Консультация для педагогов "Одарённые дети".
консультация (старшая группа) на тему

Титова Антонина Павловна

В консультации представлен материал о том кто такие "одарённые дети" и какова природа одарённости:  то ли это дар "свыше" или же это генетическая предрасположенность...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_odaryonnost.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

 Детская одарённость.

"Одаренность - от слова "дар"  (дар природы, Божий дар). Слово это как в русском так и в английском (gift) языках имеет однозначную трактовку. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».

Одарённые де́ти, или вундерки́нды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста

Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов.  

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

В психологии до сих пор не сложилось общего представления о природе одарённости, существуют лишь два основных варианта объяснения природы одарённости.

  • Первый вариант предполагает одарённость детей как дар «свыше», которым наделены только избранные. Данный вариант ставит под сомнение возможность дальнейшего развития одарённости.
  • Второй вариант - генетическая предрасположенность. Многие специалисты считают одаренность генетически предрасположенной. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться.

И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

Эта простая и, казалось бы, очевидная мысль с большим трудом пробивала себе дорогу в отечественной педагогике и педагогической психологии. Многие в нашем отечестве не хотели и до сих пор не хотят «ждать милостей от природы». Отсюда и идеи о том, что нет детей одаренных и нет не одаренных. Есть лишь те, кого правильно или неправильно обучали и воспитывали, «нет плохих учеников, есть плохие учителя...»

Жаль разочаровывать этих людей, но природа не живет по их установкам, у нее свои законы и правила распределения даров, и видимо, свои представления о справедливости и равновесии.

В последнее время многое стало меняться, и термин «одаренность» вновь стал использоваться в профессиональной литературе. Но споры не окончены.

Распространено мнение, что если дан человеку дар, то некуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: «Талант всегда пробьется», «Талант не пропьешь». Однако, исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Одаренность существует только в динамике – или развивается, или угасает.

Основные слагаемые успеха

Мотивация

Мотив (от французского motif - «побудительная причина») - психическое явление, становящееся побуждением к деятельности.

При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, иначе говоря, ищут ответ на вопрос «зачем это нужно ребенку».

Кого считают одаренным ?!!

«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

  • дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
  • дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
  • дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
  • дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
            
    Виды одаренности:
  • Художественная одаренность (Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных Вшколах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности)
  • Общая интеллектуальная одаренность (Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний)
  • Академическая одаренность (проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной)
  • Социальная одаренность (Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником)

Качества, характерные для будущих творцов:

  • рано овладели знаниями в избранной сфере.
  • проявляли высокий интеллект, хорошую память.
  • были увлечены своим делом, энергичны.
  • демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
  • умели контролировать себя.
  • имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
  • умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.

Свойства одаренной личности

  • Любознательность. Жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в «умственных впечатлениях», характерна для каждого здорового ребенка
  • Сверхчувственность к проблемам. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, того, кто способен преодолеть господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним не стояли.
  • Надситуативная активность. Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему. Для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы
  • Высокий уровень развития логического мышления. 
  • Повышенный интерес к дивергентным задачам. Одаренные дети решают задачи, требующих поиска разных подходов, в том числе на уровне интуиции и озарения)
  • Оригинальность мышления. Способность выдвигать новое, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных.
  • Гибкость мышления. Высокий уровень гибкости мышления – явление редкое, поэтому наличие его свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.
  • Легкость генерирования идей (продуктивность мышления). Это является с одной стороны основой, с другой – необходимой предпосылкой творчества. Большое количество идей характерно для одаренного человека как реакция на проблемную ситуацию.
  • Легкость ассоциирования. Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его «нормальные» сверстники, воспринимать связи  и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями.
  • Способность к прогнозированию. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуиции, способность к глубокому анализу. Одаренные дети не только способны прогнозировать решение задачи, но и делать прогнозы на социальные явления. Это один из основных признаков одаренности, который основывается на всех вышеперечисленных качествах.
  • Высокая концентрация внимания. Для даренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.
  • Отличная память. У одаренных детей феноменальная память. Есть стремление к систематизации, классификации информации, опыта, идей, склонность к коллекционированию.
  • Способность к оценке. Эта способность обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность
  • Особенности склонностей и интересов. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознаны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели.   Им многое удается, много по душе и им хочется попробовать себя в разных сферах.
  • Стремление к самоактуализации. Стремление раскрыть свой внутренний потенциал  - главный побудительный мотив творчества. 
  • Перфекционизм. Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах.
  • Самостоятельность. Личностное свойство, предполагающее независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи, реализовывать важные решения; ответственность за свои поступки и их последствия.
  • Социальная автономность. Учителя, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции одаренно ребенка. Связана с неприязнью одаренных детей к традиционному обучению. Они редко бывают отличниками, порой и вовсе не считаются хорошими учениками.
  • Эгоцентризм. Многие отмечают высокую степень эгоцентризма именно у одаренных.
  • Лидерство. Истинный лидер всегда творец. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел.
  • Соревновательность. Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует искать  в превышающих обычные возможностях ребенка, в способности к высоко дифференцированной оценке.
  • Особенности эмоционального развития. Ребенка отличает  повышенная уязвимость. Ее причина – сверхчувствительность. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют.
  • Юмор. Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты. 

Диагностика творческий одаренности

  • Опросник креативности Джонсона (ОК)— это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению
  • Методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков)
    В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного возраста наиболее часто применяются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса и батарея тестов креативности Туник. 

Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
                                 
   Марина Цветаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».

Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

Консультация для родителей детей 6-7 летнего возраста "Подготовка детей к школе"

Родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребёнок в 1 классе, будет ли успевать, хорошо бы стать гордостью класса, первым учеником... По крайней мере, без троек. И изучение иностранных...

Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"

Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...