КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ППРС) ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
материал (младшая группа) на тему

Парминова Наталья Владимировна

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ППРС) ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_razvivayushchey_sredy.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ППРС)

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

- Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».

- Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО-деятельности».

- Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».

 

 

Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом.  

Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе:

Познавательная  – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья; Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды.

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек (гендерное воспитание), периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается. Так например в группе организован уголок мальчиков (сундучок мастера), уголок для девочек (сумочка модницы).

 Игровые центры в нашей группе занимает центральное место, так как игра является основным видом деятельности дошкольников. Дети могут посетить магазин, больницу.  В кукольном уголке можно приготовить обед.

Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности.

В группе создан мини-музей народного искусства: деревянные матрешки, предметы быта, пальчиковый театр изготовленный из дерева.

Приоритетным направлением в нашем ДОУ является развитие речи. В данной группе созданы максимальные условия для речевого развития детей.

Так в центре познания расположены такие дидактические пособия, как

  1. Теремок потешек

Цель: учить читать наизусть потешки

  1. Шкатулка волшебных слов
  2. Шкатулка загадок
  3. Собери и расскажи сказку (кубики)
  4. На стене игра «Расскажи сказку»

Цель: учить рассказывать содержание произведения с опорой на изображение, вопросы воспитателя.

 

Центр игры

  1. Макет «Калейдоскоп загадок»

Цель: закрепить знания детей о зимних явлениях природы; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь.

  1. Волшебное дерево

Цель: развитие мыслительных операций, зрительного восприятия и внимания, связной речи.

  1. На стене последовательность сказки «Колобок»

Цель: учить повторять выразительно отрывки из прочитанного произведения.

  1. Моделирование сказки «Колобок»

Цель: учить самостоятельно рассказывать известную сказку по схеме - модели

  1. Макет сказки «Колобок»
  2. Составление рассказа по стрелкам

Цель: формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Развивать память, внимание.

  1. Сказкатерапия (зонт)

Цель: учить последовательно раскладывать и рассказывать известную сказку.

  1. Д.И. «Развлекательная дорожка»

Цель: учить правильно называть персонажа той или иной сказки.

  1. Д.И. «Чудесный мешочек».

В соответствии с тематикой проекта наполняемость мешочка меняется.

Центр театра

  1. Разные виды театра: настольный, пальчиковый, с ширмой
  2. Маски для драматизации сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Заюшкина избушка»

Центр книги

Выставка книг одного автора «Русские народные сказки»

Цель: способствовать формированию интереса к книге.

           Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности  мелкой моторики, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.

Так в центре воды и песка

  1. Набор для экспериментирования с водой и песком
  2. Коллекция камней, ракушек, круп
  3. Ящик ощущения: различные виды материала, способствующие развитию тактильных ощущений: поролон, фактурная бумага, ткань, кожа.

 

Уголок уединения

Сенсорная подушка

В центре познания

Игры с прищепками

В центре конструирования

Наборы различного конструктора, как напольного, так и настольного; крупные пазлы.

В центре игры

На стене кукла - девочка, которой можно заплести косички и завязать банты,  кукла - мальчик застегнуть и расстегнуть пуговицы курточки, завязать и расшнуровать ботинки.

Игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, со шнурками.

Книжки – малышки.

В центре театра: разные виды театра, в том числе пальчиковый.

В каждой зоне расположены игровые персонажи. Они вместе с нами «знакомятся», «дают задания», «просят о помощи», «рассказывают увлекательные истории».

Так например, в

- спокойной зоне находится «Зайка-любознайка»

- в зоне средней активности «Мишка тиш»

- зоне насыщенного движения «Лисичка Лиля».

В организации предметно-развивающей среды принимают участие родители: книжки-малышки, теремок потешек, шапочки для сюжетно-ролевых игр, сенсорная подушка, пальчиковый театр (вязаный) «Колобок».

Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в непосредственной образовательной деятельности, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, реализовать свои замыслы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда во 2-ой младшей группе "Сказка"

Предметно-развивающая среда – составляющая часть развивающей среды дошкольного детства. Предметно-развивающая и игровая среда детского сада предполагает развитие  широкого круга детских интересов...

Модель ППРС во второй младшей группе

Центры активности в группе...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 1 младшей группы раннего развития (2-3 года) в соответствии с ФГОС.

Проектированиеобразовательной предметно-пространственной развивающей средыдля детей 1 младшей группы раннего развития (2-3 года)в соответствии с ФГОС.         В...

Проект "Организация ППРС" во второй младшей группе

Проект "Организация ППРС" во второй младшей группе...

Предметно-пространственная среда в ДОУ вторая младшая группа

Предметно-пространственная среда организована с учётом требований ФГОС ДО.Пространство группы организовано в виде разграниченных зон с учетом гендерного воспитания оснащенных большим количеством разви...