Аналитический отчёт за период с 2011 по 2015 учебный год музыкального руководителя Мотовиловой Ларисы Петровны.
материал на тему

Мотовилова Лариса Петровна

Аналитический отчёт за период с 2011 по 2015 учебный год музыкального руководителя Мотовиловой Ларисы Петровны. Отчёт содержит методы и приёмы работы. Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами. Результативность работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл аналитический отчёт36.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Введение

Современный этап образования требует новых подходов к обучению детей дошкольного возраста в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации».  Дошкольное образование стало первой ступенью общего образования.

В соответствии с концепцией модернизации образования Российской Федерации приоритетом развития системы образования является обеспечение доступности качественного образования. Необходимым направлением качественного образования является гуманизация педагогического процесса, в котором ребёнок с проблемами, считается субъектом воспитания.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования музыка как отдельная область развития детей  включена в художественно-эстетическое направление развития и образования личности. Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, мира природы (звуки голосов птиц, шума набегающей волны и др.); становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие современной детской музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам музыкальных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Так же в ФГОС дошкольного образования во втором разделе его содержания говорится о том, что для детей с ограниченными возможностями здоровья  должны быть созданы условия направленные на:

  1. обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  2. освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

В межаттестационный период я работала с детьми с ЗПР и УО, с сентября 2014 года с общеобразовательными группами.

Современный этап развития коррекционной педагогики и психологии объективно подтверждает положительное влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии. Эффективность влияния музыкально-ритмических занятий на развитие речевой функции, слухового внимания,моторики у детей с ограниченными возможностями доказана  исследованиями педагогов: Ж. Далькрозом, К. Орфом, Н.Г. Александровой, Е.В. Коноровой и др.

В соответствии с концепцией модернизации образования Российской Федерации приоритетом развития системы образования является обеспечение доступности качественного образования. Необходимым направлением качественного образования являетсягуманизация педагогического процесса, в котором ребёнок с проблемами, считается субъектом воспитания.

В Свердловской области для детей с ограниченными возможностями здоровья создана сеть образовательных учреждений, включающая различные виды детских садов и школ, а также психологические центры, занимающиеся процессом сопровождения детей, конечным итогом которого является социальная адаптация ребёнка с проблемами в развитии.

МБДОУ – детский сад компенсирующего вида №548, посещают дети дошкольного возраста, имеющие физические, психологические и речевые нарушения в развитии, из них 18 детей – инвалидов и они все нуждаются в специальной коррекционной, психолого-педагогической и медико-социальной поддержке.

Основные особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно свести к следующим:

  1. Помимо речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.).
  2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания, памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
  3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребёнка ( самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. Специалисты отмечают, что коррекция движений сказывается на речи (Р.Б. Стеркина, К.В. Тарасова, Т.Г. Визель). «Принимая во внимание, что при ЗПР, УО часто наблюдаются отклонения в речевой сфере ребёнка, наша задача состоит в том, чтобы путём особых музыкально-ритмических упражнений, приёмов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребёнка» (Гринер В. Логопедическая ритмика для дошкольников. – М.: Учпедгиз, 1958).

Проблема: Отсутствие программ по музыкальному воспитанию  детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей с умственной отсталостью. Приоритетное направление моей работы:  музыкально-ритмическая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Музыкально-ритмическая деятельность – вид музыкальной деятельности, построенной на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм.

Трудно переоценить значение движения в развитии ребёнка дошкольного возраста. Особенно это актуально для детей с ОВЗ. Телесные ощущения для ребёнка первостепенны в освоении окружающего мира. Полноценное развитие всех психических процессов у ребёнка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребёнок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Постепенно внешние ориентировочные действия, связанные с телесными ощущениями переходят во внутренний план. Этот процесс охватывает всё дошкольное детство.

Телесное развитие ребёнка обладает колоссальным потенциалом. С естественной необходимостью его реализации связаны у ребёнка чувства радости, наслаждения от движений, от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребёнка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий.

С особым удовольствием ребёнок выполняет движения и действия, связанные с творческими заданиями – воплощением различных образов. Звучащие музыкальные образы вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Воспитатели и педагоги знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы, хороводы или просто произвольные движения под музыку.

В своей работе по развитию музыкально-ритмической деятельности ставились следующие задачи:

  • Развитие музыкальности;
  • Развитие двигательных качеств и умений;
  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие и тренировка психических процессов;
  • Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

Данные задачи были реализованы в различных видах музыкально-ритмической деятельности.

  • Музыкально-ритмические упражнения;
  • Танцы, пляски, хороводы;
  • Музыкальные игры.

Методы и приёмы

Очень важно, какие методы и приемы, и каким образом используются в работе с детьми в коррекционных  группах. «В процессе познания непременными компонентами являются чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика. В связи с этим в коррекционной работе и обучении на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы» (Г. Волкова).

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы и тактильно-мышечную наглядность.

Мысль Б. Асафьева: «Услышать ее (музыку) – это уже понять» может стать эпиграфом к работе музыкального руководителя с детьми с ЗПР. Выразительное исполнение музыкального произведения вызывает у ребёнка переживание, эмоциональный отклик, помогает быстрее найти дорогу к его сердцу и уму, чем слова, которые ребенок не всегда правильно понимает в силу своего диагноза.

В своей работе я использовала следующие приемы развития музыкальных способностей у детей:

  1. Наглядно-слуховые приемы:

• Исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка;

• Слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);

• Использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.);

• Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, погремушек и т.д.).

  1. Наглядно-зрительные приемы:

• Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах…). Особенно важно использовать этот прием в начале учебного года, когда навыки у детей недостаточно сформированы или отсутствуют вообще. Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений. Так, например, при выполнении наклонов вправо-влево, когда само движение требует предварительной подготовки двигательного аппарата ребенка и сочетания движений с музыкой, педагог должен показывать их в «зеркальном» изображении – стоя лицом к детям во время исполнения.

• Показ приема детьми, которые хорошо его освоили. Отмечают, что показ какого-либо приёма ровесником дети воспринимают лучше и после такого показа быстрее выполняют задания.

• Для развития внимания и умения анализировать, можно использовать «сравнительный показ». В этом случае педагог дает правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками.

• Иногда используется показ педагога с утрированными ошибками.

  1. Игровые приемы. Они помогут заинтересовать детей и вызовут желание выполнить задание лучше. Например, для развития чистоты интонирования можно использовать игровой прием «Паровоз гудит». Если ребенок правильно спел заданный звук, то педагог поднимает зеленый флажок («Паровоз проезжает»), а если неправильно, красный («Надо паровоз ремонтировать»).

Кроме вышеуказанных наглядно-зрительных приемов используются всевозможные наглядные пособия: иллюстрации, картины, музыкально-дидактические игры, видеофильмы, игрушки, всевозможные пособия и атрибуты (султанчики, листочки, платочки и т.д.).

Практический метод или метод упражнений, связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Дети с ЗПР в большинстве своем требуют гораздо большего количества повторений при освоении какого-либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании, поэтому роль упражнений здесь очень велика.

Очень полезны упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной - двух минут. Они помогают овладеть своим телом, лучше почувствовать само движение, его технику, избежать ошибок при разучивании. Эти упражнения учат принимать правильное исходное положение, способствуют осознанной работе двигательного аппарата. Нужно использовать предварительную проработку трудных мест до начала разучивания песни, пляски или игры. Например, если в песне встречается сложный мелодический ход, то его вначале можно дать в виде распевки.

Очень важно использовать разные приемы и разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности, а также в коррекционной работе с детьми в коррекционных группах.

Вот почему так важно учитывать уровень развития детей, их психофизические и возрастные особенности, а также объем навыков по всем видам деятельности, которыми они владеют на данный момент. Используя те или иные приемы, работая над развитием восприятия музыки, над формированием певческих навыков или навыков выразительного движения, а также решая какие-то коррекционные задачи, желательно фиксировать для себя, какие из этих приемов помогают достичь хороших результатов, создавая своеобразную «копилку полезных приёмов».

Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами

Месяц

Взаимодействие с педагогами

Сентябрь

1. Познакомить воспитателей с результатами диагностического обследования детей, выработать рекомендации по индивидуальной работе на учебный год.

2. Определить содержание индивидуального маршрута развития ребенка по разделу «Музыкальное воспитание» для воспитателей групп.

Октябрь

1. Педагогическая шпаргалка: «Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ».

2. Индивидуальные консультации «Подготовка к празднику осени – орг. моменты»

Ноябрь

1. Провести консультацию по теме: «Развитие воображения через фольклор»

2. Индивидуальные консультации

Декабрь

1.Консультация «Построение и проведение праздничных утренников для детей младшего возраста»

2. Репетиции с воспитателями по подготовке к праздникам.

Январь

1. Беседа « Типология праздников в детском саду»

2.Провести работу с воспитателями: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»

Февраль

1.Провести консультацию «Музыкально-ритмические движения как развитие творческих способностей детей»

2.Подготовить перечень репертуара для свободного прослушивания.

Март

  1. Лекция «Развитие творческого потенциала ребенка на музыкальных занятиях»
  2. Заклички к Масленице
  3. В помощь воспитателю разновозрастной группы «Музыкально-дидактические игры»  

Апрель

Консультация для дефектологов «Музыкотерапия»

Май

1.Организовать воспитателей в оформлении тематической выставки «9 Мая», «До свидания, детский сад».

2.Познакомить воспитателей с результатами диагностического обследования детей, выработать рекомендации по индивидуальной работе на летний период.

3. Индивидуальные консультации «Подготовка к выпускному, отчетному концерту – орг. моменты»

Июнь

1.В помощь воспитателю « Хороводные игры».

2. Провести консультацию «Музыка на летней прогулке»

Июль

Провести консультацию по теме «Обновление музыкальных уголков для родителей»

Август

Подготовить рекомендации по содержанию музыкальных уголков к началу учебного года в соответствии с возрастом.

Ежемесячно

1. Проводить индивидуальную работу с ведущими утренников и развлечений.

2. Проводить консультации по содержанию и проведению музыкальных занятий, организовать совместную деятельность ребенка и взрослого.

Результативность данной работы представлю вашему вниманию на примере одной из групп.

Показатели

Сентябрь 2013

Январь 2015

В

С

Н

В

С

Н

Двигается ритмично, чувствует смену частей музыки

0

5 (38%)

8 (62%)

3

(23%)

8

(62%)

2

(15%)

Проявляет творчество

(придумывает своё движение)

0

3

(23%)

    10

 (77%)

    2

 (15%)

    8

 (62%)

    3

 (23%)

Выполняет движения эмоционально

0

5

(38%)

    8

 (62%)

    3

 (23%)

   6

 (46%)

   4

 (31%)

Выражает желание выступать самостоятельно

0

8

(62%)

    5

 (38%)

   4

 (31%)

    6

 (46%)

   3

 (23%)

Итого

     0

5

 (40%)

8

(56%)

3

(23%)

7

(54%)

3

(23%)

Динамика составила – низкий уровень снизился на 33%, средний уровень повысился на 14%, высокий уровень составил 33%.

Условия для успешной работы с детьми

Условия обеспечившими успешность коррекционно-образовательной работы считаю следующее:

1. Знание психофизических и речевых особенностей детей, учет этих особенностей, состава группы и ее речевого профиля при планировании работы.

2. Знание ФГОС ДО как основного документа, в котором в частности, изложены требования к содержанию, условиям реализации образовательной программы музыкального воспитания и целевые ориентиры результата.

- Формирование и поддержка положительной самооценки ребёнка

- Недопустимость как искусственного ускорения музыкального развития, так и искусственного замедления музыкального развития детей;

- Построение музыкальной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- Поддержка положительного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах музыкальной деятельности;

- Поддержка инициативы и самостоятельности детей во всех видах музыкальной деятельности;

- Возможность выбора детьми материалов, видов активности,участников совместной деятельности;

3. Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями и специалистами, работающими в специальном дошкольном учреждении: учителями-дефектологами, инструктором по физической культуре.

Такая взаимосвязь необходима в начале и конце года при диагностировании детей всеми специалистами с обсуждением особенностей каждого ребенка, основных направлений работы с ним и выбора используемых методических приемов, а также при обсуждении результатов работы, итогов в конце учебного года, оценки эффективности используемого материала и методических приемов.

Весьма полезно обговаривать с логопедами и воспитателем речевой материал (стихотворения, тексты песен), предлагаемый детям для разучивания, учитывать их замечания и пожелания.

Вместе с воспитателем, а иногда через него (показ, индивидуальную помощь детям на занятиях и в повседневной жизни) нужно работать над формированием навыков во всех видах музыкальной деятельности. Воспитатель – первый помощник музыкального руководителя при проведении занятий, развлечений и праздников, а самое главное – при решении коррекционных задач и задач музыкального воспитания.

4. Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния. И без укрепления их здоровья исправления дефектов речи, требующих немало усилий со стороны ребенка, ждать не приходится.

5. Требовательность к себе, которая предполагает выдержку в работе с детьми и взрослыми (педагогами, родителями), творческий подход при выборе материала, методических приемов, внимание к своему поведению, своей речи (речь логопеда должна быть неторопливой, выразительной и эмоциональной, простой и доступной). Необходимо также помнить о дозировке речи взрослых: им не следует говорить много, они должны активизировать речь детей. Требования, предъявляемые к речи учителя-логопеда, с полным правом можно отнести ко всем педагогам, которые работают с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

6. Соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознание и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований.

Главный же принцип, которым следует руководствоваться педагогу, - внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию за 2014-2015 учебный год по теме "Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей"

Эта публикация о написании отчёта по самообразованию музыкального руководителя.  Материал может быть полезен для музыкальных руководителей  детских дошкольных учреждений....

Опыт работы музыкального руководителя Смилгаин Ларисы Ивановны по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА НА ПРАЗДНИЧНЫХ УТРЕННИКАХ"

Русские песни, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быт...

Конспект лекции музыкального руководителя СМИЛГАИН ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ по теме: «ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ» (из опыта работы)

Праздники – это важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности ребенка, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят ...

Аналитический отчёт «Педагогические достижения за 2014-2015 учебный год. в группе «Пчелка» (старший возраст)"

Аналитический отчёт «Педагогические достижения за 2014-2015 учебный год. в группе «Пчелка» (старший возраст)»...

Аналитический отчёт "Педагогические достижения за 2014-2015 учебный год группы компенсирующей направленности среднего дошкольного возраста"

Педагогический аналитический отчёт, предусматривающий анализ внутренней информации - один из важнейших элементов отчётной документации дошкольного учреждения.Отчёт необходим:- для подведения итогов пр...

Аналитический отчёт "Педагогические достижения за 2014-2015 учебный год"

Педагогический аналитический отчёт, предусматривает анализ внутренней информации. Он необходим для подведения итогов проделанной работы за год; для грамотного планирования дальнейшей деятель...

План по самообразованию на 2022 -2023 учебный год музыкального руководителя Прошиной Нины Петровны. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников в музыкальной деятельности»

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативномразвитии. Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности дете...