              организаторские, творческие, артистические способности; уравновешенность, эмоциональная стабильность; эрудированность;  и самое главное: уверенность в себе, уверенность в том, что ты сможешь сделать так, чтобы адаптация ребенка прошла безболезненно и спокойно. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, и адаптация пройдет намного легче.                                                                                           Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога – заслужить доверие ребенка!                                  Детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.  Педагог должен владеть арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малыша. Игры обладают успокаивающим и расслабляющим действием. Одомашнивание группы.  Практически любой малыш испытывает дискомфорт от размеров игровой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие как дома.                                              Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, я стараюсь «одомашнить» группу. Ребенку разрешается принести из дома любимую игрушку, с которой он привык играть и засыпать. Создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид поможет обыкновенный прикроватный коврик, пижама, фито подушечка, сделанная мамой, интересное панно.  Все эти атрибуты становятся для малыша символом и частичкой дома. Мебель в группе я стараюсь разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе есть «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. В моей группе таким «домиком» является паровозик.  И, наконец, самое главное - это ласковое, доброжелательное отношение к детям - «маматерапия». Большую роль в первые дни пребывания в группе играет впечатление о встрече с воспитателем. Лицо воспитателя должно быть праздничным, не выражать никакой неприязни. Лекарство от стресса – это смех ! Я создаю такие ситуации, чтобы дети смеялись. Для этого я показываю игрушки - забавы, приглашаю в группу необычных гостей - зайчика, лисичку, собачку, кошечку.                                               Таким образом, как будет протекать адаптация, зависит целиком от того, какая атмосфера будет в группе, сумеет ли воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение.                На каждого ребенка завожу адаптационный лист, где фиксирую показатели: эмоциональное состояние ребенка, сон, взаимоотношения с персоналом и детьми.      Формирование у детей чувства уверенности в окружающем.                           Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми и воспитателями, будет ориентироваться в детском саду. Кто- то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого- то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, с воспитателями.  Именно поэтому одна из задач адаптационного периода -  помочь ребенку как можно быстрей и безболезненней освоиться в новой обстановке, почувствовать себя уверенным, «хозяином ситуации». А уверенным малыш будет, если поймет, что за люди его окружают, в каком помещении он живет. Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями; установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальня и другие комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.                                                                              Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми делает еще более сложным период адаптации. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения и взаимопомощи. Педагог должен быть максимально внимателен и эмоционально отзывчив к потребности каждого ребенка. Родители должны заранее готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, по возможности расширить круг общения, помочь преодолеть страх перед незнакомыми людьми, помочь разобраться с игрушками, вовлекать ребенка в совместную игру - все это облегчит адаптационный период. Далее идет очередь воспитателей и персонала детского сада.                                                                                                                                 3.Игровая деятельность.  Главным расслабляющим средством дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период-налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать положительное отношение к детскому саду. Я придерживаюсь нескольких правил: добровольность участия в игре. Необходимо, чтобы ребенок захотел принять участие в игре; я сама становлюсь непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекаю их в игровую деятельность, делая ее важной и значимой для них. Игры повторяю многократно - это необходимое условие развивающего эффекта.  Наглядный материал не превращаю в обычный, всегда доступный.  Это значит, он надолго останется для детей интересным.  Никогда сразу не оцениваю действия ребенка. Этим самым даю малышу возможность проявить себя. Он по - своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, просто надо помочь ему выразить все это! Основная задача игр с детьми в адаптационный период - наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду!                               Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Предлагаю несколько игр для налаживания контакта с ребенком: «Идите ко мне»,  « Хлопаем в ладоши»,  «Ку-ку»,  «Хоровод»,  «Котенок», «Послушай сказку» (с показом настольного театра),  «Прятки»,  «Догоню- догоню». Некоторые дети не сразу вступают в игру с воспитателем и другими детьми. Поэтому я рекомендую провести несколько игр с мамой. (Папка «Занятия по адаптации ребенка к ДОУ».)   Вот некоторые игры, которые проводятся совместно с родителями: «Коза рогатая», «Стенка- стенка», «Мельница», «Поздоровайся с мишуткой», «Мы ногами топ- топ», «Зарядка для пальчиков». Можно предложить порисовать вместе с мамой. На данном этапе совместных игр мамы и ребенка мама пытается понять возникающие потребности ребенка. Потом постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет для него никакой опасности. Малыш иногда отходит от мамы, но она все еще является для него защитой и поддержкой. Здесь важно научить маму, отпуская ребенка, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень недолговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх с педагогом, другими детьми и чужими мамами. Далее в работу вступает именно воспитатель. Я планирую игровое взаимодействие с использованием разнообразных видов игр: сюжетные игры («Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает».), игры с водой («Плавающие уточки», «Тонут -  не тонут».), игры с песком («Пирожок для мамы», «Угостим зайчика морковкой».), пальчиковые игры («Ладушки - ладошки», «Птичка», «Дружная семейка».),  игры с дидактическими игрушками («Пирамидка», «Занимательная коробка», «Матрешка», «Шнуровки».), игры - забавы («Солнечный зайчик», «Ловись, рыбка», «Нежно гладим мы зверят»), игры с каталками, качалками,  игры с элементами фольклора (потешки, песенки.), расскажи стихи руками. Все об играх в адаптационный период родители могут узнать из папок: «Давай поиграем», «Игры для налаживания контакта с ребенком», «Особенности взаимодействия мамы и ребенка на каждом этапе становления психологической автономности».  Родители часто спрашивают, по каким признакам можно узнать, что адаптационный период закончился. Я считаю, что первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы: ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит, и он благосклонно принимает помощь взрослого во время еды. Со временем он совсем перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У ребенка появляются сдвиги в поведении: в какой- той мере обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. И самым последним и значимым показателем является спокойный и достаточно длительный сон малыша, как в дневное, так и в ночное время. Удачи всем: и малышам, и родителям, и педагогам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).

Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...